Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебница вода»
в старшей группе
Воспитатель Маркелова
Ирина Дмитриевна
Красноуфимск 2021
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
- способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
- поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
- создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
- развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности
1. Вхождение в игровую ситуацию.
(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)
Воспитатель приглашает детей:
-1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»
- Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединяем пальцы в «замок»)
С вами мы подружимся маленькие пальчики.
(касаемся кончиками пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхиваем кистями)
3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
- Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.
(Воспитатель показывает глобус)
-Что это?
- Глобус.
- А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
- Страны, города, океаны, моря и т.д..
- А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей:
- Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
-А что находится в реках, морях, океанах?
- Вода.
- Ребята, а где можно встретить воду?
Примерные ответы детей:
- Вода есть в кране, в тучке.
- Вода есть в бассейне.
- Вода есть в луже, в организме.
- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?
- А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.
(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)
4. Проведение опыта-эксперимента
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
- Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?
Дети высказывают предположения
- Вода имеет запах
-Я думаю, что вода не имеет запах.
- Давайте проверим. Имеет вода запах?
- Вода не имеет запаха.
-Какой делаем вывод?
(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
-Ребята, обозначим это свойство этой схемой.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
- Я считаю, что вода не имеет вкуса.
- А я думаю, что вода имеет вкус.
-Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
- Вода не имеет вкуса.
-Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 3. Вода прозрачная.
- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
- Я считаю, что вода не имеет цвет.
- А я думаю, что вода имеет цвет.
-Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
- Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
- А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
- Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
- В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
5. Игровое упражнение «Мы – капельки»
( звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
- Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. Произносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.
6. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.
- Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей:
- В воде растворяется сахар.
- В воде растворяется мука.
-Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
- Сахар в воде растворится.
- А я думаю, что сахар не растворится.
- Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?
Вывод: сахар в воде растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
-Что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
- Песок растворится в воде.
- А я считаю, что песок не растворится в воде.
- Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
- Песок в воде не растворился.
- Какой вывод делаем?
- Песок в воде не растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.
- Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?
Примерные ответы детей:
- Я думаю, что краска в воде растворится.
- Я считаю, что краска не растворится в воде.
- Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?
Примерные ответы детей:
- Краска в воде растворилась, вода стала цветной.
- Какой делаем вывод?
- Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
- А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?
Примерные ответы детей:
- Я думаю, соль не растворяется в воде.
- Я думаю, что вода станет соленой.
- Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.
Опыт 6. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)
- Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
Примерные ответы детей:
- Я увидел своё лицо, отражение.
- Миша увидел себя, а Катя?
Примерные ответы детей:
- А я увидела лицо Вадима.
- А где ещё можно увидеть своё отражение?
Примерные ответы детей:
- В зеркале, в витрине магазина, и т.д.
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)
-Какой делаем вывод?
-Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
7. Игровое упражнение «Вода какая?»
- Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
Примерные ответы детей:
- Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
- Молодцы, ребята!
8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
- Ребята, вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
- Вода – хорошо, потому что можно купаться.
- Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
- Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
- Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..
- Ребята, вода – плохо - почему?
Примерные ответы детей:
- Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
- Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
- Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
9. Беседа о свойствах воды по схемам.
- Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.
Примерные ответы детей:
- Вода не имеет запаха.
- Вода не имеет вкуса.
- Вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
- Вода становится цветной, если добавить краску.
- Вода отражает предметы, как зеркало.
- Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»
- Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
11. Фокус с водой
-А вы любите фокусы? Тогда - смотрите!
-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).
- И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
- Попробуйте показать такой фокус дома.
- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память карточки с изображением капельки (раскраска)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии «Волшебница вода» в старшей группе
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, ...
Конспект занятия по экологии "Волшебница вода" в старшей группе.
Знакомство детей со свойствами воды.Формирование знаний о значении воды в жизни людей.Приобритение навыков проведения лабораторных работ....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" в старшей группе
Данное занятие рекомендуется для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе...
Коротко срочный проект про воду "Волшебница вода" в старшей группе
Проект про воду...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки ...