Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Маркелова Ирина Дмитриевна

 «Волшебница вода»  в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voda.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

 «Волшебница вода»

в старшей группе

Воспитатель Маркелова

Ирина Дмитриевна

Красноуфимск 2021

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема «Волшебница  вода».

Задачи:

- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

- способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;

- поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;

- создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;

 - развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

- воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;

Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.

Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.

Ход образовательной деятельности

1. Вхождение в игровую ситуацию.

(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)

 Воспитатель приглашает детей:

-1, 2, 3, 4, 5,

Приглашаю всех играть!

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать!

2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»

- Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединяем пальцы в «замок»)

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

(касаемся  кончиками пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхиваем кистями)

3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

- Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.

 (Воспитатель показывает глобус)

-Что это?

- Глобус.

-  А что мы можем увидеть на глобусе?

Примерные ответы детей: 

- Страны, города, океаны, моря и т.д..  

- А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?    

Примерные ответы детей:

- Голубым цветом обозначены  реки, озера, моря и океаны.

-А что находится в реках, морях, океанах?

-  Вода.

- Ребята, а где можно встретить воду?

 Примерные ответы детей: 

- Вода есть в кране, в тучке.

- Вода есть в бассейне.  

- Вода есть в луже, в организме.

- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?

- А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.

(Дети проходят в лабораторию,  надевают  халаты)

4. Проведение опыта-эксперимента

Опыт 1. Вода не имеет запаха.

- Как  вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?

 Дети высказывают предположения

- Вода имеет запах

-Я думаю, что вода не имеет запах.

- Давайте проверим. Имеет вода запах?

 - Вода не имеет запаха.

-Какой делаем вывод?

(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)

Вывод: вода не имеет запаха.

-Ребята,  обозначим это свойство этой схемой.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?

 Предположения детей:

- Я считаю, что вода не имеет вкуса.

- А я думаю, что вода имеет вкус.

-Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?

 Примерные ответы детей: 

- Вода не имеет вкуса.

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 3. Вода прозрачная.

-  Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?

 Предположения детей:

- Я считаю, что вода не имеет цвет.

- А я думаю, что вода имеет цвет.

 -Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в  оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?

 Предположения детей:

- Я  думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.

- А я считаю, что ложка будет видна  в стакане с молоком.

- Проверим. Опускаю ложку  в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?

 Примерные ответы детей:

- В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

5. Игровое упражнение  «Мы – капельки»

( звучит  аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)

- Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. Произносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись!  Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.

6. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.

- Ребята,  как вы думаете, какие вещества растворяются в воде? 

Предположения детей:

- В воде растворяется сахар.

- В воде растворяется мука.

 -Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?

Примерные ответы детей:

- Сахар в воде растворится.

-  А я думаю, что сахар не растворится.

- Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?

 Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?

Вывод: сахар в воде растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

-Что получится, если в стакан с водой опустить песок?

Примерные ответы детей:

- Песок растворится в воде.

- А я считаю, что песок не растворится в воде.

- Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.  

  Растворился песок в воде?

- Песок в воде не растворился.

- Какой вывод делаем?

- Песок в воде не растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.

- Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?

Примерные ответы детей:

- Я думаю, что краска в воде растворится.

- Я считаю, что краска не растворится в воде.

- Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?

Примерные ответы детей:

- Краска в воде растворилась, вода стала цветной.

- Какой делаем вывод?  

- Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

- А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?

Примерные ответы детей:

- Я думаю, соль не растворяется в воде.

-  Я думаю, что вода станет соленой.

- Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.

Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)

- Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели? 

Примерные ответы детей:

- Я увидел своё лицо, отражение.      

- Миша увидел себя, а Катя?

Примерные ответы детей:

- А я увидела лицо Вадима.

 - А где ещё можно увидеть своё отражение? 

Примерные ответы детей:

- В зеркале, в витрине магазина, и т.д.

 - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)

 -Какой делаем вывод?

-Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

7. Игровое упражнение «Вода какая?»

- Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?

 Примерные ответы детей:

- Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.

- Молодцы, ребята!

8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)

- Ребята, вода хорошо - почему?

 Примерные ответы детей:

- Вода – хорошо, потому что можно купаться.

- Вода – хорошо, потому что можно пить воду.

-  Вода – хорошо, потому что можно полить растения.

- Вода – хорошо,  потому что можно сварить компот и т.д..

- Ребята, вода – плохо -  почему?

 Примерные ответы детей:

- Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.

- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем

- Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.

- Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.

9. Беседа о свойствах воды по схемам.

- Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.

 Примерные ответы детей:

- Вода не имеет запаха.

- Вода не имеет вкуса.

- Вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется

- Вода становится цветной, если добавить краску.

- Вода отражает предметы,  как зеркало.

- Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.

10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»

- Ребята, вода  у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?

 Примерные ответы детей:

- Нужно не забывать закрывать краны.

- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

- Не засорять водоемы.

- Не мусорить на берегах рек.

- Не  мыть в водоемах  машины.

-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

11. Фокус с водой

-А вы любите фокусы?   Тогда - смотрите!

-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).

 - И  какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода). 

 - Попробуйте показать такой фокус дома.

- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память карточки с изображением капельки (раскраска)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии «Волшебница вода» в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, ...

Конспект занятия по экологии "Волшебница вода" в старшей группе.

Знакомство детей со свойствами воды.Формирование знаний о значении воды в жизни людей.Приобритение навыков проведения лабораторных работ....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница  вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" в старшей группе

Данное занятие рекомендуется для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница  вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки ...