Звучи в веках родной язык
статья
в статье рассмотрена актуальная проблема по приобщению детей к традициям и культуре ненецкого народа. Это поможет воспитать у подрастающего поколения чувство любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям, проживающим на ее территории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звучи в веках родной язык | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звучи в веках родной язык».
Окотэтто Зинаида Имговна – воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Панаевский детский сад «Красная шапочка»
Аннотация: в статье рассмотрена актуальная проблема по приобщению детей к традициям и культуре ненецкого народа. Это поможет воспитать у подрастающего поколения чувство любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям, проживающим на ее территории.
В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа, проживающего в России, особенно важным и значимым является возрождение, развитие и сохранение традиционного мировоззрения, в котором уже веками заложены основы духовной культуры, нравственности, бережного отношения к наследию, окружающему миру.
Сегодня, значительную роль, на формирование самосознания личности, играет модернизация современного образовательного процесса. Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в дошкольном учреждении и дома.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда следует важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью. Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (город, республика, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Ямала.
Педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре, касающиеся организации педагогического процесса, включают следующее: преемственность в работе воспитателей, их содружество с музыкальным руководителем, также всеми сотрудниками детского сада.
Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создать в нашем детском саду комнату краеведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом.
В своей работе я использую художественное слово, наглядные пособия. Детям предлагаются для рассматривания иллюстрации к сказкам и легендам ненецкого народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, альбомы с фотографиями растительного и животного мира Ямала.
Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни на ненецком языке. Работа с детьми ведется также через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки, стихи). Знакомя детей с народным фольклором, приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок. Со сказками у детей дошкольного возраста связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В обучении детей ненецкому языку в непосредственно образовательной деятельности я всегда стараюсь занять позицию равного партнера. Используя сюрпризные моменты, повышаю их интерес к занятиям, стараюсь вовлечь в разные виды деятельности. В познавательной деятельности знакомим с географическим местоположением Ямало-Ненецкого округа, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, рисование орнаментов и пейзажей.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
В деле воспитания подрастающего поколения, также в изучении ненецкого языка наши первые помощники – это наши родители.
Я считаю, что только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных качеств, патриотических чувств и уважительных отношений, к старшим и сверстникам.
Все это помогает детям накопить жизненный опыт, пропустить все увиденное через себя и раскрыть свой творческий потенциал в изучении родного языка, а нам взрослым – воспитывать любовь к родному краю, научить видеть красоту нашей природы, толерантное отношение к культуре народов.
Я буду продолжать работу по приобщению детей к традициям и культуре нашего народа, считаю, что это поможет воспитать у подрастающего поколения чувство любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям, проживающим на ее территории.
Литература:
- Г.П. Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»;
- Н.Н. Ядне «Древо жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....
Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»
Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития...
Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...
Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»
Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...
Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе
Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...
Сертификат участника Всероссийского конкурса «Звучи в веках, родной язык!», декабрь 2021 г.
Сертификат участника Всероссийского конкурса «Звучи в веках, родной язык!», декабрь 2021 г....
Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...