Проект "Экологическое воспитание через игровую деятельность"
проект (средняя группа)
Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ПРОЕКТ
«ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
группы ЗПР»
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА: исследовательско – творческий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный, январь – май.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети средне – старшей группы «Пчёлки», воспитатель, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу — вот основная задача педагога. Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это является важным средством всестороннего развития ребенка.
Большинство современных детей редко общаются с природой.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день.
Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких вопросов росло. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения.
Девиз:
«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя.»
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций по теме;
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор дидактических игр по экологии;
- оформление уголка «Природа – наш дом» в группе;
- наблюдение в природе на прогулке.
- беседы,
- чтения художественной литературы.
Сотрудничество с семьёй:
- Анкетирование родителей по теме.
- Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»
- Совместное творчество родителей с детьми из природного материала
Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала родителей с детьми»
- наглядный материал в раздевалке (папки – передвижки);
- информационный стенд;
- педагогические беседы с родителями, дискуссии; викторины по теме.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами;
- создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
- сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности; - развивать умение детей решать проблемные задачи, учить объяснять наблюдаемое.
- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
- совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- Наглядные, словесные, практические.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- Показ, разъяснения, объяснения, рассказ, рассматривание.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
- Доступность, систематичность, наглядность.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
С Детьми: - НОД, беседы; рассматривание картин, иллюстраций; выставки детских работ; чтение поговорок, стихов про природу и т.д.
С Родителями: - беседы, консультации, праздники, опыты и исследования; выращивание «Огород на окне» (практическая деятельность: посев семян и посадка лука).
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.
- Создание в группе предметно – развивающей среды.
- Подбор художественной литературы, иллюстраций, стихотворений.
- Составления плана работы по проведению проекта.
- Работа с родителями.
- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
- Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
- Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
- Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
- Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП:
- Проведения цикла познавательных НОД на темы: Беседы, рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, животных, деревьев и цветов.
- Чтение художественной литературы: «Репка», «Колобок», рассказ «Как Костя не умывался», «Водичка, водичка», «Девочка чумазая».
-Продуктивная деятельность:
Рисование «Птицы на деревьях», «Сосульки капают»
Аппликация «Весенние цветы в вазе»
Лепка (на выбор воспитателя).
Дидактические игры: «Назови фрукты, овощи», «Поможем кукле одеться на прогулку», «Чудесный мешочек».
Пальчиковая гимнастика: «Водичка, водичка»
Игра – опыт «Что в пакете»; игра «Пускание мыльных пузырей», опыты с воздушным шариком.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- выявление знаний и навыков детей, полученных в ходе выполнения проекта.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
«Водичка, водичка»
№ | Виды деятельности | Название. цель |
1 | Беседы о свойствах воды. | СВОЙСТВА -Какой может быть вода? (горячей, теплой, холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лед) ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ -Для чего нужна вода? (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения |
2 | Чтение художественной литературы. Разучивание потешек, прибауток, закличек | Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания. «Дождик, дождик, пуще…» «Как на беленький снежок» «Водичка, водичка…» |
3 | Игры – опыты Экспериментирование Эксперимент | «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.
Игра: «Тонет – не тонет» |
4 | Рисование Аппликация | «Капает дождик» Цель: научить рисовать разные по длине линии и капельки.
|
5 | Музыкальные произведения для прослушивания | «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). Игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» ⎫ (громко-тихо). Музыкальная игра: «Солнышко и дождик» |
6 | Просматривание мультфильмов |
«Солнышко ясное, солнышко красное»
№ | Виды деятельности | Название, цель |
1 | Беседа Тематическая прогулка | «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
|
2 | Чтение художественной литературы. Разучивание потешек, прибауток, за кличек | Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания «Смотрит солнышко в окошко» |
3 | Игры – опыты | «Солнечные зайчики» |
4 | Рисование
Аппликация | Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру «Лето» Цель: развивать умение наклеивать готовые формы (солнце, трава, цветы, насекомые) |
5 | Музыкальные произведения для прослушивания | Песня: «Улыбнулось солнышко» Музыкальная игра: «Солнышко и дождик» |
6 | Просматривание мультфильмов | «Рыжий, рыжий, конопатый.» |
Игра-ситуация | Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности |
«Воздушные чудеса»
№ | Виды деятельности | Название. цель |
1 | Беседы Наблюдение | «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздух «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку |
2 | Чтение художественной литературы. | Отрывок из сказки А. С. Пушкина: «Ветер по морю гуляет…» «Ветер, ветер, ты могуч» |
3 | Игры – опыты Экспериментирование Эксперимент | «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух. «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу |
4 | Музыкальные произведения для прослушивания | Звуки природы. Ветер, ураган, шторм… Песня «Ветерок» |
5 | Игры. | «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность Игры с вертушками. Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее |
«Фокусы с песком»
№ | Виды деятельности | Название. цель |
1 | Беседы | «О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей |
2 | Игры – опыты Экспериментирование | Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для Машеньки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы |
3 | Рисование на мокром песке. | «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей |
4 | Игры | Проблемная ситуация, игра Игра с песком |
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
- Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для Машеньки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата». На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д.. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д.. Дети рисуют на песке.
Проект по экологическому воспитанию «Природа — это наш дом»
• Развивающие игры; «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Экологическое лото», «Животные», «Цветы», «Собери картинки в ряд», «С какого дерева листок»;
• Просмотр иллюстраций и презентации по теме: «Природа весной»; «Природа летом»; «Природа осенью»; «Природа зимой»; «Дикие и домашние животные», «Деревья», «Цветы»;
• Продуктивная деятельность – рисование «Птицы»; аппликация «Угощение для ежика»;
• Чтение художественных произведений: «Репка», «Вершки и корешки», «Колобок»;
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, животных, деревьев и цветов;
• Прослушивание музыкальных произведений, звуков природы;
• Экскурсии на другие участки детского сада;
• Труд на участке детского сада;
• Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях, животных, насекомых;
• Оформление уголка природы комнатными растениями, соответствующими возрастным особенностям, поделками из природных материалов.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями, животными. Активизировать работу в уголке природы.
Вывод
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться с природой, учить ценить ее красоту и помогать ей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание через игровую деятельность!"
консультация из опыта работы...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Экологическое воспитание через игровую деятельность
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей любого возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-944251-1522867942.jpg)
Консультация для педагогов"« Экологическое воспитание через игровую деятельность»
Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Речь пойдет об игровых технол...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-693916-1447480509.jpg)
Патриотическое воспитание через игровую деятельность
Консультация для педагогов о актуальности и методах и приемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1368738-1639315455.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста» В ознакомлении дошкольников с природой особую роль я отвожу ди...