Картотека опытов и экспериментов (органы чувств)
картотека (подготовительная группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Опыты с органами чувств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

 опытов и экспериментов  (органы чувств)

 (По О.В. Поповой «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»)

Опыт «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель. 

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.

Материалы. Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер -сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон, пропитанный духами; лимон, сахар.

  На столе разложены газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства педагог беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли определить, что это за предмет?» и т. д.

  Затем дети по очереди уходят за ширму. Каждому ребенку педагог предлагает узнать на ощупь, по запаху или по звучанию изученные ранее предметы.

Вывод.

Разные органы чувств (уши, глаза, язык, нос) помогают человеку узнавать и различать предметы.

Задание.

 Нарисуйте газету, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящую куклу, чеснок, кусочек апельсина, духи, лимон, сахар. Обведите красным карандашом предмет, который ты узнаешь по звучанию, синим - по вкусу, зеленым - по запаху, желтым - на ощупь.

Опыт «Узнай вкус»

Цели. 

Познакомить детей с особенностями человеческого организма. Развивать любознательность. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Материалы. Фрукты, различные духи и другие предметы с ярко выраженным запахом.

  Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое, зажав нос.

Вывод. 

Запахи человек ощущает носом.

Задание. 

Нарисуйте два изображения  ребенка, одно с зажатым носом, второе со свободным. Обведите карандашом изображение того ребенка, который ощущает запахи

Опыт «Чудесный мешочек»

Цели.

Учить детей сравнивать различные овощи, отмечать их особенности, развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие, воспитывать внимательность

Материалы. Мешочки, различные овощи.

  Педагог приносит на занятие непрозрачный мешок с различными овощами

И предлагает детям, которые, по очереди опуская руку в мешок, узнают овощи на ощупь. Каждый правильно угаданный овощ достается из мешка. Дети рассматривают овощи, определяют цвет, форму и размер каждого. Педагог моет овощи, разрезает их и предлагает детям сначала понюхать овощи, а потом попробовать на вкус

Вывод. 

Овощи имеют разные цвет, форму, размер, вкус, запах, поверхность.

Задание.

Нарисуйте овощи и геометрические фигуры. Определите форму овощей и соедините каждый овощ с фигурой, на которую этот овощ похож.

Опыт «Ушки на макушке»

Цели. 

Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма, развивать интерес к своему организму, воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Материалы. Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозаписи звуков природы

(журчит ручей, гремит гром и т. д.).

   Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое, закрыв уши.

Вывод. 

Уши помогают человеку слышать и различать звуки.

Задание. 

Нарисуйте предметы, которые издают разные звуки. Обведите зеленым карандашом то, что шуршит, синим - то, что гремит, желтым - то, что звенит, коричневым - то, что свистит.

Опыт «Руки-помощники»

Цели. 

Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, развивать любознательность, воспитывать самостоятельность,

Материалы. Тарелка, ложка, карандаш, расческа.

  Дети по заданию педагога выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук.

Вывод. 

Руки помогают человеку совершать различные действия с предметами.

Задание. 

Нарисуйте шапку, мяч, пирамидку, машинку, книгу. Обведите красным карандашом тот предмет, который можно надевать, синим - бросать, зеленым - собирать, коричневым - возить, черным - листать.

Опыт «Для чего нужны глаза?»

Цели.

Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, развивать желание узнать о себе что-то новое, воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Материалы. Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине.

  Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое, закрыв глаза.

Вывод.

Глаза помогают человеку видеть цвет, форму, величину окружающих предметов.

Задание.

Нарисуйте подушку, большое одеяло, большой торт, маленький флажок, большое зеркало. И нарисуйте геометрические фигуры: красный треугольник, зелёный круг, синий прямоугольник, фиолетовый овал, жёлтый квадрат. Назовите геометрические фигуры, определите их цвет, соедините каждую фигуру с предметом такой же формы. Обведите красным карандашом большие предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом по воспитанию патриотических чувств

Особо уделяем внимание по воспитанию патриотических чувств детей нашей группы. Дети узнают об истории нашего края, знакомятся с знаменитыми людьми....

из опыта работы "Развитие нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии"

В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизироват...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....