Картотека игр на запоминание шахматных фигур
картотека

Федотова Татьяна Александровна

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Для первоначального знакомства с шахматами составлена картотека игр на запоминание шахматных фигур.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

на запоминание шахматных фигур

Составил: Федотова Т.А., воспитатель НРМДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

«Волшебный мешочек»

 По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позволим и ребёнку прятать фигуры, а сами угадываем, какая фигура в мешочке. Иногда мы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на нашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

«Шахматный теремок»

Сделаем из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок»

 Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» – король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест – колобок от неё убежит.

«Шахматная репка»

 Посадим «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

«Большая и маленькая»

Поставим перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура»

Поставим шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По нашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяемся ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибаемся». Если ребёнок не заметит нашу ошибку, сами указываем на неё.

«Что общего?»

Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Белые и чёрные»

В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляем мы и т. д.

«Угадайка»

Загадаем какую-нибудь шахматную фигуру и спрячем её в кулаке. Предложим ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т.д.

«Куча мала»

Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берём какую-нибудь из фигур и ощупываем её. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребёнка:

«Так?». Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями.

«Школа» 

Перевернем шахматную доску клетками вниз, в углубления поставим шахматные фигуры и скажем ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»

«Цвет» Попросим ребенка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяемся ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставим там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Ребенок должен заметить нашу ошибку и указать на неё.

«Ряд»

Предложим ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом нас и проконтролировать выполнение задания.

«Пирамида»

 Посоветуем ребенку на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросим у него, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту»

Попросим ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Догонялки»

Выберем одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложим ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за нашей фигурой. Пусть наша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяемся ролями.

«Прятки»

Спрячем в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае мы рискуем остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

«Кто быстрее?»

Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложим ребёнку посостязаться с нами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

«Над головой»

Назовем какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

«На стуле»

Поставить на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаем с ребёнком. Досчитаем до трёх и на счет «три» бежим к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

«Убери такую же»

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберем одну из фигур в коробку. Попросим малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.

«Полна горница»

Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложим ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете мы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница».

При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и чёрные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка».

Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)...

Презентация-конспект занятия на тему "Шахматные фигуры "

Тема: Шахматные фигуры.Цель:- обобщить знания детей об особенностях шахматных фигур и их передвижении на шахматной доске.- воспитывать интерес к игре в шахматы.- воспитывать у ребенка настойчивость, в...

Интерактивная игра "Покажи правильно шахматную фигуру"

quot;Покажи правильно шахматную фигуру"...

Презентация "Ребус-шахматные фигуры"

Рашение ребусов поможет закрепить знания о шахматных фигурах в занимательной форме....

Презентация "Знакомство с шахматными фигурами".

Презентация является дополнительным наглядным инструментом на занятии по шахматам. Использование ИКТ в работе педагога- это залог успеха в реализации поставленной цели. Презентация облегчает детям пон...

Шахматная интеллектуальная викторина «В стране шахматных фигур»

Шахматная интеллектуальная викторина«В стране шахматных фигур» для детей подготовительной группыобщеразвивающей направленности 6-7 летинтеграция образовательных областей(социально-ком...