Картотека игр-экспериментирований для детей среднего дошкольного возраста (Зима)
картотека (средняя группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Эксперементы для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr-eksperimentirovaniy_zima.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр-экспериментирований

для детей среднего дошкольного возраста

(Зима)

1. Воздух работает

Задача: 

- дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).

Материалы:

  • пластмассовая ванночка;
  • таз с водой;
  • лист бумаги;
  • кусочек пластилина;
  • палочка;
  • воздушные шарики.

Описание. 

    Дед Знай предлагает детям рассмотреть воздушные шарики.

Что внутри них?

Чем они наполнены? 

Может воздух двигать предметы?

Как это можно проверить? 

Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям:

«Попробуйте заставить её плыть»

Дети дуют на неё.

Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла?

Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться.

Почему с парусом лодка движется быстрее? 

На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

    Какие еще предметы мы можем заставить двигаться?

Как можно заставить двигаться воздушный шарик? 

Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением.

Почему движется шар? 

Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

    Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.

2. Каждому камешку свой домик

Задачи: 

- классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности

(гладкие, шероховатые);

- показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: 

  • различные камни;
  • четыре коробочки;
  • подносики с песком;
  • модель обследования предмета;
  • картинки;
  • схемы;
  • дорожка из камешков.

Описание. 

    Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера.

Дети их рассматривают.

Чем похожи эти камни? 

Действуют в соответствии с моделью:

1 - название предмета;

2 - цвет;

3 - форма

4 - гладкий или шероховатый;

5 - мягкий или твердый;

6 - большой или маленький;

7- применение

надавливают на камни, стучат.

Все камни твёрдые

Чем камни отличаются друг от друга?

Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать

их.

Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые.

Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырём коробочкам по следующим признакам:

- в первую - гладкие и округлые:

- во вторую - маленькие и шероховатые;

- в третью – большие и не круглые;

- в четвертую – красноватые.

Дети работают парами.

Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

  • Игра с камешками «Выложи картинку» - зайчик раздаёт детям картинки - схемы и предлагает их выложить из камешков.

Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме,

затем выкладывают картинку по своему желанию.

  • Дети ходят по дорожке из камешков.

Что чувствуете? 

Какие камешки?

3. Можно ли менять форму камня и глины

Задача: 

- выявить свойства глины:

  • влажная;
  • мягкая;
  • вязкая;
  • можно изменять ее форму;
  • делить на части;
  • лепить

- выявить свойства камня

  • сухой;
  • твердый;
  • из него нельзя лепить;
  • его нельзя разделить на части.

Материалы: 

  • дощечки для лепки;
  • глина;
  • камень речной;
  • модель обследования предмета.

Описание. 

    Дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов по модели обследования предмета

1 - название предмета;

2 - цвет;

3 -твердый и мягкий;

4 - влажный или сухой;

5 - изменение формы, деление на части:

6 - применение.

Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень.

Где осталась ямка от пальца?

Какой камень? 

  • сухой;
  • твердый.

Какая глина?

  • влажная
  • мягкая
  • остаются ямки.

Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны.

Изменил ли форму камень? 

Почему нельзя отломить от него кусочек? 

(Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части.

Чем отличается глина от камня?

(Глина не такая, как камень, она мягкая, е можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

    Дети лепят различные фигурки из глины.

Почему фигурки не разваливаются?

(Глина вязкая, сохраняет форму.)

Какой еще материал похож на глину?

4. Свет повсюду

Задачи:

- показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные:

  • солнце;
  • луна;
  • костер

- искусственные – изготовленные людьми:

  • лампа;
  • фонарик;
  • свеча.

Материалы:

  • иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;
  • картинки с изображениями источников света;
  • несколько предметов, которые не дают света;
  • фонарик;
  • свеча;
  • настольная лампа;
  • сундучок с прорезью.

Описание. 

    Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце)

Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)

Предлагает детям узнать, что находится в «Волшебном сундучке» (внутри фонарик).

Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно.

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее?

(Открыть сундучок, Тогда попадет свет и осветит все внутри нее.)

Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

    А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок.

Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

  • Игра «Свет бывает разный» - дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы:

- свет в природе;

- искусственный свет - изготовленный людьми.

Что светит ярче свеча, фонарик, настольная лампа? 

Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов.

Что светит ярче солнце, луна, костер? 

Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

5. Свет и тень

Задачи: 

- познакомить с образованием тени от предметов;

- установить сходство тени и объекта;

- создать с помощью теней образы.

Материалы: 

  • оборудование для теневого театра;
  • фонарь.

Описание. 

    Приходит медвежонок Миша с фонариком.

Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» 

    Миша предлагает поиграть с ним.

Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы.

Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу.

Что видим на стене? (Тень.)

Предлагает то же проделать детям.

Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти до стены.)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки.

Дети повторяют.

Миша дарит детям подарок.

  • Игра «Теневой театр».

Воспитатель достает из коробки теневой театр.

Дети рассматривают оборудование для теневого театра.

Чем необычен этот театр?

Почему все чёрные? 

Для чего нужен фонарик?

Почему этот театр называется теневым? 

Как образуется тень? 

Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

  • Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

 

6. Замерзшая вода

Задача: 

- выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: 

  • кусочки льда;
  • холодная вода;
  • тарелочки;
  • картинка с изображением айсберга.

Описание. 

    Перед детьми - миска с водой.

Они обсуждают, какая вода, какой она формы.

Вода меняет форму, потому что она жидкость.

    Может ли вода быть твердой? 

Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

    Рассматривают кусочки льда.

Чем лед отличается от воды?

Можно ли лед лить, как воду? 

Дети пробуют это сделать.

Какой формы лед? Лед сохраняет форму.

Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

  • Плавает ли лед? 

Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают.

Какая часть льда плавает? (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда.

Они называются айсбергами (показ картинки).

Над поверхностью видна только верхушка айсберга.

И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

    Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке.

Что произошло?

Почему лед растаял? 

(В комнате тепло.)

Во что превратился лед? 

Из чего состоит лед?

  • «Играем с льдинками» - свободная деятельность детей:

- они выбирают тарелочки;

- рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

7. Тающий лед

Задача: 

- определить, что лед тает от тепла, от надавливания;

- что в горячей воде он тает быстрее;

- что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы:

  • тарелка;
  • миска с горячей водой;
  • миска с холодной водой;
  • кубики льда;
  • ложка;
  • акварельные краски;
  • веревочки;
  • разнообразные формочки.

Описание. 

    Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее растает лед - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой.

Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями.

Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

    Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку.

Какой лёд? 

Как сделана такая льдинка? 

Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

  • Как можно получить разноцветную воду? 

Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

8. Разноцветные шарики

Задача: 

- получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: 

  • палитра;
  • гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая;
  • тряпочки;
  • вода в стаканах;
  • листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребенка);
  • фланелеграф;
  • модели - цветные круги и половинки кругов(соответствуют цветам красок);
  • рабочие листы.

Описание. 

    Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся.

Как же быть,  если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок?

Как мы можем их изготовить?

  • Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски.

Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги).

Потом полученной краской дети раскрашивают шарик.

Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.

Вывод: смешав

  • красную и желтую краску, можно получит оранжевый цвет;
  • синюю с желтой - зеленый;
  • красную с синей – фиолетовый;
  • синюю с белой - голубой.

Результаты опыта фиксируются в рабочем листе

9. Таинственные картинки

Задача: 

- показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: 

  • цветные стекла;
  • рабочие листы;
  • цветные карандаши.

Описание.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят.

Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети.

Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? 

Это действительно так.

А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? 

Как это можно сделать? 

Воспитатель раздает детям зеленые стекла.

Что видите?

Каким вы еще хотели бы увидеть мир? 

Дети рассматривают предметы.

Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? 

Дети получают новые оттенки путем наложения стекол одно на другое.

   Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе

10. Все увидим, все узнаем

Задача: 

- познакомить с прибором-помощником - лупой и её назначением.

Материалы: 

  • лупы;
  • маленькие пуговицы;
  • бусинки;
  • семечки кабачков, подсолнуха;
  • мелкие камешки;
  • прочие предметы для рассматривания;
  • рабочие листы;
  • цветные карандаши.

Описание. 

    Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают его.

Что это? (Бусинка, пуговица.)

Из чего состоит?

Для чего нужна? 

Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку

Как лучше видно – глазами или с помощью этого стеклышка?

В чем секрет стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно)

Это прибор – помощник называется «лупа»

Для чего человеку нужна лупа?

Как вы думаете, где взрослые используют лупы? 

При ремонте и изготовлении часов.

  • Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу

11. Песочная страна

Задачи:

- выделить свойства песка:

  • сыпучесть;
  • рыхлость;
  • из мокрого можно лепить.

- познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: 

  • песок;
  • вода;
  • лупы;
  • листы плотной цветной бумаги;
  • клеевые карандаши.

Описание. 

    Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета,

попробовать на ощупь (сыпучий, сухой).

Из чего состоит песок? 

Как выглядят песчинки? 

С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.)

Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Можно ли из песка лепить?

Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? 

Пробуем слепить из влажного.

Как можно играть с сухим песком? 

Можно ли сухим песком рисовать?

  • На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать

(или обвести готовый рисунок),

А потом на клей насыпать песок.

Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.

12. Где вода?

Задачи: 

- выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства:

  • сыпучесть;
  • рыхлость.

Материалы: 

  • прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной;
  • мерные стаканчики с водой;
  • лупа.

Описание.

    Дед Знай предлагает детям наполнить стаканчики песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют песком.

После этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает Дед Знай.

Что лучше сыпалось? (Песок.)

    Дети пересыпают песок и глину на подносы.

Одинаковые ли горки? (Горка из песка ровная, из глины неровная.)

Почему горки разные?

  • Рассматривают частички песка и глины через лупу.

Из чего состоит песок?

(Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.)

А из чего состоит глина? 

(Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу.)

Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды?

 Дети пробуют это сделать и наблюдают.

(Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)

  • Почему глина не впитывает воду? 

(У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.)

Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя - на песке, на асфальте, на глинистой почве.

Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...

Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова произносятся друг за другом»

Цель упражнений – вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин «слово». Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательнос...

Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова - звучат»

Цель данных ниже упражнений – учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно – и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуко...

Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова - звучат» продолжение

Цель данных ниже упражнений – учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно – и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуко...

Сценарий развлечения по безопасности для детей среднего дошкольного возраста «Зимой играй, об опасности не забывай!»

Сценарий развлечения  по безопасности для детей среднего дошкольного возраста «Зимой играй, об опасности не забывай!»  разработан с целью формирования у детей...

Картотека прогулок для детей среднего дошкольного возраста

Картотека прогулок для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста Зимой

Дать эмоциональный заряд бодрости, радости восприятия наступившей зимы; вовлечь в игровую ситуацию, побуждать к импровизации...