Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова - звучат» продолжение
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Будаева Надежда Владимировна

Цель данных ниже упражнений – учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно – и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Знакомить с термином звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста  «Слова - звучат»

Цель данных ниже упражнений – учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно – и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Знакомить с термином звук.

Подумай и скажи.

Петрушка здоровается с детьми и говорит: «Я принес вам игрушки. Это мишка. (Показывает.) Это зайка. Это лисичка. Будем подбирать к названиям этих игрушек слова, сходные по звучанию. Я говорю: лисичка – сестричка, а вы какие слова добавите? (Дети: «Синичка, певичка, невеличка…») Ой, сколько похожих слов, я их все сейчас повторю, если слово какое забуду, подскажите…

А теперь вы сами, без моей подсказки, подберите слова сходно – звучащие к слову зайка. Молодцы! Повторю все ваши слова: зайка – лайка, майка, попрыгайка, побегайка… А теперь вы их еще раз повторите. А какие слова сходно звучат со словом мишка? Ох, как много слов сказали: мишка – шишка, мышка, фишка, малышка, кочерыжка, мартышка. Ребята, пожалуйста, и про меня подыщите слова. Я Петрушка. Какие слова звучат похоже? Как интересно: ватрушка, подушка, погремушка, вертушка. Спасибо! Очень рад! Приду к вам еще. До свиданья!»

Кто летит в самолете?

Наглядный материал. Самолет (в его окнах видны пассажиры: петух, заяц, кот, лиса и др.), фишки по числу играющих детей, кубик с кружочками.

Воспитатель сообщает детям, что в самолете летят разные звери, они хотят посетить столичный зоопарк и про каждого пассажира нужно сказать много разных и интересных слов. Детям для выполнения игровых заданий предлагаются фишки ( по числу участвующих) и кубик.

 Вначале все рассматривают, кто летит в самолете, ясно, четко и громко называют животных: «Это кот, заяц, лиса, петух». Предоставляется возможность высказаться каждому. Затем дети поочередно бросают кубик. Количество кружков на верхней стороне кубика обозначает, сколько следует отсчитывать окошечек и около какого пассажира разместить фишку, чтобы начать разговор о нем. Например, фишка оказалась около окошка, из которого выглядывает пассажир заяц. Все рассматривают зайца, описывают его внешний вид (белый, пушистый, веселый, длинноухий), обращают внимание на звучание разных слов, каждый играющий повторяет все сказанные слова. Затем воспитатель просит подобрать разные слова, чтобы ответить на вопрос: кто это? Дети предлагают: заяц, зайка, зайчонок, заинька, заюшка, зайчоночек, зайчишка. Педагог одобряет подбор слов про длинноухого пассажира и просит подумать, какое еще слово можно добавить к слову зайка, чтобы оно звучало похоже. (Дети: «Зайка-зазнайка, зайка-побегайка, зайка-незнайка, зайка-попрыгайка…») Если ребята затрудняются, воспитатель помогает им. Можно предложить найти слова, разные по звучанию (зайка – рыбка - петешок). Аналогичные задания даются и для других пассажиров самолета.

Важно создать такую игровую ситуацию, при которой бы все дети были ативны и старались правильно ответить на вопросы воспитателя.

Какое это имя?

Наглядный материал. 10 карточек с изображением детей (или куклы). На пяти изображены девочка, на остальных – мальчики.

Все карточки (куклы) находятся на столе. Воспитатель откладывает в сторону карточку с изображением девочки и говорит, что её зовут Галя. Галя хочет идти на прогулку с товарищем. Но в паре с ней может быть лишь тот ребенок, чье имя звучит схоже с именем Галя. Догадавшемуся ребенку предлагается взять карточку с изображением мальчика по имени Валя и присоединить к первой карточке: Валя и Галя собираются идти гулять.

Затем педагог берет следующую карточку и спрашивает: «Как зовут этого иальчика?» Дети предлагают имена: Митя, Коля, Саша… К названному имени аналогично подбирается созвучное. (Витя, Оля, Маша и т.п.) Несколько пар карточек Саша - Маша, Шура - Юра. Если дети предлагают имена Костя, Марина, Женя, Максим, Слава, Ира, то сообща уточняется, что звучание этих имен не похоже друг на друга, пары составить нельзя.

Что ты слышишь в слове?

Детям читают потешку: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», показывает картинку, они рассматривают девочку Машу, её одежду. Некоторые дети повторяют потешку. Потом воспитатель предлагает внимательно вслушаться в слова потешки и при повторном чтении слегка выделяет голосом звук ш: «Нашша Машша маленька, на ней шубка аленька». 2-3 детей, а затем все вместе повторяют так, чтобы звук ш очень ясно слышался.

Читается еще одна потешка (по выбору воспитателя), и дети определяют, какой звук в ней часто встречается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Картотека общеразвивающих упражнений для детей среднего дошкольного возраста

Данная Картотека включает в себя виды общеразвивающих упражнений с различными предметами и без них для детей среднего дошкольного возраста....

Утренняя гимнастика Комплексы упражнений для детей среднего дошкольного возраста.

Утренняя гимнастикаКомплексы упражнений для детей среднего дошкольного возраста....

Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова произносятся друг за другом»

Цель упражнений – вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин «слово». Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательнос...

Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова - звучат»

Цель данных ниже упражнений – учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно – и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуко...

Практикум для родителей средней группы «Игры и упражнения для детей среднего дошкольного возраста»

Практикум для родителей  детей среднего дошкольного возраста, в котором показана важность работы по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста, описаны методы использов...

Картотека дыхательных упражнений для детей среднего дошкольного возраста

Картотека дыхательных упражнений для детей среднего дошкольного возраста...