ГМО Выступление
материал
Тема: «Педагогическое проектирование как развивающий ресурс гражданско - патриотического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое проектирование
как развивающий ресурс
гражданско - патриотического воспитания дошкольников»
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому, надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
О перспективности метода проектов свидетельствуют факторы возможности развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приёмов и действий педагога в определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проекты, вне зависимости от вида, - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности ребёнка. Воспитание именно патриотических чувств, происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, а затем к городу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих вклад в общее дело.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время.
Педагогами ДОУ проведено анкетирование родителей средних, старших, подготовительных групп в целях выявления проблем патриотического воспитания маленького гражданина. Этот небольшой срез родительского мнения показал, что родители достаточно серьёзно относятся к патриотическому воспитанию своих детей – это 76% опрошенных, 92% считают необходимостью воспитывать патриотические чувства у ребёнка. Считают себя патриотами 84% пап и мам, 16% родителей безразличны.
Вместе с тем, только 38% посещают с детьми выставки военно-патриотической направленности, смотрят фильмы военной тематики, слушают песни военных лет и т.д. Многие семьи имеют архивы, родословное древо, фотоальбомы, реликвии и пр., но не знакомят с материалом своих детей.
В некоторых современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, самым эффективным методом воспитания патриотических чувств дошкольников стало использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления с включением поисково-исследовательской деятельности.
Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество, например:
- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа - поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.
В преддверии юбилейной даты победы над фашизмом. Мы разработали ряд проектов посвящённых героям Отечественной войны. Например, проект:
«Улицы нашего города»,
Вид проекта: Информационный, творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (месяц)
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность проекта
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе «Об образовании в РФ». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города, а также не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости.
Цель проекта: Сформировать знания детей об исторических названиях улиц: Михаил Арыкович Сельгиков, Юрия Константиновича Клыкова, Василий Алексеевич Хомутников, Елизавета Ивановна Чайкина, объектах исторического и культурного наследия, находящиеся на этих улицах (аллея героев, памятник Басану Бадминовичу Городовикову)
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному городу; уважение к героям ВОВ.
2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.
3. Формировать пространственные представления у детей, умения
ориентироваться на улицах родного города
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.
Организация проекта.
1этап Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования: Рассматривая иллюстрации с изображением улиц города Элиста, дети задавали вопросы: «В честь кого или чего их так назвали?» «Что это за здание, дом, что в нем сейчас находится?»
Гипотеза исследования: (Выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми)
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
- выяснить, какие здания, достопримечательности находятся на улицах
- познакомиться с биографией выдающихся земляков
- посетить памятники, установленные этим людям.
Основополагающий вопрос:
Зачем улицам имена?
Проблемный вопрос
А знаешь ли ты, в честь кого названы улицы
твоего района?
Учебные вопросы
На какой улице ты живешь?
Какие улицы являются главными в нашем городе?
Почему в названиях улиц мы часто слышим фамилии?
В честь, каких людей дают названия улицам? А могут ли названия улицы поменяться?
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации об улицах города совместно с родителями и педагогами ДОУ.
-экскурсия к памятнику Б.Б.Городовикова, улицам названным в честь героев ВОВ;
2. Творческая познавательная деятельность детей.
-коллективное рисование на тему «Улица, на которой я живу»
-совместные с воспитателем дидактические игры: «Герб России», «Назови кто», «Где находится памятник?», «Составь карту», «Что нужно артиллеристу», «Отгадай военную профессию», «Кто защищает наши границы»
3.НОД Социальный мир «Ознакомление с родным городом»: игра- путешествие по родному городу.
3. этап
Презентация результатов проектной деятельности:
-открытое занятие «Их именами названы улицы» (просмотр презентации «Их именами названы улицы»)
-выставка рисунков «Улица, на которой я живу»
- Пополнение методической копилки новыми материалами (разработка конспектов занятий «Улицы нашего города», (которые названы в честь героев ВОВ)
Проект «Улицы нашего города» | ||
Дата октябрь | Мероприятия | Подготовка |
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. | ||
I неделя | 1.Беседы: «В честь кого или чего их так назвали?» «Что это за здание, дом, что в нем сейчас находится?» 2.Дом.задание: - выяснить, какие здания, достопримечательности находятся на улицах; - познакомиться с биографией выдающихся земляков; - посетить памятники, установленные этим людям. | Отработка вопросов. Фотографии и иллюстрации с изображением улиц города Элиста. |
Сбор, анализ и систематизация информации об улицах города совместно с родителями и педагогами ДОУ. | ||
II неделя | 1.Экскурсия к памятнику Б.Б.Городовикова в парк «Дружба»; II пол.дня 2.Коллективное рисование на тему: «Улица, на которой я живу»; - совместные с воспитателем дид.игры: «Герб России», «Назови кто», «Где находится памятник?», «Составь карту», «Что нужно артиллеристу», «Найди, где я нахожусь», «Кто защищает наши границы», Д/и «Сложи памятник». 3. Просмотр ролика «Музей родного города». | 1.Сбор информации об улицах носящих фамилию героев ВОВ совместно с родителями. Семейные экскурсии по намеченным улицам, сбор информации и подготовка детских рассказов. 2.Прослушивание песни о родном городе «Элиста, Элиста – дочь калмыцких степей» в исполнении Данары Шалхаковой; «Песни военных лет». 3.Чтение художественной литературы: А. Митяев «Письмо с фронта», М. Светлов «Солдат Советской армии», стихотворений о родном городе. 4.Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». |
III неделя | 1.НОД Социальный мир «Ознакомление с родным городом»: игра – путешествие II пол.дня 2.Рассказы детей об улицах, названных в честь героев ВОВ | Отработка конспекта к НОД. Сбор детских рассказов |
IV неделя | 1.Презентация результатов проектной деятельности: «Их именами названы улицы» 2.Выставка рисунков на тему «Улица, на которой я живу» 3.Представление метод-х материалов по итогам проекта (разработка конспектов занятий «Улицы нашего города», которые названы в честь героев ВОВ) | Подготовка рисунков к участию в конкурсе детского творчества «Галерея Великой Победы» |
Ожидаемый результат:
Для детей:
• Сформированные знания у детей об улицах родного города, их истории, достопримечательностях, о героях ВОВ, сформированность патриотических чувств, уважения к героям войны, их поступкам.
• Умение ориентироваться на улицах родного города.
Для родителей:
• Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
• Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию у дошкольников представлений о родном городе и его улицах, названных в честь героев ВОВ. Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, предусматривающих поэтапную организацию приобщения детей к истории города и его улиц, вовлечения родителей в совместные мероприятия.
Литература
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007г.
Зеленова Н.Г. «Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа» М.: Скрипторий. 2003г, 2008г.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне.2 М.: ГНОМ и Д, 2008г.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.» М.: Сфера, 2005г.
Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию» М.: Скрипторий 2003г, 2008г.
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» Мозаика-синтез, 2008г.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы»
И. Казакова. «Особенности патриотического воспитания» Обруч .№ 6 – 2003г.
Р. Л. Агишева. «Я – Башкортостанец» Уфа-Биро, 2003г.
Р. Х. Гасанова «Земля отцов» Уфа –Биро, 2004г.
В. Ищук. «Народные праздники» Ярославль 2000г.
С. Козлова «Мой мир» Москва. 2000г.
На этом хотелось бы сделать
Вывод: Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков. Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
И закончить своё выступление цитатой
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности (стороне) человек похож на иссушенное растение перекати – поле».
С.Лихачев
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....