Краткосрочный проект «Птицы нашего края»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»
Краткосрочный проект
«Птицы нашего края»
во второй группе раннего возраста (2-3 года)
Сроки реализации проекта:15.02.21- 26.02.21
Выполнила:
воспитатель I категории
Бугай Лариса Александровна.
Пугачев, 2022г
Тип проекта: творческий-исследовательский
Вид проекта: групповой
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» ,«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Актуальность проекта:
Любовь к Родине - одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство слагается из эмоционально - положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя ее.
.
Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Любой край неповторим. В любом месте своя особенная природа. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр, возникает и развивается любовь к своему родному краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Любовь к природе определяется бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о растениях и животных, птицах. Первые представления о родной стране, которые ребенок получает в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему прекрасен, и, изучая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках, поделках…
Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Интерес к природе появляется уже в раннем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное или птицу. Его вопросы-первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Начиная с младшего дошкольного возраста проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны. Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле…
Однако воспитанников младшего возраста уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе. Своим проектом, мы делаем первый шаг к выполнению нашей первостепенной задачи, к сохранению природы родного края.
Проектная деятельность выбрана не случайно, как наиболее эффективное для достижения общей цели.
Цель: формирование общего представления у дошкольников о птицах нашей малой Родины и роли человека в жизни птиц.
Задачи:
- формировать представление о птицах нашего края;
- развивать стремление помогать птицам в трудных зимних условиях;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в реализации проектной деятельности;
- создавать условия для расширения представлений о птицах (пополнять развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- формирование первоначальных знаний детьми о птицах родного края;
- заинтересованность детей и родителей совместной работой (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- проявление у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Ресурсы и оборудование:
- определение темы проекта;
- разработка перспективного плана проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- разработка методических материалов, рекомендаций по теме;
- подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, набор из фетра, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы»)
Содержание проекта
Представляет собой применение в воспитательно-образовательном процессе эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах, и особенностях их жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:
1. Работа с детьми;
2. Работа с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
1. Работа с воспитанниками
Познавательное развитие:
НОД: «Зимующие птицы нашего края», «Скворечник для скворца».
Беседы: «Чем птицы отличаются от животных?»; «Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?»; «Нужно ли заботиться о птицах и почему?»
Рассматривание изображений птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»; «Дети кормят птиц».
Дидактические игры: «Один - много»; «Угадай по описанию»; «Что за птица?»; «Угадай, кто улетел?»; «Большие и маленькие птицы на кормушке»; «Накорми птиц»; «Каких птиц много на дереве?».
Разгадывание загадок о птицах.
Включение элементов сюжетно - ролевых игр: «Больница птиц»; «Пригласи синичку в гости»; «Птичкина столовая».
Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?»; «Как можно помочь зимующим птицам?»
Социально- коммуникативное развитие:
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Художественно- эстетическое развитие:
Раскрашивание раскрасок: «Снегири», «Синички».
Лепка: коллективная работа (Пластилинография) «Птицы на кормушке». (два этапа)
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
Речевое развитие: НОД «Меню птиц»
Беседы: «Каких птиц я видел на прогулке?»; «Что кушает воробей?», «Кормушки бывают разные»; «Почему нужно зимой кормить птиц».
Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей?»; З. Александрова «Гули-гули»;
Н. Хилтон «Скворечник»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; В. Берестов «Воробушки»; А. Барто «Воробей».
Разучивание стихотворения: А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…».
Словесные игры: «Назови ласково»; «Кто кем будет?».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Птички летают»; «Птички в гнездышках»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».
Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки»; «Птичья кормушка»; «Сел на ветку снегирек»; «Сорока»; «Птичка и бочка».
2. Работа с родителями.
Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья. была проведена работа с родителями:
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».
Памятка для родителей: «Покормите птиц».
В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц».
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Участие в выставке «Птичкина столовая» (изготовление кормушек для птиц); а также подкормка птиц во время прогулок.
Сбор корма для птиц.
Наблюдение за птицами вне детского сада
Вывод по реализованному проекту:
В результате проведения данного проекта «Птицы родного края»
у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности;
также были созданы благоприятные условия для формирования у детей целостного представления о жизни птиц малой Родины;
в групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края. Каждому человеку необходимо знать родную природу. Нам предстоит еще очень много работы в этом направлении, но первый шаг мы уже сделали.
Используемая литература:
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада».Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж:ЧП Лакоценин С. С., 2007г.
4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись».- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009г.
5. Компьютерный атлас определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы. http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/14birds.htm
6. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа.Издательство: Учитель.Серия:ФГТ в ДОУ: от теории к практике. 2012г.
7. «Силуэты птиц в векторе».
http://corelline.ru/vector_nature_animals/258-siluety-ptic-v-vektore.html4.
Консультация для родителей
Как правильно организовать подкормку птиц?
Главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)! Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)! Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить!
Чем накормить пернатых гостей?
Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:
Не жаренные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли Шишки, желуди, орехи, например, арахис Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины Крошки чёрствого пшеничного хлеба Семена клена и ясеня Кусочки несолёного сала, мяса и жира Яблоки
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм.
Конспект занятий во второй младшей группе «Птицы нашего края»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое»
Цель: формирование первоначальных знаний о зимующих птицах нашего края
Задачи:
-Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
-Активизировать двигательную активность детей во время подвижной игры
-Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края.
Материал: картинки птиц; разрезные картинки «Собери птицу». Птица (иллюстрация, грам. запись (пение птиц). Раскраски с изображением снегиря и синицы. Цветные, восковые мелки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к книгам, беседа с детьми о том, что надо заботиться о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок.
-Ребята, послушайте внимательно, что вы слышите? (фонограмма с голосами птиц)
-Правильно, это поют птицы! А когда так радостно поют птички? когда тепло и сытно. А сейчас какое время года? Ребята, зимой, из леса прилетают птицы, поближе к нам, к людям. И эти птицы называются «зимующие». Сейчас мы познакомимся с такими.
-Посмотрите, это снегирь. Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей. Птица эта чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.
- А теперь, превратимся в птичек и полетаем! Игра «Птички летают»
-А сейчас познакомимся еще с одной зимующей птичкой, которая прилетает к нам из леса. Посмотрите, какая она красивая. Это синица. (описание с помощью детей)
Игра «собери картинку» Разрезанные изображения снегиря и синицы.
- Какие вы молодцы, быстро справились с заданием.
Ребята, пока мы выполняли задание, к вам на столы прилетели новые знакомые, зимующие птички (какие?). Только, вот беда, они не раскрашены. Давайте раскрасим птичек.
Физ.минутка: Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные! Из ваших работ мы тоже организуем выставку.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по художественному развитию
конструирование «Домик для скворца»
во второй группе раннего возраста
Цель: формирование новых знаний и первоначальных навыков конструирования
Задачи:
- Формировать начальные представления о скворцах и их особенностях
- Формировать умение конструировать предмет из нескольких частей
- Определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная)
- Познакомить с новым предметов и его предназначением
Материалы: изображение скворца, настоящий скворечник, изображение скворечника, модель из крупных кубиков, набор более мелких кубиков на каждого ребенка
Ход занятия.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес любоваться птицами. Они прилетают к нам весной, когда становится тепло и ярко светит солнышко.
Основная часть.
Посмотрите, какая красивая птичка у меня на картинке. Читаем стихотворение:
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его Скворец!
Но скворцы не вьют гнезда, как другие птички. Где же тогда они живут? Вот послушайте загадку:
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Крепкий, деревянный дом
С круглым маленьким окном.
- Что же это за домики такие? Правильно – скворечники! Давайте построим тоже домик для нашего скворца. Посмотрите на картинку. А теперь на настоящий скворечник, который сделал дедушка Платона.
- Из каких частей он состоит? Давайте вместе посмотрим. (Стенка скворечника, крыша, окно, полочка)
- Из какой геометрической фигуры построен скворечник? Из какой геометрической фигуры мы построим крышу? На какую геометрическую фигуру похоже окно в скворечник?
Физкультминутка.
Дружно мы сейчас пойдем (шаги на месте)
И построим птичкам дом (руки над головой в виде крыши)
Пилим мы пилой дощечки (руками вперед-назад)
Из них сколотим мы скворечник («работаем молоточком»)
- Ребята, сейчас мы сядем за столы и начнем делать наши домики для скворцов.
(В процессе работы помощь, подсказка).
Заключительная часть.
Читаем стихотворение:
Мы построили скворечник-
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца!
- Какие вы молодцы!!! Давайте посмотрим, какие красивые скворечники у вас получились! Домики для скворцов готовы! Скворушки будут рады таким домикам! Давайте себе похлопаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Птицы нашего края"
Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и ...
Детский краткосрочный проект «Птицы- наши друзья»
Участники: дети, родители, воспитатели.Цель: Развивать представления детей о действительной помощи, заботы о птицах.Задачи:Познакомить детей с зимующими птицами;Углублять знания детей с о зимующих пти...
Сценарий в рамках краткосрочного проекта " Птицы-наши друзья"
Сценарий весеннего развлечения для групп раннего возраста...
Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"
Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"...
Краткосрочный проект" Птицы нашего края"
Сформировать у детей знания о птицах нашего края....
Краткосрочный проект «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
Краткосрочный проект «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»...
Познавательный краткосрочный проект «Птицы нашего края. Перелетные птицы». Опыт работы.
Цель проекта: расширить знания детей о перелётных птицах родного края, их образе жизни и отличительных особенностях, а также воспитать любознательность и бережное отношение к пернатым друзьям. Познако...