История трудового воспитания детей
презентация

Елена Викторовна Семенихина

Истоки развития проблемы трудового воспитания в истории педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx1.41 МБ
Файл tekst_k_slaydam.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие проблемы трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики Выполнил воспитатель МБОУ ЦО №5 Семенихина Елена Викторовна

Слайд 2

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Слайд 3

Томас Мор (1478-1535)

Слайд 4

Шарль Фурье ( 1772-1837)

Слайд 5

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Слайд 6

Иоган Генрих Песталлоцци (1746-1827)

Слайд 7

Полина Кергомар (1838-1925)

Слайд 8

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Слайд 9

Ефим Аронович Аркин (1873-1948)

Слайд 10

Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

Слайд 11

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

Слайд 12

Е.А.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина .

Слайд 13

ФГОС ДО : Трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества Развитие творческой инициативы , способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества

Слайд 14

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд Труд направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей Направлен на уборку групповой комнаты, участка Направлен на уход и выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Направлен на поддержание порядка в группе: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т.д

Слайд 15

« Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А.Сухомлинский.

Слайд 16

Развитие проблемы трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики



Предварительный просмотр:

Развитие проблемы трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики.

  2 слайд - Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».(А.С.Макаренко).

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, счастье, делать человека благополучным. Кроме того, труд - это проявление заботы людей друг о друге.

В народной педагогике много внимания уделялось труду. Вспомним пословицы посвященные труду и отношению человека к труду: «Делу – время, потехе – час», «Труд делает заботы незаметными».  Много высказываний о труде можно найти в литературных трудах А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и других деятелей и искусства.

Значение труду придавали всегда. И очень часто в истории педагогики проблема трудового воспитания подрастающего поколения ставилась на первые места. Были разные моменты истории, иногда интерес остывал и затихал, иногда зарождался с большей силой, чем ранее (послереволюционный период).

Сегодня интересно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания на протяжении всей истории педагогики, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных учреждениях.

Рассмотрим проблему трудового воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогики.

3 слайд- Один из зарубежных представителей английской педагогической мысли философ, общественный деятель, писатель и политик Томас Мор (1478-1535). Он написал роман «Утопия» в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном с всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития.

«…учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают»

Роман «Утопия» является литературным произведением, но в нем прослеживаются основные методы трудового воспитания: сильный фактор воспитания – личный пример взрослого, который имеет главное значение; совместная деятельность с разделением функций между детьми и взрослыми; формирование ответственного отношения к труду. Данные методы сейчас используются в дошкольных организациях.

4 слайд- Хотелось бы отметить интересные и необычные взгляды французского социалиста-утописта Шарля Фурье (1772-1837). В его трудах разработан план новой общественной организации («Гармонии») »). Фурье выявил сложно-интегральную систему воспитания, охватывающую все стороны души и тела. Он считал, что эта новая система воспитания приведет ребенка к «осуществлению его трудового воспитания», будет формировать всесторонне развитых граждан для жизни в «Гармонии».  Соответственно воспитательный процесс строится на принципе самоорганизации детей, влечениям их к определенным видам труда.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, подводящая к труду. С 3-4-летнего возраста дети начинают посещать мастерские, а с 5 лет выбирают себе ремесло и выполняют посильные работы. В трудовых процессах, в игре происходит приобретение детьми знаний, их сенсорное и умственное воспитание. Главной ареной труда маленьких детей является кухня.

5 слайд- Ж.Ж.Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, в котором трудовое воспитание находится на главенствующем месте. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные склонности. Эту идею впоследствии будут развивать и в России, как неотъемлемую часть воспитательного процесса в целом.

6 слайд - Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746–1827 гг.).Он был одним из первых педагогов конца 18 – начала 19 вв., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли. Песталоцци – родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства, и который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 в. Песталоцци был первым теоретиком народной школы. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность.

7 слайд - Следующий теоретик дошкольного воспитания Полина Кергомар (1838-1925) прогрессивный деятель народного образования Франции.

П.Кергомар в течение 20 лет руководила дошкольными учреждениями. Она возглавляла комиссию по подготовке проекта реорганизации детских приютов в так называемые материнские школы и комиссию по выработке новых программ материнских школ. В 1886—1895 гг. она издала двумя книгами свой труд “Материнское воспитание в школе (в русском переводе: “Дошкольное воспитание и детские сады во Франции”), который стал основным методическим пособием для французских воспитателей.

Одним из важных средств нравственного воспитания (труд – средство нравственного воспитания) является организация деятельности детей. П.Кергомар исходила из положения, что деятельность есть жизненная потребность, которая «проявляется в первые же часы по рождении»

Самое главное, что труд П.Кергомар рассматривала не только как средство умственного и физического воспитания, но и нравственного, не только материальной и практической пользы, но «мы стремимся главным образом к добру, к идеалу». И если систематически и авторитетно со стороны воспитателя идет объяснение, что все великое и прекрасное на земле «результат работы рук и ума» , то ребенок усвоивший эту истину будет самостоятельно стремится к труду, «а впоследствии воспитание, более сознательное, научит его работать ради нравственного удовлетворения» .

Если работы Томаса Мора и Шарля Фурье это только теория в истории педагогики, то мысли П.Кергомар пыталась внедрить в практику, так как она была инспектором материнских школ и возглавляла комиссию по подготовке проекта реформы детских приютов и комиссию по разработке новой программы материнских школ, утвержденной в 1887 году. Так же в работах П.Кергомар впервые труд связывается с нравственным воспитанием.

8 слайд - Большая роль в разработке теории трудового воспитания в эпоху Просвещения принадлежит К.Д. Ушинскому. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» раскрывает значение свободного физического труда для развития личности и поддержания в ней чувства собственного достоинства.

В деле трудового воспитания детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе – «одному из могущественных агентов в воспитании человека». Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка.

Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

Цель трудового воспитания, по Ушинскому, – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Отмечая заслуги К.Д. Ушинского можно отметить, что в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности.

Его последовательница Е.Н. Водовозова, также рассматривала трудовое воспитание, как неотъемлемую часть нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.

9 слайд -  рассмотрим, какое важное значение трудовому воспитанию придавали отечественные педагоги. Ряд фундаментальных трудов разрабатывал педагог Ефим Аронович Аркин (1873-1948). Он занимался в основном разработкой теории и практики семейного воспитания. Золотое правило педагогики дошкольного периода он определил так: «Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать». Таким образом, основной формой трудового воспитания ребенка являются элементарные навыки самообслуживания, которые посильны даже маленькому ребенку.

10 слайд - Невозможно не упомянуть о выдающимся педагоге Антоне Семеновиче Макаренко (1888- 1939). Его идеи пронизаны нитью коммунистических взглядов и писал он все больше о воспитании школьников. Мы считаем его педагогический опыт в проблеме трудового воспитания можно и нужно применять в дошкольной организации.

Значительное место в трудовом воспитании отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, а этого можно достигнуть с помощью коллективной трудовой  деятельности.

 А.С.Макаренко указывал, что «Организация коллектива и правильных взаимоотношений в нем, организация требований к школьнику со стороны коллектива, приобретение ребенком опыта коллективной общественно полезной деятельности – важнейший путь формирования полноценной личности».

Он утверждал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в труде. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основой заложенных в ребенке возможностей.

11 слайд - Вдохновляющим поучительным примером успешного решения важнейших задач трудового воспитания стала работа выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970). Сухомлинский не разделяет умственное, нравственное и трудовое воспитание. Ребенок воплощает в себе все эти явления, так как главное в воспитании душевная жизнь. «…Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать». В. А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно, — вложил в это определение глубочайший смысл

12 слайд - С развитием человечества возникает потребность в гармоничном воспитании детей в трудовой деятельности, поэтому на протяжении истории педагогики мы видим расширение исследований по данной теме. Основы трудового воспитания, заложенные в прошлом великими научными деятелями, могут и должны становиться базой для дальнейшего развития педагогических исследований в данном направлении.

Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими.

 13 слайд -ФГОС ДО : Трудовое воспитание –
одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного  отношения к труду через решение следующих задач:
 Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, Развитие творческой инициативы , способности самостоятельно себя  реализовывать в различных видах труда и творчества.

14 слайд - ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд, Труд в природе, Ручной труд.

15 слайд – заключительный « Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»
В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

План по самообразованию педагога дошкольного воспитания на тему«Трудовое воспитание детей в природе».

Мой план по самообразованию надеюсь поможет педагогам для составления своего плана и облегчит работу в этом направлении....

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Рекомендации для родителей «Трудовое воспитание детей или как организовать труд детей дома»

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам нужно научить. Данный материал поможет Вам  понять, ка...

Консультация Трудовое воспитание детей, как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России....

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей. Игры для детей 3-5 лет

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31217747","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...