Экологический форум. Экологическое мышление теория и практика. Выступление с темой"Открытие тайн природы детьми дошкольного возраста через экспериментирование".
материал

Екатерина Михайловна Шефер

Открытие тайн природы детьми дошкольного возраста через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon mbdou_ds17_zvyozdochka_2.pdf334.75 КБ
Файл ekologich_forum.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытие тайн природы детьми дошкольного возраста через экспериментирование.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.  Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы.

 Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, эксперименту.

   Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине, к тому месту, где родился и живешь.

Экология сегодня  – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее  планеты Земля, и на сегодняшний день, экологическое образование и воспитание дошкольников  актуальная и важная задача, ведь это возраст когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям)

   Постичь тайны природы, заложить правильное, ответственное  отношение  детей к ней,  мы стремимся в том числе  через познавательно-исследовательскую деятельность, которая вызывает у детей огромный интерес, которая близка детям, ведь они прирождённые исследователи.

 

Эксперименты и исследования  позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума,  стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

В 2018 г.нашему детскому саду был присвоен статус краевой пилотной площадки по разработке модуля познавательно-исследовательской деятельности. Нами разработана программа «Растишка с книжкой», где эксперименты являются частью художественных произведений.

Значительную часть программы занимают исследования с объектами живой и неживой природы. Наработан богатый материал, создана хорошая лаборатория, в саду ведётся систематическая работа по этому направлению. Мы неоднократно делились своим опытом работы на муниципальном и краевом уровне.

И этот накопленный опыт помогает нам увидеть искорку зарождающегося интереса к природе, готового перерасти в исследование и эксперимент  у детей в обычной жизни, в простых вопросах, в любопытстве, при различных обстоятельствах. Ведь мы,  взрослые,  хотим сформировать у детей осознанное, бережное отношение к природе, чтобы во взрослой жизни, когда человек что-то созидает и творит, он делал это с ответственно и осознанно.

        Возьмем, к примеру, тематический день «Синичкин день».Да, отмечают такой день в стране и об этом беседуют, рисуют, вешают кормушки, но это ещё и кладезь исследований, которые нас например привели к тому, что теперь мы уверены, в том, что синички, прилетающие к нам, будут зимой накормлены всегда, даже в выходные. Когда дети разобрались, какой корм можно давать птицам зимой, у них возник вопрос: «А что больше всего любят птицы?». И тут родился эксперимент. (Ребята  разложили разные виды корма и стали наблюдать издалека, что сначала съедят птицы). Или в другой группе, на тот же «Синичкин день»,  узнав, что птиц зимой нужно подкармливать регулярно, возник вопрос: «А как же быть с выходными? Ведь корм в кормушки не насыпать впрок». Стали думать, как поступить, и родился опыт по изготовлению угощения, смешав разные корма с мукой и водой. Получились подвесные пряники, которые теперь можно оставлять на территории в выходные.

Или был такой случай, когда дети с воспитателем решили посадить на территории сада маленькую елочку. И кто – то из ребят сказал, что скоро будем щелкать орехи. Возник вопрос: «Растут ли на елках шишки с орехами? На всех ли хвойных деревьях шишки одинаковы?» И следующий день в группе начался с загадки «Все  ли ветки, принесенные девочкой с одного хвойного дерева?» И здесь уже подключились и родители. И тут родился целый проект, где дети выясняли: сколько лет растут хвойные деревья, одинаковая  ли хвоя и какую пользу приносят хвойные деревья.

        Или на утреннем круге, когда ребенок рассказал новость о разливе нефти, увиденную по телевизору, мы с детьми стали рассуждать, что же такое нефть и чем она опасна для природы. В процессе экспериментирования, дети при помощи воды и растительного масла представили, что такое нефть и при помощи перьев птиц оценили последствия разлива нефти. Тогда им стало понятнее, почему такие моменты называются экологической катастрофой.  

        А после проведения акции по сбору и сдаче макулатуры, мы задались вопросом: «А зачем сдавать бумагу и зачем ее перерабатывать?». В процессе исследования дети изучили свойства бумаги, выяснили, сколько она разлагается в природе и зачем ее перерабатывать.

        Этими примерами мы хотели бы подчеркнуть, что эксперименты сами рождаются у детей и задача педагога увидеть и подхватить этот интерес и развить его. Создать условия для процесса познания.

        Поэтому желаем Вам, не бояться экспериментировать с детьми. Вместе с ними постигать тайны природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Консультация для воспитателей на тему: «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»

Сегодня проблема эстетического воспитания стоит как нельзя более остро. Следует обратить внимание на красоту действительности. Насладиться этими мгновениями. Порадоваться ими, разделить свою радость с...

СТАТЬЯ на тему: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование

Китайская пословица гласит: «Расскажи–и я забуду, покажи–и я запомню, дай попробовать, и я пойму»....

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.

        Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...