Развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактический игры.
проект
Методическая разрабртка предназначена для леьей старшегодошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_d_razvitie_rechevoy_deyatelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_cherez_muzykalno.docx | 551.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и социальной политики Забайкальского края
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Туяа»
ГО «Поселок Агинское»
Автор-разработчик: Дашибалова Я.Б., музыкальный руководитель
Развитие речи у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Ушинский.
Речь занимает важное место в развитии ребенка, так как является средством общения и выражения мыслей. В настоящее время возросло число детей с нарушением речевого развития. Возможные причины:
- Различные органические поражения ЦНС, что вызывают некоторые отклонения и задержку в развитии речи
- Недостаток должного внимания со стороны родителей (ребенок предоставлен самому себе, испытывает недостаток в речевом общении)
- Заболевания ушей и носоглотки
С этой проблемой я столкнулась не так давно, когда начала свою профессиональную деятельность в детском саду, работая с детьми дошкольного возраста. Одно из решений этой проблемы, я увидела в музыкальной деятельности. То есть посредством музыкально-дидактических игр можно развивать речь ребенка, а также предупредить, и частично, устранить недостатки звукопроизношения. Ведь через игру любая информация воспринимается эффективнее и качественнее. На моих занятиях основной вид деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.Так же Развитию речевого слуха способствуют пение попевок, распевов, с прихлопами, притопами, щелчки. Работая, еще в школе, я использовала методику Карла Орфа и педагога Тютюнниковой Татьяны. Что с легкостью переложила эту методику на дошкольный возраст.
Пение приучает детей рассчитывать выдох на 1 музыкальную фразу, не нарушая мелодии. Маленькие попевки и песни приучают детей пользоваться естественным голосом без напряжения и крика. Пение вырабатывает у детей возможность протяжно, четко,и внятно произносить гласные звуки, и помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Для себя я систематизировала музыкальный материал и определила следующие направления:
- Искажение речевого дыхания
- Дефекты речи (неправильное произношение некоторых звуков – з,с,р,ш,щ и т.д)
- Заикание
- Неясная речь (шепелявость, картавость)
- Скудный словарный запас
- Искажение речевого дыхания. Как известно органы дыхания играют важную роль в пропевании, в разговорной речи, поэтому необходимо укрепление мышц носоглотки.Для профилактики и коррекции дыхания на занятиях провожу дыхательную гимнастику.
Упражнение «Вырасти хочу». Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. И.П.- основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести «У-у-у –х».
Упражнение «Часики». Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.П.- основная стойка. Взмах руками вперед – тик (вдох). Взмах руками назад – так (выдох).
Упражнение «Поворот». Влево вправо повернемся и друг другу улыбнемся. И,П. – основная стойка. На поворот вправо – вдох. На поворот влево – выдох.
(Все эти упражнения по системе Стрельниковой А. и Емельянова Г)
- Дефекты речи (неправильное произношение некоторых звуков – з,с,р,ш,щ). Для их устранения на занятиях использую музыкально-дидактические игры, небольшие попевки, для распевания отдельных звуков.
Музыкально – дидактическая игра «В лесу». Опыт из практики.
Цель: корректировка звуков «с», «ж»
Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягоды. Пришла в лес Таня, а за елкой кто-то прячется». Кто же это? (Лиса). Показываю картинку с лисой. Поем вместе с Таней, распевку «Лиса». Посмотрите, а там еще кто-то прячется. (Ежик). Поем попевку «Ежик». При прослушивании попевки «Лиса», «Ежик» дети вместе с Таней поют, изображают мимикой, движениями.
Игровой материал: Таблица «Лес», картинки животных, кукла Таня.
Музыкальный материал: Логопедические распевки «Лиса», «Ежик».
- Заикание. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей и для тех, кто имеет другие нарушения. Для этого можно использовать Пропевание и проговаривание прибауток, скороговорок, музыкально – дидактические игры.
Прибаутка «Петя - Петушок»
Петушок, петушок, золотой гребешок
Масляна головушка, шелкова бородушка
Петя по двору ходил, и перо уронил.
(Скороговорки, прибаутки можно проговаривать, а можно и петь).Движения сочетаются с шагами, прыжками, поворотами, приседаниями.
Речевая поддержка ритма – необходимый методический приём для работы с детьми дошкольного возраста. Постепенно речевая поддержка проговаривается про себя.
Прибаутка-игра «Ворон»
Бу -бу-бу-бу-бу-бу-бу, сидит ворон на дубу, он играет во трубу, во серебрянную.
Музыкально – дидактическая игра «Имена».
Цель: научить детей изображать ритмический рисунок.
Ход игры: Ребенок попевает свое имя четко, одновременно отхлопывает ритм в ладоши, или в бубен. То же с картинками и игрушками. Показываю картинку, либо игрушку, дети припевают слова.
Игровой материал: ЛЮБОЙ ШУМОВОЙ ИНСТРУМЕНТ, КАРТИНКИ, ИГРУШКИ.
- Застенчивость детей. Для активации таких детей использую на занятиях музыкально-дидактические игры с проговариванием слов.
Музыкально-дидактическая игра «Мыши водят хоровод»
Цель: учить детей держать ровный круг, выполнять движения со словами, активировать звук «ш», громко,тихо.
Ход игры: Мыши водят хоровод, на лежанке сидит кот, тише мыши, не шумите, кота – Ваську, не будите! Тут проснулся Васька – кот, всех мышей он раздерет!!!
Игровой материал: маска кота.
Игра повторяется несколько раз, по желанию детей.
Музыкально-дидактическая игра «Раз хлопок, два хлопок». Игра на развитие метроритмического слуха. Опыт из практики.
- Неясная речь (шепелявость, картавость). Для исправления используются так же попевки, прибаутки, пальчиковые игры и упражнения, на конкретный звук. Тренировка тонких движений пальцев, оказывает благотворное влияние на развитие активной речи ребенка. (Массаж рук, пальцев, пальчики «здороваются» - прикосновение пальчиков).
Пальчиковая игра «Семья».
Это пальчик – дедушка
Это пальчик – бабушка
Это пальчик – папа
Это пальчик – мама
Это пальчик –Я. Вот и вся моя семья!
(Проделываем соответствующие движения.)
Игра «Мама, папа, брат и я!»
- Скудный словарный запас. Для обогащения словарного запаса детей (звук, нота, тембр, динамика, настроение, темп) и улучшения произносительной стороны использую МД игры.
Музыкально – дидактическая игра «Кто поет?». Игра на развитие звук высотного слуха. Опыт из практики.
Цель: развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в семье очень любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама-средним, дочка – высоким. Педагог играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную геометрическую фигурку.
Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и цвету.
МД игра «Музыкальный домик». Игра на различие тембровой окраски.
МД игра «Тихо - громко». Игра на различие динамики голоса.
Цель: определить громкое, тихое звучание
Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают синий квадрат.
Игровой материал: два квадрата: красный – громко, синий – тихо.
Грамотно организованная система по развитию речи у детей дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр и пособий будет способствовать повышению уровня развития речевой деятельности детей, формированию музыкальных способностей и культуры. Музыкально-дидактические игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся интересными для детей. Основное значение музыкально-дидактических игр – формировать у детей способность (музыкальную, речевую) в доступной форме помочь им разобраться: в правильном произношении (пропевании) звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...
"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...
Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...