«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
проект по музыке на тему
Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.doc | 86.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №102»
проект:
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
Музыкальный руководитель:
Лесных Надежда Филипповна, ВКК
«Игра развивает индивидуальность;
играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления
способностей мыслить и для развития
сознания»
(Э. Жак-Далькроз).
Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкальному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Зачастую музыкально-дидактические игры не выходят за рамки музыкального занятия. Отсутствие у воспитателей и родителей музыкального образования не позволяет им исполнять на музыкальном инструменте репертуар для музыкально-дидактических игр. Так же правильно оценивать выполненные детьми задания, а настольно-печатные, музыкально-дидактические пособия теряют всякий смысл без музыкального сопровождения, в результате такой важный компонент, как музыкально-дидактическая игра, выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи. Есть и другие объективные и субъективные причины, которые не дают широко применять на практике музыкально-дидактические игры. Например, в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой небогатый материал по музыкально-дидактическим играм. Иллюстративный материал «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной не соответствует уровню современной жизни, в торговой сети мало готовых музыкально-дидактических пособий.
Как же обеспечить систематичное и последовательное использование музыкально-дидактических игр и пособий в учебной и самостоятельной деятельности, а процесс развития музыкальных способностей, сделать увлекательным, продуктивным? Поиск ответа на этот вопрос заставил меня обратиться к инновационным технологиям, методикам и формам работы, обеспечивающим положительный результат по этой проблеме.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Актуальность: применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкальном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Цель: определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей, помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащение музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр.
- Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, динамика, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
- Обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
- Создание информационно – методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей.
- Формирование предметно-развивающей среды ДОУ.
- Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой предметно-развивающей среды, музыкального воспитания и развития детей.
- Привитие интереса к самостоятельной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
- Повышение интереса к музыке.
Развивающие:
- Развитие музыкально – сенсорных способностей детей, активизация слухового внимания.
- Развитие творчества детей, повышение музыкальной компетентности родителей и воспитателей.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
- Воспитание интереса и любознательности ко всему, что нас окружает, бережное отношение к природе, экологии.
Принципы реализации проекта:
- интеграции;
- комплексно-тематического планирования;
- организации и осуществления совместной творческой деятельности коллектива педагогов, воспитанников и родителей;
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
- наглядности в образовании;
- создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
- последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
- индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности;
- системности, предусматривающий выполнение плана мероприятий на протяжении всего периода реализации проекта.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: практико–ориентированный, групповой, долгосрочный.
Форма проведения: мастер-классы, консультации, информационные уголки, НОД, праздники и развлечения с использованием музыкально-дидактических игр.
Социальная направленность:
- Проект направлен на эмоциональное, сознательное отношение к музыке, отражающей жизненные явления, понимание красоты ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней.
- Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
- Становление готовности детей ориентироваться в мире музыки.
- Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту.
Возможные риски проекта:
- экономические: дефицит финансовых средств.
- психологические: сложившиеся стереотипы общественного сознания, особенности характеров и поведения участников проекта.
Ожидаемые результаты
- В работе с педагогами:
- Анализ результатов проектной деятельности;
- Определение проблем и перспектив;
- Повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности.
- Улучшение проведения воспитательно-образовательного процесса.
Создание комплексной системы работы по данному направлению.
- Творческое использование музыкально-дидактических игр в разных видах деятельности.
- В работе с детьми:
- Умение дифференцировать свойства музыкального звука (высота, тембр, динамика, длительность);
- Появление интереса у детей к музыкальной культуре.
- Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственной образовательной деятельности;
- Сформированность основ музыкальной культуры и ключевых понятий о музыкальном искусстве;
- Проявление творческого самовыражения.
- В работе с родителями:
- Повышение музыкальной культуры родителей.
- Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях ДОУ.
- Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество Повышение статуса семейного воспитания;
- Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Музыкально-дидактические игры помогают в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.
Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально - ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае, будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. И тогда они станут своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей.
Для успешной реализации поставленных задач, составила перспективно-тематическое планирование, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей.
Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников. Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.
Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.
Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, родителей и осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников.
Список используемой литературы
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. , «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
- Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
- Каплунова И.М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
- Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.
- Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры»: метод.пособие. Ростов н/Д.: ООО «Феникс», 2010.
- Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.
- Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
- Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
- Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно - методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...
"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...
Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Методическая разработка по теме " Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры."
Методическая разработка по музыке (младший, средний, старший возраст дошкольников)...
Методическая разработка по теме "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры".
Методическая разработка по музыке...