Консультация на тему: "Становление характера у дошкольников"
консультация

Юдина Наталья Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования

«город Бугуруслан» «Детский сад № 4»

( МБДОУ «Детский сад № 4»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Всеобуч на тему:

«Становление характера у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

1 квалификационной

Категории

Юдина Н.А.

 

 

 

Бугуруслан, 2021

     Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о том, как происходит становление характера ребенка дошкольника и как его улучшать, корректировать. Характер формируется с дошкольного детства. (слайд 1).

 

          Мы часто произносим слово – характер и уже привыкли к нему. Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определение сочетания индивидуальных особенностей человека. (слайд 2).

 

          Но что, же такое характер? 

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках, эмоциональных реакциях. (слайд 3)

 

          Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. (слайд 4).

 

          С характером неразрывно связаны и способности Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой стороны - трудолюбие как черта характера. (слайд 5)

 

          Характер не застывшее образование, он формируется на всем жизненном пути человека. В первые годы жизни у ребенка вообще нет целостного сознания, только в редкие мгновения в нем вспыхивает осознание собственной индивидуальности. На этом этапе ребенок ничем не может управлять, но первые зачатки будущего характера закладываются где-то здесь. Есть такая теория, что характер формируется в первые 3-4 года жизни, а потом его можно только переделывать.

В то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительские характеры. Их характеры и состояние психики неизбежно накладывают свой отпечаток, но как это скажется на будущем характере ребенка, предсказать нельзя.

Копирование начинается позднее, когда формирование ядра личности уже завершено и запускается процесс социальной адаптации - подгонки того, что есть, под то, чего ожидают окружающие. Ребенок и начинает примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях и других близких людях. Этот процесс все так же не поддается контролю. Все случается как бы само собой. Жизнь ставит перед ребенком задачи, и ответы он ищет в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.

Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы. И если этот механизм адаптации не дает сбоя, если устройство личности ребенка не вступает в острое противоречие с личностями родителей, то от осинки не родятся апельсинки.

Формирование характера происходит также и в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.

У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может выражаться в упорном нежелании ребенка подчиниться предъявленному требованию, в настаивании на выполнении своего желания.

Основная причина проявления капризов и упрямства - несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большие отклонения в нем. У детей не вырабатывается четкое представление о том, чем и когда следует заниматься. Например, вчера после сна они продолжительно играли, а сегодня им сразу предлагают садиться за стол на полдник.

Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяются. «Хочу такую же куклу, как у Тани!», «Я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!» - подобные капризные заявления можно слышать от избалованных детей.

Не следует принимать случаи капризов и упрямства за проявление настойчивости. Напротив, это - свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих.

Капризничающего ребенка лучше всего оставить на время в покое, не добиваясь сиюминутного выполнения своего распоряжения, даже путем убеждения или доказательства неправильности его поведения. Находясь в возбужденном состоянии, он не сможет принять слова взрослого, тем более согласиться с предъявляемым требованием. Убедившись, что ребенок уже не возбужден, можно спокойно повторить требование или выразить свое огорчение, одновременно разъяснив, как следовало бы поступить.

Капризных детей следует почаще ставить в условия, заставляющие их уступать, считаться с мнением или желанием других детей. Чаще всего используйте предвосхищающую оценку, выражая уверенность в том, что ребенок поступит соответствующим образом. Это помогает ребенку выполнить предъявляемое требование без капризов, упрямства.

Важно разъяснять детям, как плохо быть упрямым, к чему это может привести; используя художественную литературу, в которой описываются ситуации, ставящие упрямца в смешное положение, и тем самым вызывает отрицательное отношение к подобным поступкам.

5 группа - Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых (боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д).

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули. Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это наказывают его, то такое воспринимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.

Формированию у детей честности и правдивости способствует установление искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. Читайте литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, постарайтесь раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.

Лживость следует отличать от фантазий ребенка. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге «Фантазеры». Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому следует принимать их как детский юмор.

6 группа - Большим достоинством человека является скромность, которая понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы.

Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.

Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные черты характера, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных черт личности (аккуратности, ответственности и т. д.).

Очень важно учить детей (особенно в старшем дошкольном возрасте) быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Следует учить старших дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства.

Немаловажное значение имеет воспитание у детей жизнерадостности. В основе этого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на характер и всю деятельность ребенка, его взаимоотношения со сверстниками.

Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание бодрой эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. В этих условиях дети спокойнее переживают отдельные огорчения и неудачи. Многое зависит от позиции самого взрослого, стиля его взаимоотношения с ребенком. Спокойный тон, добрый юмор, заботливое отношение, хорошее настроение - все это влияет на детей, становясь нормой жизни и общения.

Спасибо за внимание! (слайд 7)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл c1550592023.pptx686.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №4» «Становление характера у дошкольников » Подготовила: Юдина Н.А.

Слайд 2

"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм

Слайд 3

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, поступках и эмоциональных реакциях. «Что же такое характер?»

Слайд 4

Взаимосвязь характера и темперамента

Слайд 5

Взаимосвязь характера и способностей Характер формируется в деятельности

Слайд 6

Характер формируется всю жизнь!

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста».

Освоение метода моделирования основано на развитии знаково-символической деятельности у детей.Исследование ученых А.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показали, что основой для развития умственных способно...

Конспект музыкально-спортивного развлечения интегрированного характера с дошкольниками в подготовительной группе с нарушениями зрения Тема «Как Иван в городе бывал»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.Задачи: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы;- закреплять представления детей о светофоре;- формировать...

СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА

СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...

15.10.19. Консультация на тему" Становление логики математического опыта ребенка дошкольного возраста" м

Дошкольники постигают содержание программы по ФЭМП в игровой деятельности с логико- математическим содержанием гораздо легче. Под логико- математическим развитием понимается детская деятельность,насы...

Консультация для родителей на тему: "Становление речевого развития ребенка раннего возраста".

Познакомить родителей с тем, как происходит развитие речи ребенка;Как отвечать на детские вопросы;Что является поводом для беспокойства....

выступление на тему: «Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «физическое развитие» является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарным...