Консультация для родителей на тему: "Становление речевого развития ребенка раннего возраста".
консультация

Туманова Елена Владимировна

Познакомить родителей с тем, как происходит развитие речи ребенка;

Как отвечать на детские вопросы;

Что является поводом для беспокойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_rechevogo_razvitiya_rebenka_rannego_vozrasta.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Становление речевого развития ребенка раннего возраста

После года наступает бурное развитие речи. У ребенка возрастает потребность в речевом общении, так как он уже включается в различные виды деятельности. Ребенок все чаще обращается к взрослым, чтобы узнать как можно больше об окружающих его предметах. Он тянется все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. В этот период родители должны быть готовы поддержать интерес ребенка, его речевую активность, иначе дефицит общения непременно задержит развитие его речи.

К 2 годам в речи ребенка насчитывается до 300 слов различных частей речи. Большую часть детского лексикона составляют имена существительные, на втором месте по частоте употребления – глаголы, другие части речи составляют незначительную часть речи ребенка, союзы в речи отсутствуют. На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки: «э», «ы», «и»,  но твердые согласные у них звучат как мягкие: «ть», «сь», «зь». У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.

На третьем году жизни у детей значительно увеличивается запас общеупотребительных слов, отмечается стремление к словотворчеству.

Недостатки звукопроизношения в этот период не должны волновать родителей, так как этому препятствует несовершенство артикуляционного аппарата ребенка и недостаточный уровень восприятия фонем. В связи с этим многие звуки ребенок не произносит, переставляет или заменяет их более простыми по артикуляции (например, звук «ц» заменяется звуком «ть», или «сь», звуки «р» или «л» - звуками «ль» или «й». К трем годам четко оформляется артикуляция звуков «ф», «в», «фь», «вь». На третьем году жизни ребенок должен четко передавать интонационно-ритмический контур слов: например, пиямидка (пирамидка), апата (лопата), сафик (шарфик).

Показателем становления детской речи этого периода является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений. В 2,5 – 3 года дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя некоторые грамматические формы (иди – идет – идем – не иду; кукла – кукле – куклу), в речи появляются союзы и местоимения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов.

Поводом для беспокойства родителей должны служить следующие показатели:

  • Ребенок долгое время не подражает новым для него словам.
  • При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, используя аморфные слова. Например: пику – купи, де – дети, таки – стакан.
  • Ребенок не строит из накопленных слов предложений.
  • В речи ребенка отсутствуют глаголы.
  • Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено. Например: Мама ав-ав. (Мама кормит собаку).
  • Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
  • Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Как отвечать на детские вопросы.

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Ответ должен не только обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречными: «А как ты думаешь?».
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстрированный материал.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
  • Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
  • Если ответы на вопрос ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Кратность, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет  В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка раннего возраста".

Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произностить звуки. Данная консультация раскрывает особенности формирования речи ребенка, на что необход...

Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...

Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...

Консультация для родителей "Важность участия семьи в развитии ребенка раннего возраста"

Данная консультация разработана для родителей с нарушениями слуха...

Консультация для родителей "Роль потешек в речевом развитии детей раннего возраста"

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны.Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, р...

Консультация для родителей "Необходимые условия для оптимального развития ребенка раннего возраста"

        В консультации подробно представлены условия, соблюдение которых  позволит оптимизировать психическое развитие ребенка раннего возраста.   Так же описана р...

Консультация для родителей «Игры и упражнения, способствующие речевому развитию ребенка раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры и упражнения, способствующие речевому развитию ребенка раннего возраста»...