Консультация для воспитателей.
материал

Яковлева Оксана Витальевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

           ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ   С       ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

          Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации. Это делает речь непонятной, скачкообразной.

             Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

- формирование выдоха и озвученного длительного выдоха;

- постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно;

- развития выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз;

- развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

               Задачи:

- укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата;

- нормализовать звукопроизношение;

- научить контролировать процесс речи;

- добиться полного усвоения навыков правильного дыхания;

- увеличить количество произносимых на выдохе слов.

          Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

            Рекомендации по проведению упражнений:

- проводите занятие в хорошо проветренном помещении

- занимайтесь не менее трех раз в день по 10 мин

- первое занятие можно проводить лежа

- рукой можно контролировать вдох и выдох

- переходить к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущее занятие

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка

                    Игровые упражнения для развития речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На 1 этапе можно освоить следующие занятия:

«ШАРИК»

Цель:  натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция стоя или сидя.

Дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление в нем. Повторить упражнение несколько раз.

«ЗАДУЙ СВЕЧКУ»

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно.

Сидя на стульчике дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох воспроизводится медленно

            После трех – четырех занятий, проговаривать во время выдоха: «фу».

На 2 этапе:

«ТРУБАЧ»

Цель: обучение навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

Поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: «У-У-У». Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше будет трубить.

ПЕНИЕ.

Пропевание различных звуков, состоящих из 1,2,3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте пока только одну гласную, затем слоги: га, мА, ру, до и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малыша петь жалобно, радостно, грустно, громко, тихо, шепотом.

На 3 этапе:

Обучение произношению небольших слов во время выдоха. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, дом, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа, дама и тд.

         Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, чистоговорки.

САМОЕ ВАЖНОЕ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ НА ВЫДОХЕ!

На 4 этапе:

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

           Делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее трех фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

 Игры:

«ВЕРТУШКИ»

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

«ГОРЯЧИЙ ЧАЙ»

Цель: формирование навыка длительного выдоха.

Детям выдаются картонные заготовки чашек с «паром», попросите детей подуть на чашки.

«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на шарик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель: забить шарик в ворота противника.

«СНЕЖИНКИ»

Цель: обучить длительному продуктивному выдоху через рот.

Вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать их на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку, как можно дальше.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

Ребенок выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее работают мышцы.

     КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПОЛЕЗНО ПРОВОДИТЬ С ДЕТЬМИ С ОНР, ФФНР, ЗРР.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                               «Детский сад № 15»

               Консультация для воспитателей на тему:

       «Игра, как метод развития звукопроизношения»

                  Подготовила: учитель-логопед Яковлева О.В.

                                              Кундравы 2016

         Цель:

- Привлечь воспитателей к совместной работе в коррекции речи детей;

- Оказать практическую помощь воспитателям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;

- Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.

         Очень часто сталкиваемся с такой проблемой: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи, т.е. изолированно звук уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию логопеда или воспитателя.

         Причины могут быть разными:

- недостаточно времени уделяется на решение данному вопросу;

- слабый самоконтроль ребенка за собственной речью;

- нежелание ребенка исправлять свое звукопроизношение;

- трудность произношения звука.

         Также скорость введения звуков в речи зависит прежде всего от вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей с дизартрией, что говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движение данной мышцы, еще недостаточно созрела, вследствие чего возникают трудности в произношении звука и автоматизации.

         Очень важно состояние фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием, звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

         От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания.

         Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении. Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов.

         Этапу автоматизации в логопедической работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

         Я в своей работе использую компьютерные технологии и разнообразные печатные и словесные дидактические игры. Нужно убедить ребенка, что занятия – это нескучно, а интересное увлекательное дело. Учитывая это, необходимо превратить сложный процесс автоматизации звука в игру. В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывания ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог должен:

         - нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции, например,: «Следи за звуками», «как мы ставим язычок при произношении определенного звука»;

         - постараться предупредить ошибку взглядом, жестом;

         - отметить качество произношения во время общей оценки ответа

         - следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизни (на прогулке, в игре и т.д.)

         Эти игры могут быть интересны и полезны всем. В них можно играть и в выходные и будни.

        Игра  «Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

         Игра «Что я загадал»

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например, Этот предмет большой, железный, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадает, что это машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова.

         Игра «Чего не стало»

На столе четыре предмета. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время убирается один предмет. Ребенок называет чего не стало. Примерный перечень предметов со звуком (Л) – юла, волк, белка.

         Игра «Посчитай-ка»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например, одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.

         Игра «Один-много»

Например, бока - бокалы, пила - пилы, пенал – пеналы и т.д.

         Игра «Скажи ласково»

Например, вилка – вилочка, палка – палочка и т.д.

         Игра «Исправь взрослого»

Взрослый намеренно произносит слова неправильно, а ребенок исправляет.

         Вот такие примерные игры можно проводить с ребенком и на прогулке, и в группе. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма. Важно организовать ситуации, близкие к условиям естественной коммуникации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию. Именно в ситуации у ребенка появляется потребность говорить с какой-либо целью, что активизирует его речевую деятельность, способствует закреплению поставленных звуков.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...