Рабочая программа кружка: «Волшебные ручки»
рабочая программа
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, свое представление об окружающем мире. Работа в кружке «Волшебные ручки» - прекрасное средство развития творчества, эстетического вкуса, умственных способностей, а также конструкторского мышления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnye_ruchki.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка в группе с детьми:
«Волшебные ручки»
на 2022 – 2023 учебный год
Разработала: воспитатель
Давудова Индира Шайдабеговна
2022 г.
Содержание:
- Аннотация ………………………………………………………2
- Пояснительная записка…………………………………………2
- Целевые ориентиры на этапе завершения реализации рабочей программы…….5
- Календарно-тематическое планирование работы с детьми…………….6
- Календарно-тематическое планирование работы с родителями………..9
- Список используемой литературы………………………………………10
Аннотация
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему, а видя готовые рисунки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них развиваются аналитические способности. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Работа в кружке «Волшебные ручки» - прекрасное средство развития творчества, эстетического вкуса, умственных способностей, а также конструкторского мышления детей.
Дети знакомятся с новыми материалами, выразительными возможностями, их свойствами, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Воспитанники на практике воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.
Предлагаемое планирование деятельности обеспечивает не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 52 календарных недели (35 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-7 лет , 20-30 мин.
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Направленность программы.
Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Причины создания программы.
Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Рабочая программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям.
Задачи:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
- Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 52 календарных недели (35 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-7 лет 20– 30 мин.
Форма и методы реализации программы:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми;
- Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
- Тематические развлечения;
- Мастер-классы с педагогами и родителями;
- Консультации для родителей и педагогов;
- Родительские собрания с использованием ИКТ;
- Публикация информации на сайте ДОУ;
- Оформление предметно-окружающей среды.
Принципы организации:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Тематический план работы кружка « Волшебные ладошки» на 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы),
Месяц | Тема | Цель | Материалы |
Сентябрь | «Осенние листья» «Мой осенний город (коллаж)» « «Воздушные шарики» | Познакомить с техникой тиснения. Тиснение -Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. -Уметь выражать в рисунке своё отношение к любимому городу. -Закрепить умения рисовать дома ближе, дальше, автомобили. Познакомить детей с техникой монотипии. Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь. | Альбомные листы, гуашь Альбомные листы , акварель, восковые мелки, вода, клей, вырезанные фигур |
Октябрь | «Превращение гусеницы» «Осень золотая» «Волшебное превращение тарелки» «Старое золото» | -Познакомить с новым приёмом рисованиятампонирования. -Использовать в работе различные сухоцветы -Учить составлять изображение животного с помощью картонной тарелки, цветной бумаги, красок. -Развивать фантазию -Научить использовать нетрадиционные материалы, для получения интересного фактурного изображения -Закрепить умение детей пользоваться техникой монотипией. -Познакомить детей с симметрией на примере бабочки. Развивать пространственное мышление. | Альбомные листы, гуашь, клей, кисти, вырезанные заготовки цветов из открыток, сухоцветы. Картонная тарелка, цветная бумага, гуашь, кисти, клей, ножницы Альбомные листы, клей ПВА, гуашь золотого цвета, губки для обуви (чёрная) |
Ноябрь | « «Превращение ладошки» » «Это мамочки портрет!» « «Костовские мотивы» | -Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. -Развивать цветовосприятие и мелкую моторику. Уметь самостоятельно подбирать материалы для украшения портрета мамы. Развивать фантазию. Познакомить с Жостовской росписью, уметь самостоятельно составлять узор и расписывать красками. Ра | Рисование ладошкой Альбомные листы, гуашь, палитра, кисти, вырезанные цветы и искусственные, бусины, пайетки, листы для акварели, вырезанные силуэты подносов , цветов и листьев, гуашь, палитра , кисти |
Декабрь |
«Ледяные цветы снежной королевы». «Подарок Деду Морозу» | Познакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность). -Познакомить с нетрадиционным приёмом рисования - рисование свечой. -Развивать фантазию. -Упражнять детей в получении различных цветовых оттенков --Учить составлять праздничную композицию (открытку) к празднику. -Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительными материалами | Рисование солью Альбомные листы, акварель, свечи, кисти. Цветной картон, объёмные фигурки, гуашь, кисти, блескгель, пайетки Цветной картон, гуашь, вырезанные фигурки, клей, блёстки, гель-блеск |
Январь | «Морозное окно» Ск «Сказочное царство. «Волшебное государство» | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования по трафарету. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры. -Уметь использовать различные художественные материалы для изображения сказочных замков и дворцов -Учить составлять красочные картинки с помощью кусочков цветной бумаги. | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету Альбомные листы, гуашь, перламутровые краски, кисти, силуэты замков, клей, различные пайетки. |
Февраль | «Подводное царство» «Полярная ночь» «Сказочный лес» | Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках «Рисование по мокрому» и «Рисование ладошкой». Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение. Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности, используя технику рисования зубной щёткой. -Вызвать интерес к сказочному образу леса. -Развивать фантазию и оригинальность в своей работе | Рисование ладошкой, рисование по мокрому Рисование зубными щётками Альбомные листы, акварель, гуашь, восковые мелки, кисти. |
Март | «Подарок маме» «Бал цветов!» «Дождь и радуга» | -Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить составлять гармоничную композицию из цветов Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — рисование по сырому. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение | Печать по трафарету, рисование пальчиками Цветной картон, гуашь, клей, кисти, вырезанные заготовки цветов из открыток, сухоцветы, пайетки Рисование по сырому |
Апрель | «Ну-ка клоун рассмеши!» «Курочка и цыплята» «Космические дали» «Анютины глазки» | -Учить создавать смешные образы клоунов с помощью различных подручных материалов -Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. -Учить составлять сюжетную композицию. -Развивать творческое воображение детей. -Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. -Развивать цветовосприятие. -Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Познакомить детей с новой техникой ниткографией. | Альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, различные материалы для творчества Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой Набрызг, печать поролоном по трафарету Ниткография |
Май | «Салют» - «Мир похож на цветной луг!» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». -Учить заполнять всё пространство листа. -Создать условия для свободного экспериментирования с гуашевыми и акварельными красками. -Развивать фантазию | Набрызг Силуэты бабочек, гуашь, гель- блеск, пайетки, клей, кисти, альбомные листы |
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы на 2019 – 2020 год
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Месяц | Тема | Форма проведения |
Сентябрь | «Роль рисования в развитии старшего дошкольного возраста» | Информация на сайте ДОУ |
Октябрь | «Как научить ребенка рисовать?» | Родительское собрание |
Ноябрь | «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» | Анкетирование |
Декабрь | «Что таят детские рисунки?» | Консультация в приёмной Буклеты для родителей |
Январь | «Необычными вещами мы рисуем без труда» | Мастер-класс |
Февраль | «Увлекательное рисование» | Папка-передвижка |
Март | «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» | Памятки для родителей |
Апрель | «Наш семейный портрет» | Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями. |
Основная литература.
- Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
- Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
- Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
- Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Дополнительная литература
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры: Родничок, 1999, - 47 с.
- Доронова Т.Н. «С утра до вечера» - С - Пб., Детство-Пресс, 2002г. (рабочая тетрадь для самостоятельной деятельности детей);
- Затеева Е. В. «Малыш в мире искусства родного края»: Барнаул, 2007.
- Новикова Е. Н. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок: М., 1999., - 265 с.
- Образцова Т. Н. Логические игры для детей: М., 2010., - 184 с.
- Соколова Ю., Нитылкина Е. Игры с пальчиками: Эксмо, 2002, - 24 с.
Хрестоматия по детской литературе под редакцией М. К. Боголюбской:
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста
Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
Рабочая программа кружка расчитана для детей в возрасте от 4 до 7 лет на 3 учебных года. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений ...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
Цель программы:- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;- развитие самостоятельности анализа и мышления;- воспитание лю...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет
Данная программа содержит годовой план работы кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет....
Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны
Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...
Рабочая программа кружка "Волшебные ручки".
Работа кружка "Волшебные ручки"...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...