Рабочая программа кружка "Волшебные ручки".
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида»
____________________________________________________________
Рабочая программа кружка
«Волшебные ручки»
(старший дошкольный возраст)
Разработчики:
Гендрих С.П.
Куандыкова К.Л.
Омск, 2022г.
№ | Содержание | страница |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цель и задачи кружка | 4 |
3 | Планируемые результаты | 4 |
4 | Педагогическая диагностика | 5 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
1 | Основные формы и методы работы | 6 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
1 | Срок реализации и режим работы кружка | 6 |
2 | Предметно - развивающая среда | 6 |
3 | Перспективный план занятий с детьми | 7 |
4 | Литература | 14 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, мех, скорлупу, листья, семена и другие природные материалы.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт всестороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое и необычное.
Работа с различными материалами, в ходе выполнения аппликации в нетрадиционной художественной технике расширяет возможности дошкольника в сферах эмоционального, физического и психического развития.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой различных типов, тканью и нитками, природным и бросовым материалом, элементарные опыты с ними позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность, а особенно ее нетрадиционные формы проведения, не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует развитию умственных способностей ребёнка, в частности, формированию логического и абстрактного мышления.
Виды аппликации:
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, цветок, животное и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация - это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.
2. Цель и задачи кружка
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.
Основные задачи:
образовательные:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя;
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами.
воспитательные:
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
развивающие:
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветного восприятия;
- развитие мелкой моторики рук.
3.Планируемые результаты
В конце учебного года дети приобретут навыки :
- использовать в работе приёмы аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
- аккуратно использовать материалы.
В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цветовосприятие , образное мышление.
И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.
4.Педагогическая диагностика
Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
№ | Ф И ребенка | Навыки умения | Всего баллов | Уровень | |||||
1.Выкладывание форм в определенной последовательности (узор) | 2.Выкладывание изображения (предмет) | 3.Владение техническими навыками | Итого по 3 параметру | ||||||
намазывание формы | наклеивание | аккуратность | |||||||
Итого |
Примечание: в показателе под номером 3 выставляется только итоговый балл.
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора | Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу. | Выполняет самостоятельно. На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм. | Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество |
Высокий уровень кол-во _____; ____%
Выше среднего кол-во _______; ____ %
Средний уровень кол-во _____; _____%
Низкий уровень кол-во ______; _____%
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1.Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно – иллюстративный
(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Срок реализации и режим работы кружка
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю (четверг), во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 20 минут. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками.
Учебно-тематический план
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий в год | 32 |
Продолжительность занятия | 20 мин |
2. Предметно развивающая среда
Для занятий необходимы следующие материалы:
- цветной картон
-гофрированная бумага
- цветная бумага формат А4
- салфетки
- клеенки
- ножницы
- клей
- различный природный материал
- кисточки для клея
- ватные диски
- пластилин
- семена тыквы
- крупа пшено
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
3.Перспективный план занятий с детьми
Месяц | Тема | Содержание занятия | Материалы, оборудование. |
Сентябрь | Такая разная бумага «Из чего делают бумагу». (беседа) | Познакомить и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, свойств и качеств. | Картон, цветная, гофрированная бумага. |
Скрутите кулёчек «Цветок» | Познакомить детей со способом скручивания из бумаги кулёчек. | Картон, цветная двухсторонняя бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Скатайте трубочку «Пирамидка» | Познакомить детей со способом скатывание трубочки. Сделать пирамидку из трубочек. | Картон ,цветная бумага, клей карандаш, влажные салфетки. Образец. | |
Октябрь | Сложите оригами «Собачка» | Продолжать знакомить детей складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы. Развивать моторику. | Картон, квадрат, прямоугольник, черный карандаш, клей карандаш, влажные салфетки, клеёнка. Образец. |
Аппликация модульная «Груша» | Формировать умение у детей создавать объёмный образ с помощью техники обрывания. Развивать мелкую моторику рук. | Шаблон груши, цветная бумага, клей карандаш, влажные салфетки, клеёнка. Образец. | |
Аппликация из скатанных салфеток «Веточка рябины» | Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных салфеток. Развивать мелкую моторику рук, закреплять красный цвет; развивать чувство композиции, продолжать учить наклеивать, дополнять композицию листочками. | Белый картон с обведённой веточкой, квадратики красной салфетки, готовые скатанные шарики из красной салфетки, вырезанные листики, клей карандаш, тряпочки для клея, влажные салфетки, клеёнки, тарелочки. Образец. | |
Аппликация накладная «Яблочко румяное» | Формировать умение у детей создавать объёмный образ с помощью техники многослойных изображений, наклеивая детали друг на друга в убывающем порядке. | Картон, шаблоны яблока разного размера, клей карандаш, влажные салфетки, клеёнка. Образец. | |
Ноябрь | Аппликация из листьев. «Осеннее дерево» | Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы. | Картон с нарисованным стволом дерева, засушенные листья, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. |
«Осенний букет» коллективная работа. | Познакомить детей с новым способом вырезания одинаковых силуэтов из цветной бумаги. | Лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, ножницы, клеёнка. | |
Аппликация из сухих листьев «Жар птица» | Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листьями). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Цветной картон, засушенные листья, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Объёмная аппликация из полос ко дню матери | Познакомить детей с методом аппликации из полос бумаги, путём склеивания краёв. Формировать умение разрезать бумагу на полоски, соблюдать правило безопасности в работе с ножницами, | Цветной картон, с наклеенной вазой из цветной бумаги, 3 готовые серединки, клей карандаш, цветная бумага, клеёнки, влажные салфетки. Образец. | |
Декабрь | Объёмная аппликация «Снегири». | Формировать умение у детей оформлять птиц снегирей; закреплять умение вырезать круг из квадрата путём срезания углов; наносить клей, приклеивать. Развивать чувство заботы о зимующих птицах. | Круги из картина красного цвета диаметр-10 см(тело), квадрат 6см на 6см(крыло) , полоска 5 см на 2 см(хвост), треугольник для клюва, клей ПВА, ножницы, кисти для клея. Образец. |
Аппликация с использованием ватных дисков «Дед Мороз» | Формировать у детей способность создавать аппликацию с использованием ватных дисков; правильно располагать все части; наклеивать части с противоположной стороны. Развивать усидчивость. | Круг розового цвета диаметром 7 см, ватные диски 10 шт, половина круга красного цвета от диаметром 7 см. верёвочка, полоска белая 14 см на 1,5 см, 2 кружка для глаза – черного цвета, 1 кружок для носа – красного цвета,клей. | |
Карнавальные маски (очки). | Формировать у детей способность оформления и украшение карнавальных масок (очки). | Шаблон очков из белого картона, цветная бумага, пайетки, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Аппликация накладная и обрывная. «Ёлочка- красавица» | Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлочки- хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). | Картон, шаблон ёлочки, цветные салфетки, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Аппликацию «Снеговик».Подарок родителям к Новому году. | Формировать у детей способность сделать аппликацию «Снеговик». | ||
Январь | Аппликация из ваты «Пушистый зайка». Совместная работа детей. | Познакомить детей с аппликации из ваты. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур. | Вырезанный из картона силуэт котёнка – по 1 на каждого ребёнка, вата, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Игрушка белого зайца. Образец. |
Аппликация веером «Рождественский ангел» | Формировать умение гофрировать бумагу способом загиба бумаги на небольшие полосы чередуя вправо и влево, создавать аппликации из гофрированной бумаги. Развивать усидчивость, целеустремлённость. | Картон холодных синих тонов, бумага белая размером 10 см на 30 см, квадрат белой бумаги 7 см , крылья из белой бумаги вырезанные волнистыми ножницами, звёзды из фольги или пайетки, , клей ПВА, кисти для клея, клеёнки. Образец. | |
Оригами «Лиса». | Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы -квадрат. | Цветная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Февраль | Аппликация из семечек «Ёжик» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации — вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. | Картон, вырезанный силуэт ёжика, семечки, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Образец. |
Аппликация «Открытка папе». | Совершенствовать умение вырезать модули нужной формы по шаблону, красиво подбирать цветосочетание. | Картон, цветная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. | |
Модульная аппликация «Птичка- невеличка». | Познакомить детей с аппликацией из геометрических фигур.(круг) | Картон, цветная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. | |
Март | Оригами «Цветок для мамы» | Познакомить детей с техникой - оригами. Формировать умение сгибать стороны кружка, к центру нижней стороны соединяя концы создавая треугольник. Развивать умение создавать композицию из готовых деталей. Расширять представление о предстоящем празднике 8 марта. | Цветной картон с обратной стороны стихи для мамы с поздравлениями от детей. Кружки диаметром 3 см – 6 шт – ярких цветов дл я цветка, 2 кружка диаметром 3 см зелёного цвета для листьев, 1 зелёный стебелёк, клей ПВА, кисть для клея, тряпочки, клеёнки. Образец. |
Квилинг «Дом на шариках» | Познакомить детей с техникой - квиллинг. Формировать умение у детей закручивать полоски в тугую спираль, склеивать концы полоски, украшать заготовками свою композицию. Закреплять цвета, чувство композиции, усидчивость, мелкую моторику. | Плотная бумага с наклеенным домиком и верёвками, полоски цветной бумаги шириной 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Аппликация из полос «Русские берёзки» | Познакомить детей с новой техникой аппликации из полос - путём соединения концов. | Картон голубого цвета, полоски цветной бумаги шириной 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Аппликация из семян тыквы. «Экзотические рыбки». | Познакомить детей с аппликацией из семян тыквы. Учить детей наклеивать на контуры рыбок, располагая их в определённом порядке. | Шаблон рыбки, семена тыквы, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Аппликация из ваты «Кошка» | Познакомить детей с аппликации из ваты. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур. | Вырезанный из картона силуэт котёнка – по 1 на каждого ребёнка, вата, тарелка, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Игрушка белого котёнка. Образец. | |
Апрель | «Цыплёнок». Аппликация из крупы. | Познакомить детей с аппликации из приклеивания крупу на готовый силуэт (контур). На изображение цыплёнка приклеиваем пшено. | Вырезанный из картона силуэт цыплёнка – по 1 на каждого ребёнка, пшено, тарелка, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Игрушка цыплёнка. Образец. |
Аппликация из цветной и гофрированной бумаги «Ракета». | Познакомить детей с аппликации из гофрированной бумаги, научать детей вырезать прямоугольники, треугольники, полоски - детали ракеты, составлять из этих фигур композицию и приклеивать на картон. | Цветной картон, гофрированная бумага, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | |
Аппликация из ниток «Пасхальный кулич». | Познакомить детей новому способу изображения. Формировать умение наклеивать ниточки на силуэт удобными способами. Развивать мелкую моторику, усидчивость, фантазию, воображение. | Картон основа с нарисованными узорами, нитки шерстяные небольшие клубочки разных цветов, клей ПВА, кисть для клея . Образец. | |
Аппликация из ткани «Платье для куклы» | Познакомить детей с новой техникой - аппликацией из ткани. Формировать умение правильно располагать части ткани для создания наряда, наклеивать ткань на основу, украшать. Развивать усидчивость, доводить работы до конца. | Картон основа для наклеивания непринуждённых тонов , вырезанное платье и дополнительные части для склеивания на каждого ребёнка, клея ПВА ,кисть для клея, клеёнка. Образец. | |
Май | Аппликация из гофрированной бумаги «Гвоздики» | Выполнять гвоздики из гофрированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. | Цветной картон, гофрированная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. |
Оригами «Необычный светофор» | Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Формировать умение сгибать квадрат пополам по диагонали; загибать края у получившегося треугольника дополнять подрисовывая эмоции, Закреплять значение цвета у светофора. | Основа картон с чёрным силуэтом светофора. 3 круга диаметр 8 см (красного, жёлтого, зелёного цвета), клей карандаш, влажные салфетки, фломастеры, клеёнки. Образец. | |
Аппликация обрыванием «Полицейский» | Формировать умение у детей создавать объёмный образ с помощью техники обрывания. Развивать мелкую моторику рук. | Раскраска полицейского, полоски бумаги синего, коричневого и зелёного цвета, цветные карандаши, клей карандаш, клеёнки, тряпочки. Образец. | |
Выставка для родителей. | Воспитывать веру в свои силы и возможности. | Развитие образного эстетического восприятия, желания самому создавать красивые поделки. | |
Июнь | Совместная работа детей на тему «Лето». | Закрепить умение работать в коллективе. |
4. Литература:
1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий.-М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2016.- 64 с.
2. Соколова .С.В. Оригами для самых маленьких. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-64 с.
3. Румянцева.Е.А. Аппликация.Простые поделки/Екатерина Румянцева-М.: АЙРИС-пресс, 2016.-128 с.
4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук, Сфера, 2008 г.
5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
6.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки".
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....
Рабочая программа Умелые ручки
материал по изо...
Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)
Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....
Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)
программа кружка художественно-эстетической направленности...
Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...
- Мне нравится (2)