Доклад на тему: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (Любим, помним, храним)
материал
Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_-patrioticheskoe_vosp.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 Истринского г.о.
Доклад на тему:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (Любим, помним, храним)
Выполнила: Андреева М.А.
Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Начиная работу по патриотическому воспитанию я в основном строила её на занятиях, праздниках, экскурсиях, знакомила детей с народными промыслами, фольклором. Главной моей задачей было, сохранить и приумножить народную культуру, вызвать у детей интерес к культуре, традициям и обрядам наших предков.
Цели и задачи данной темы:
Одной из важных задач по нравственно - патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с традициями и обычаями семьи. Воспитание у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважение к труду. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Успешно решать поставленные задачи, помогают такие виды искусства, как изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, музыка, пение, танцы, литература. Они помогают в самом главном – найти дорогу к своему «я» понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Основной работой является объединение усилий педагогов и родителей, для того чтобы сформировать у воспитанников представления о доме, родителях, месте, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой родиной.
Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
Методы используемые в работе с детьми:
Основные методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Вспомогательные:
-исследовательский;
- метод проблемного изложения материала;
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- беседы;
- рассказ;
- художественное слово.
Методы работы используемые в работе с родителями:
- родительское собрание;
- просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. ;
- «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»;
- педагогические беседы с родителями;
- тематические консультации;
- наглядно-информационные методы;
- информационно-аналитические формы;
- досуговых форм организации общения;
- информационно-ознакомительной формы работы с родителями.
В совместной деятельности с детьми я широко использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры, различные виды искусства (музыка, пение, танцы, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, литература, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. В работу по патриотическому воспитанию я включаю беседы о родном городе (селе, деревне, городах России, животных родного края и т. д., рассматриваем тематические альбомы, иллюстрации, организуем выставки предметов детского творчества. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков. Наш край представлен моделью «Русской избы», предметами быта, одежды.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми старшей и подготовительной групп и родителями ходим к мемориалу погибшим солдатам во время вов поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. К нам на занятия и праздники приходят ветераны воины, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. Активное участие наши дети принимают в работе по охране природы. Многое им доступно: подкормка птиц, выращивание цветов, деревьев.
Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями.
В основу педагогического опыта положены следующие принципы:
- принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной поселок, родная страна;
• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
• принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.
• принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры региона)
Результатом работы является то, что воспитанники нашего детского сада к концу дошкольного детства по патриотическому воспитанию имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"
приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Доклад на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности»
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпо...
Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Доклад на тему:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»...
Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданин...
Доклад на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, спос...
Доклад на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пере...