Методическая разработка "Комплекс игр и упражнений для формирования вокально - хоровых навыков дошкольников"
методическая разработка
Методическая разработкаа "Комплекс игр и упражнений для формирования вокально - хоровых навыков дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. "Комплекс игр и упражнений для формирования вокально - хоровых навыков" | 178.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Комплекс игр и упражнений для формирования вокально-хоровых навыков дошкольников
Подготовила:
музыкальный руководитель
Чеснокова Н.В.
Саратов 2020
В разработке представлен методический материал, который используется мною на вокально-хоровых занятиях у детей возрастом 4-6 лет.
Главной целью данной разработки является формирование вокально-хоровых навыков у детей 4-6 лет посредством игровых приемов.
Данные наработки могут использоваться для решения следующих задач:
• Формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции
• Развитие у детей фальцетного, детского звучания голоса, чистой интонации;
• Формирование навыка выразительного исполнения;
• Работа по охране и гигиене детского голоса (за счет навыков щадящего, фальцетного воспроизведения звуков) Как правило, это два-три упражнения на одном занятии. В начале это упражнения, направленные на овладение основными вокально-хоровыми навыками в самом элементарном виде: дыхание, артикуляция и т.д. В дальнейшем по привитию белее тонких навыков: умение филировать звук, изменять тембр звучания и прочее.
На вокально- хоровых занятиях с маленькими детьми на первое место ставится заинтересованность и увлечённость. Для этого необходимо создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, настраивать воспитанников на творческий процесс. Поэтому в основе обучения детей пению лежит игровой метод. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Работа над упражнениями должна приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к хоровому пению. За время работы с детским хором подобраны, переработаны и используются в практике игры и упражнения позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей.
Вокально-хоровые навыки:
1 дыхание
2. звукообразование
3. дикция
4. чистота интонирования
5. ансамбль
Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни каждого человека.
Упражнения для формирования певческой установки.
- Исходное положение (И.п.): стоя прямо, ноги «узкой дорожкой».
- «Пружинки». По моей команде дети поднимаются на носочки и опускаются.
- «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак), а затем вперед (надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.
- «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно висят, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз с земли, с трудом поднять резко бросить и расслабиться. Прием направлен на снятие мышечной зажатости.
На занятии мы делаем несколько дыхательных упражнений: начиная с самого простого – набрать в лёгкие воздух через нос, затем выпустить. Далее переходим к более трудным, например, к упражнению «Надуваем шарики», выполняя которое дети учатся дышать не только грудной клеткой, но и животом. Живот надуваем, как шарик, а потом втягиваем в себя и выпускаем воздух медленно и постепенно; затем не просто выдыхаем воздух, а тянем звук ровно и спокойно, без толчков.
Упражнения дыхательной гимнастики
Процесс пения невозможен без певческого дыхания. Я использую следующие упражнения:
- «Мыльный пузырь». По моей руке дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.
- «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
- «Вертушка». Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
Упражнения на овладение плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. "Ах, какой, аромат!"
- «Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
- «Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).
-сдуваем снежинки с ладошки.
-дуем плавно и длительно на бумажный кораблик (пускаем кораблик по реке)
-дуем на свечу - Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.
Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости звучания.
- брать воздух носом, не поднимать плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука:
- маленький вдох- произвольный выдох
- маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати
Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Для развития дыхания можно пропеть на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).
«Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.
1. Настройка голосового аппарата.
К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в « рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению.
Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть( ощущение небольшого зевка).
Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию( дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность.
Очень хорошо активизируют голосовые связки упражнения на стаккато, помогают их активному смыканию. Этот вид вокализации полезен при вялом тонусе голосовых мышц. - Зи-и-и-ма-ма
2. Упражнения на развитие напевного звуковедения
Пропевание колыбельных, неторопливых народных песен:
«Во поле береза стояла»)«У кота –воркота», «Уж как я ль мою коровушку люблю» " ,"Вот уж Зимушка проходит, белоснежная проходит"
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
3. Дикция
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
1. Бык тупогуб, тупогубенькийбычок,У бычка бела губа была тупа.
2. попевки на одном звуке: “Мыши шуршат в шалаше” или “Барашеньки-крутороженьки”, а также
3. попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду” ,
Бра-брэ-бри-бро-бру", ма-мэ-ми-мо-му.
Статические артикуляционные упражнения.
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
1. «Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.
В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе
Динамические артикуляционные упражнения
1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;
2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;
Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаю использовать следующие игровые приемы:
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.
3. Упражнения на развитие музыкально-ритмического слуха. Это упражнения по принципу «Ритмическое эхо». Я или ребенок задаем ритмический рисунок, а все ребята должны точно повторить его.
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения на развитие чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.
Изменяем форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).
Варианты заданий в играх разнообразные:
-произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;
-изменяем регистр голоса: высоко, низко;
-изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.
Разучивая новую песню, мы иногда придумываем к ней движения и стараемся пластикой передать музыкальный рисунок песни. Каждый ребёнок имеет возможность глубже почувствовать содержание песни через движение.
"Топ, сапожки, шлеп, сапожки"
4. Работа над интонированием
Упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
-Опевание звуков поможет в работе над интонацией в пределах большой терции.
-Упражнение на развитие устойчивого интонирования чистой кварты. (Прилетели две тетери, поклевали, улетели –I,I,II,II,III,III,IV,IV)
Интонирование мажорного трезвучия в сочетании с нисходящим мажорным звукорядом ( солнышко, солнышко свети V,III,I– V,IV,III,II,I)
- (маленькой елочке холодно зимой)
-Освоение скачка мелодии на чистую квинту (ходит зайка серенький, хвост у зайки беленький). Выделенный звук надо брать сверху, «без подъезда»
9 Развитие правильной атаки.
Пение слогов ЛЯ-А, интонируя мажорное трезвучие(I-III, III-V, V-III, III-I),
Чётко произнося слоги. Следим за толчкообразной работой диафрагмы и мыщц живота.
Пение слога ДА (поступенное движение ↑ и ↓ I-II-III-IV-V-IV-III-II-I. Гортань не должна подниматься за звуком. Слог произносить чётко на каждую ноту, рот объёмный и красивый.
“Игра в прятки".Пропеваю имя ребенка и задаю вопрос: “Ты где?”. Ребенок отвечает: “Я здесь!” или “Я пою!”. Может применить более развернутую форму ответа, типа: “Эй, эй! Я пою!”, “Я здесь! Я пою!”, “Посмотрите на меня! Я пою!”.
Упражнение на подвижность голоса. Пение звукоряда вверх и вниз в быстром темпе.Я иду домой, ты идешь за мной. Вот так"
Пение звукорядя из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей.Упражнение “Пожарные”
- "Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз. Побежали вверх, побежали вниз".
Упражнение «качаемся на качелях», в другом – «поднимаемся по лесенке, затем спускаемся, прыгаем через ступеньки
Упраж-я на развитие певческой интонации, развития ладовысотногослуха.
Для этого использую вопросно-ответную форму, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст.
Малыши с огромным удовольствием подражают пению птиц, ауканью в лесу, придумывают мелодии на простейшие слова.
Игра «Угадайка».
Водящий поёт попевку «Спой мне, Кукушечка» («Кошечка» или «Петушок» и т.д.), а кто-то из детей, на которого укажет учитель, отвечает: «ку-ку» («мяу-мяу» и т.д.). В конце водящий угадывает, кто пел. В результате повторяются одни и те же попевки, но момент игры придаёт им особую привлекательность. С помощью этой игры учитель имеет возможность услышать каждого ребёнка, внести, если нужно, поправки в плане интонации или ритма. Эта простая игра помогает развивать и эмоциональную сферу ребёнка, его артистичность и слуховые данные, умение различать тембровую окраску.
Игра на развитие тембра - "Маленькой елочке" - спеть голосами разных животных
Развитие силы голосаУпражнение "Воздушные шары"
Пропевать можно любые гласные:
- по мере удаления воздушного шара сила голоса уменьшается.
-при приближении воздушного шара сила голосаувеличивается.
Работа над развитием динамики.
- счет от « 1 до 10» (от шепота до выкрика), рр
Упражнения способствующие развитию певческого диапазона
Для формирования легкого полетного звука и чистоты интонирования мелодии:
- пение про себя, пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от характера музыки;
- пение по « цепочке», поочередное исполнение фрагментов мелодии
- чередование пения вслух и про себя, для этого могут быть использованы как технические распевания, так и мелодии разученных песен;
Распевания и упражнения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников
В презентации выделены основные вокально-хоровые навыки, показаны упражнения с использованием наглядно-дидактического материала М.Ю.Картушиной....
Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...
Упражнения на формирование вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста
В основе обучения детей дошкольного возраста пению всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике,...
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Формирование вокально – хоровых навыков как условие развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста» »
Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка....
Методическая разработка на тему: «Комплекс игр и упражнений для формирования вокально-хоровых навыков дошкольников»
Методическая разработка на тему:«Комплекс игр и упражнений для формирования вокально-хоровых навыков дошкольников» ...
Упражнения для развития вокально-хоровых навыков дошкольников
Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма., обогащает эмоциональную сферу ребенка. Необходимо...