Проект: Народные промыслы. Дымковская игрушка
материал

Васильева Анастасия Вадимовна

Проект: Народные промыслы. Дымковская игрушка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dymkovskaya_igrushka.docx30.55 КБ
Файл prezentatsiya_dymkovskaya_igrushka.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №м7 «Радуга»

городского округа Ступино Московской области

Проект

«Промыслы России. Народная игрушка «Дымковская игрушка»

Выполнила: воспитатель:

Васильева Анастасия Вадимовна

2021

«Промыслы России. Народная игрушка «Дымковская игрушка»

Актуальность:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Паспорт проекта:

Тема: «Промыслы России. Народная игрушка «Дымковская игрушка».

Руководитель проекта: воспитатель Васильева Анастасия Вадимовна.

Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы «светлячки», воспитатель, родители воспитанников.

Возраст воспитанников: 6-7 лет 

Особенности проекта: 

По характеру создаваемого продукта: творческий.

По количеству детей, вовлеченных в проект: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

По уровню контактов и масштабам организации: на уровне группы.

Цель проекта: Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.

Задачи проекта:

 Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек;формировать умение создавать узоры.

Развивающие:развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные:воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Предполагаемые результаты:

 - ознакомление детей с историей дымковской игрушки;

- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;

- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;

- совершенствуется способность создавать узоры;

- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей

Продукт проекта: Выставка «Дымковская игрушка»

Этапы реализации проекта

  1. этап подготовительный (организационный)

- Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.

- Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Собрать необходимый демонстрационный материал.

- Создание презентации «Дымковская игрушка».

- Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).

  1. этап – основной(практический)

Основной этап реализации проекта включал в себя разные формы работы с детьми.

«Познавательное развитие»

Беседа:«Знакомство с дымковской игрушкой»

Презентация История дымковской игрушки.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.

Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

«Лепка» «Дымковский петушок».

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».

Физическое развитие:

Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».

Пальчиковая игра

«Дымковские барышни»

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный

- На заключительном этапе совместно с родителями были изготовлены «Дымковские барышни».

- Организация выставки детских работ.

- Оформление результатов проекта в виде презентации.

В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают  дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же дымковские игрушки, которые мы совместно с родителями сделали. Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнала нового для себя, но и в результате своих исследований научилась делать дымковских барынь. Проект получилсяувлекательным, насыщенным. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

Лыкова И.А..

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

Приложение 1

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель:ознакомление с дымковской игрушкой

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора

Развивающие:развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.                        Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется  ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки.

Рассматривание игрушек.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).

- Какие цвета любят  мастера Дымково?                  

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Приложение 2

Конспект ЦОД по лепке: «Дымковский петух».

Цель: формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству посредством создания дымковского петуха.

Задачи:

Обучающие:учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона.

Закреплять умение лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки, пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Воспитательные: воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, топили печи и из трубы вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и назвали его - Дымково. Давайте все вместе повторим, как называлось это село (Дымково).

Люди любили лепить яркие, веселые игрушки - свистульки. Много игрушек за зиму слепят, а когда снег убежит с полей, люди выносили свои игрушки и свистели, так они зиму провожали и весну встречали. А по имени села игрушки стали называть дымковские.

Ребята, а из чего сделаны эти игрушки? (эти игрушки из глины).

Раньше такими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки

Ребята, а вы хотите поиграть такими игрушками. Мы отправимся в мастерскую дымковской игрушки (дети садятся за столы).

Вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить дымковскую игрушку.

В мастерскую заходите.

На игрушку посмотрите.

Поглядите, что за птица!

Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье –

Просто чудо, загляденье!

 Ребята, как вы думаете, что это за птица? (петух).

Правильно, это дымковский петух.

Давайте рассмотрим его.

Какой у него хвост? (хвост у петуха изогнутый, пышный).

Какие у петуха крылья? (крылья у петуха волнистые).

Какой гребешок у петуха? (гребешок у петуха, как шапочка, как корона).Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона. Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?

Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову и хвост, из второго куска лепим подставку.

Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина яркого цвета, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю. Получаю вот такую пластину. Затем придаю волнообразную форму, прикрепляю крылья к туловищу птицы.

А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищипнуть края).

Правильно, с чего начнёте работу? (дети рассказывают)

Молодцы, ребята. Я вижу, вы готовы лепить дымковского петуха. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок.

Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодичка – добра, сапожки дала.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха, приносят своих петушков и ставят их на подставку).

Вот и готовы наши петушки. Мастера умелые их сегодня сделали.

Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей).

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нет цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. (В.Феофанов)

Слайд 3

Через горные отроги, Через крыши деревень, Красноногий, желторогий Мчится глиняный олень .

Слайд 4

Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка, Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост, У него совсем не прост, Точно солнечный цветок, Далее гребешок.

Слайд 5

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Посмотри, как хороша Эта девица-душа, Щечки алые горят, Удивительный наряд

Слайд 6

Даже кони в праздничных нарядах. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил.

Слайд 7

Кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Слайд 8

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Слайд 9

Элементы дымковской росписи «Цвет и форма»

Слайд 10

Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."...

Проект «Народные промыслы: дымковская и филимоновская росписи»

Познавательно-творческий проект для старшей группы...

Презентация "Народные промыслы. Дымковская игрушка"

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись....

Занятие по лепке "Народные промыслы. Дымковская игрушка"

Цель: Создание условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой....