Представление педагогического опыта воспитателя Столяровой Елены Анатольевны
материал
Представление педагогического опыта воспитателя
Столяровой Елены Анатольевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta_2022god.docx | 32.9 КБ |
Портфолио Столяровой Елены Анатольевны | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа
Саранска «Детский сад № 36»
Представление педагогического опыта воспитателя
Столяровой Елены Анатольевны
Тема опыта: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Сведения об авторе: Столярова Елена Анатольевна, образование высшее, педагогическое, МГПИ имени М.Е.Евсевьева, общий педагогический стаж 18 года, в данном образовательном учреждении 17лет.
- Введение
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой- главная цель экологического воспитания. Для детей дошкольного возраста большое значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
Основная идея моего опыта это всестороннее, интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе овладения элементарными знаниями о природе и их экологической направленности, умении использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту. В процессе работы по данной теме мною были разработаны: перспективные планы работы с детьми и родителями, конспекты занятий, реализованы проекты: «Ребёнок в мире природы», «Медвежата»; организованы выставки работ воспитанников.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории:
Свою работу с детьми дошкольного возраста строю в соответствии с
программой Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе «Детство» и региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой и др.
Большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка. .
Неоценимую помощь в работе оказали программы, направленные на экологическое образование дошкольников: «Наш дом - природа» (Н.А.Рыжова»), «Юный эколог» (С.Н.Николаева), «Мы» (Н.Н.Кондратьева),
методические рекомендации и разработки: О.А.Воронкевич, В.И.Волчковой.
Новизна заключается в применении нетрадиционных форм проведения ООД, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники.
2. Технология опыта
В работе с дошкольниками по данной теме мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные
- Способствовать формированию знаний о растительном и животном мире.
- Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов между собой.
Развивающие
- Развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы.
- Развивать речь (умение рассуждать, доказывать).
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.
Я знакомлю своих воспитанников с природой, используя для этого:
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр познавательных мультфильмов. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные - очень яркие - представления о природе
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя. Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
3. Результативность опыта.
Проведённая работа с детьми принесла успешный результат.
Дети научились:
- называть, различать живые объекты природы;
- понимать признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания;
- осознанно выполнять нормы поведения в природе; стараются активно беречь и защищать природу.
Проделанная работа отразилась на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 89,0% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.
Дети активно участвуют в конкурсах муниципального, республиканского и Всероссийского уровня и занимают призовые места:
Дата | Наименование конкурса | Номинация | Ф.И ребёнка | Призовое место |
Муниципальный уровень
Апрель 2018 | Городской конкурс «Тебе, Воскресшему, благодаренье!» | Рисунок | Грицков Роман | I место |
Декабрь 2020 | Городской конкурс «Фабрика Деда Мороза» | Декоративно-прикладное творчество | Канаев Андрей | II место |
Ноябрь 2021 | Городской марафон стихов и песен «Новогодний драйвинг» | Видео | Грехов Никита | Участие |
Декабрь 2021 | Городской конкурс «День Рождения Деда Мороза» | Письмо-поздравление | Клюев Владислав | Участие |
Республиканский уровень
Ноябрь 2017 | Республиканский конкурс детских новогодних игрушек из вторичных материалов «Конфетных дел мастер» | Декоративно-прикладное творчество | Чушкина Кира | Участие |
Ноябрь 2021 | Республиканский конкурс поделок из вторичного сырья «В мире животных» | Декоративно-прикладное творчество | Грехов Никита | Участие |
Декабрь 2021 | Республиканский конкурс «Ёлочная игрушка» | Декоративно-прикладное творчество | Доронькина Марианна | III место |
Декабрь 2021 | Республиканский конкурс «Готовимся к празднику» | «Новогодний венок своими руками» | Росяйкина Ксения | Участие |
Международный уровень
Январь 2018 | Международный творческий конкурс «Новый год» | Декоративно-прикладное творчество | Чушкина Кира | I место |
Сентябрь 2018 | Международный творческий конкурс «Осень! Осень! В гости просим!» | Рисунок | Грицков Роман | I место |
С родителями была проведена следующая работа:
Систематически проводила дистанционные родительские собрания:
«Младший дошкольный возраст – какой он?»
«Здоровый образ жизни. Нужные советы»
«Роль совместного отдыха детей и родителей»
«Счастливые дети растут в счастливой семье»
«Итоги воспитания и обучения за год»
Консультации:
«ОРЗ. Профилактика ОРЗ»
«Всё о развитии детской речи»
«Экологическое развитие ребёнка младшего дошкольного возраста»
«Как развивать память у детей»
«Игрушки в жизни ребёнка 2-3 лет»
«Всё о детском питании»
«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?»
«Развитие творческих способностей ребенка»
«Как провести выходной день с ребёнком?»
Индивидуальные беседы:
«Одежда детей в группе»
«Формируем навыки самообслуживания у ребёнка»
«Детская агрессивность»
«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?»
Наглядно-стендовая информация:
1. Папка-передвижка «Правила дорожного движения»
2. Папка-передвижка «Безопасность ребёнка»
3. Буклет для родителей «Уроки дорожной безопасности»
4. Журнал для родителей «Моя семья»
5. Папка «Родителям на заметку»
6. Папка «Антитеррор»
7. Папка «Безопасное поведение у водоёмов»
8. Папка-передвижка «День Победы»
Родители охотно шли на контакт и участвовали во всех акциях и мероприятиях ДОУ.
- открытых мероприятиях:
1. Осенний праздник «Проделки Слякоти»
2. Новогодний утренник «Волшебный посох Деда Мороза»
3. Утренник «Мамина радость»
4. Музыкальный праздник «День пожилого человека»
5. Концерт для бабушек и дедушек «Согреем ладони – разгладим морщины»
6. Праздник ко Дню Матери «Мы с мамой ловкие, смелые, быстрые и умелые»
7. Праздник ко Дню Защитника Отечества «Папа может»
- выставках поделок, рисунков:
1. «Чудеса с обычной грядки»
2. «День пожилых людей»
3. «Мамы руки золотые»
4. «Куклы своими руками»
5. «Фабрика деда Мороза»
6. «Новогодний калейдоскоп»
7. «Пасха»
Родители группы принимали активное участие в субботниках, акциях, оформлении группового участка (поделки из дерева, бросового материала), создании спортивной площадки и поделок из снега, украшений изо льда зимой.
14.08.2019 года я разместила в журнале «Народное образование Республики Мордовия» проект «О птицах много знаем мы». 16.10.2021 года опубликовала в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования» проект «Поезд здоровья». 11.02.2022 года печаталась в сборнике статей Международного образования «Педагогика и образование» на портале: «Солнечный свет» с публикацией «Формирование и воспитание патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста».
В 2017 году участвовала в Международном творческом конкурсе «Животный мир», заняла I место. В 2018 году приняла участие в Городском конкурсе «Воспитатель года-2018». В 2019 году стала участником Республиканского интернет-проекта «Души, опалённые Афганистаном».
Участвовала во Всероссийском семинаре: «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС».
На республиканском уровне стала участником профориентационного марафона «Следуй за мечтой»; республиканского образовательного форума 2020 «Образовательная экосистема Республики Мордовия: новые вызовы и приоритеты развития»; круглого стола– семинара «Пространство детства в период пандемии».
Показала 18.11.2018 года с детьми мастер - класс для педагогов детского сада на тему: «Организация двигательной активности на прогулке».
Участвовала в смотре художественной самодеятельности.
Данный педагогический опыт «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад №36» и может быть распространён среди дошкольных образовательных учреждений города, на мастер-классах, круглых столах, опыт полезен студентам, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям для совместной деятельности с детьми.
Вывод
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию уголков природы, наблюдения в природе, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические развивающие игры, труд в природе. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, ценить ее красоту и помогать ей.
В перспективе планирую дальнейшее изучение и освоение данной темы, применение опыта в своей педагогической деятельности.
4. Список литературы
- Баринова Е.В. Учимся любить природу. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
- Воронкевич О.А. Детские экологические проекты. - Санкт-Петербург, 2014.
- Воронкевич О.Я. Добро пожаловать в Экологию // Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста СПб «Детство-ПРЕСС» 2007г.
- Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке . – Волгоград, «Учитель», 2015.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Москва, «Асар», 1996.
- Н.Николаева С.Н. Юный эколог Программа и условия ее реализации в детском саду «Мозаико-синтез» 2005г.
- Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014.
- Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – Москва, «Сфера», 2008.
- Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет – Москва, «Сфера», 2014.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Ивановой Марины Владимировны по теме «Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта воспитателя....
Представление педагогического опыта воспитателя
Представление педагогического опыта воспитателя С 2013 года я работаю над темой: «Использование здоровьесберегающей технологии Су Джок в образовательном процессе ДОУ».Сохранение и укрепление здор...
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Цыгановой О.В.
Педагогический опыт...
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Киржаевой Н.С.
Педагогический опыт...
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...
Представление педагогического опыта воспитателя Рябовой Т.А «Познавательно – речевое развитие детей в игровой форме»
Представлениепедагогического опыта воспитателя МДОБУ « Кемлянский детский сад комбинированного вида» Рябовой Татьяны Александровны по проблеме«Познавательно – речев...