Представление педагогического опыта воспитателя
проект по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_vospitatelya.docx | 23.82 КБ |
fon.ppt | 869.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта воспитателя
С 2013 года я работаю над темой: «Использование здоровьесберегающей технологии Су Джок в образовательном процессе ДОУ».
Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». ( глава 4, статья 41)
Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют нарушения в физическом развитии. Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
На данном этапе введения ФГОС необходима разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции пяти ключевых направлений: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития и физического развития.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия
возникновения, становления опыта
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, пропаганды и обучению здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование большинство педагогических коллективов стремится отойти от традиционной модели, ищут новые формы образовательного процесса и изменяют его содержание. Наш педагогический коллектив не стал исключением. Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка, используя здоровьесберегающие технологии, стало для нас профессиональным интересом. Весь педагогический коллектив ДОУ «Детский сад №20, комбинированного вида» работает в инновационном режиме по теме: «Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры» . Главной задачей нашей деятельности является создание в детском саду необходимых условий для наиболее оптимального сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Являясь активным участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников в своей возрастной группе
навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии: стретчинг, динамические паузы, подвижные оздоровительные и народные игры, бодрящая гимнастика, точечный массаж, проблемно-игровые тренинги или игротерапия, су-джок терапия.
Метод терапии Су-Джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избвиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок - это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Цель использования су-джок терапии: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья Задачи:
Оздоровительные:
Сохранить психофизическое здоровье ребенка;
Формировать основы личной гигиены;
Формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии;
Углубление воздействия на детей с отклонением в состоянии здоровья.
Образовательные:
Осознанно воспринимать значение профилактико-оздоровительной системы Су Джок и использовать ее в практической деятельности;
Сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;
Включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков;
Дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.
Воспитательные:
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
Воспитание культуры здоровья;
Формирование нраственных качеств: забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.
Теоретическая база опыта
1.Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 2. Берестнева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М: ТЦ. Сфера, 2008. 3. Веселова Л.И. Физкультурные развлечения // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 5. 4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001. 5.Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Ребенок в детском саду – 2001. – № 12. 6. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. 7. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 8. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. – Литера. 9.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. 10. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208 11. Интернет ресурсы: http://www.maaam.ru/detskijsad/su-dzhok-terapija-v-rabote-logopeda-primery-igr.html; http://festival.1september.ru/articles/611160/; http://dohcolonoc.ru/cons/1218-master-klass-primenenie-su-dzhok-terapii-pri-korrektsii-rechevykh-narushenij; http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/su-dzhok-terapiya.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Использование здоровьесберегающей технологии Су-Джок в работе с детьми открывает большие возможности в формировании ценности здорового образа жизни. Понимая необходимость, в соответствии с ФГОС, создания условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья детей мною был разработан и приступил к реализации проект «Минутки здоровья с Су-Джок»
Работу с детьми начинаем с того, что рассматриваем строение тела человека и кисти руки, находим, что они подобны. Если опустить руку ладонью вниз, то большой палец – это голова, средний и безымянный – ноги, указательный и мизинец – руки.
Почему же кисть так подобна телу? Профессор сделал предположение, что природа не случайно создала тело и кисть руки похожими, что это своеобразный пульт, с помощью которого можно лечить человека. Мы предлагаем детям проверить, правда ли это. Находим точки соответствия при ушибах, насморке и так далее, учим воздействовать на них средствами и приемами Су-Джок, наблюдаем как это влияет на самочувствие и оздоровление организма.
Удостоверившись в правильности своих действий, дети играют во врачей, Су-Джок терапевтов. Для них становится понятно, что ходить босиком по массажным дорожкам, делать массаж рук значит укреплять весь организма, помогать себе самому быть здоровым.
В своей педагогической практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики, воздействуя на всю поверхность пальцев.
Шарики и пружинки Су-Джок - это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов. С ними дети знакомятся на занятиях , и находят их на своих пультах - ладошках.
Оздоровительный массаж рук по «точкам здоровья» проводится под руководством воспитателя в игровой форме, что благоприятно воздействует на физическое здоровье, а также развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своём здоровье.
В практике я активно применяю оздоровительную технологию Су-Джок на физкульминутках, как динамические паузы, как часть занятий по физкультуре, в гимнастике пробуждения, в игровой, познавательной деятельности. При этом использую приемы: *массаж специальным шариком, *массаж эластичным кольцом, *ручной массаж кистей и пальцев рук, *массаж стоп. .
Важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность, развивать личностные качества, способствующие познанию себя, управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.
Для реализации оздоровительной работы с использованием Су-Джок терапии мною разработаны перспективные планы для средней, старшей, подготовительной к школе групп, диагностический материал для определения знаний и умений детей, комплексы оздоровительного массажа с шариками и колечками Су-Джок:
*Комплекс Су Джок массажа 1. ( Для профилактики простудных заболеваний.) *Комплекс Су Джок массажа 2. (Для снятия напряжения с глаз, боли в спине.) *Комплекс Су Джок массажа 3. (Для профилактики осанки. ) *Комплекс Су Джок массажа 4.(Для укрепления и поднятия общего тонуса организма.) *Картотека пальчиковых игр. *Картотека игр по формированию здорового образа жизни *Тематическая картотека упражнений с использованием шариков и колец для поднятия иммунитета.
* Наглядно-демонстрационный материал.; подготовлен наглядно- демонстрационный материал для детей (схемы, таблицы, плакаты); информационно- методический материал для воспитателей ( консультации: «Су- Джок терапия и здоровье ребенка», «Пальчиковые игры и упражнения с использованием массажера для су-джок терапии», «Методические рекомендации для воспитателей по использованию Су-Джок терапии», мастер-класс).
Особое место уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Для родителей, в информационном поле группы , размещены консультации: «Единство и преемственность в вопросах воспитания здорового ребенка», «Хорошо быть здоровым», «Профилактика гриппа и ОРВИ посредством Су-Джок терапии», «Гимнастика маленьких волшебников» и т. д., проведен мастер-класс «Играем на здоровье».
Системная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс, в содружестве с инструктором ФИЗО, родителями детей, позволяет нам создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья наших воспитанников. Поскольку дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.
Анализ результативности
Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. В результате реализации проекта у детей формируются ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Начало периода | Процентное соотношение | Конец периода | Процентное соотношение |
Высокий уровень | 28% | Высокий уровень | 72% |
Средний уровень | 50% | Средний уровень | 25% |
Низкий уровень | 22% | Низкий уровень | 3% |
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В работе над данной темой я не испытывала трудностей, поскольку Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект уже через несколько минут, а иногда и секунд Абсолютная безопасность – Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее – а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция определённых точек приводит к излечению. А неправильное применение метода никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.
Универсальность - су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Доступность метода для каждого человека.
Ваши руки и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете. (Су – Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат )
Простота применения – В Су-Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Метод достаточно один раз понять и им можно пользоваться всю жизнь.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп.Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий,в том числе технологии Су Джок повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Ивановой Марины Владимировны по теме «Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта воспитателя....
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Цыгановой О.В.
Педагогический опыт...
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Киржаевой Н.С.
Педагогический опыт...
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...
Представление педагогического опыта воспитателя Рябовой Т.А «Познавательно – речевое развитие детей в игровой форме»
Представлениепедагогического опыта воспитателя МДОБУ « Кемлянский детский сад комбинированного вида» Рябовой Татьяны Александровны по проблеме«Познавательно – речев...
2018 г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 "ТЕРЕМОК" РЯБОВОЙ О,А,
Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое воспитание детей дошкольного воз...