Статья "Использование метода интеллект-карт с детьми дошкольного возраста"
статья
Статья "Использование метода интеллект-карт с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bochkova_e.v.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода интеллект-карт
с детьми дошкольного возраста
В современном мире беспрерывно увеличивается поток информации, получаемой через интернет и телевидение. Обработать данную информацию, отметить важное и нужное довольно сложно. Глобальные преобразования, происходящие в обществе, ни могли не затронуть и систему образования, определяющую умственный потенциал государства в будущем и являющуюся условием ее развития. С введением ФГОС дошкольного образования возникает необходимость поиска разных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, предприимчивость.
Одним из действенных способов становления ребёнка считается внедрение в дошкольном образовании интеллект- карт. Этот метод был разработан в 60-х годах XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он представил, что благодаря своей структуре, данные карты способны раскрывать умственный потенциал человека. Их использование позволяет планировать события, намечать цели, мотивировать. При помощи карт легче запомнить учебный материал, разложить по полочкам полученные знания. В дошкольную педагогику данный метод пришел благодаря кандидату педагогических наук В.М. Акименко, предложившей использовать его для развития связной речи у дошкольников.
Интеллект-карта – это технология запоминания информации, оригинальный и легкий метод, при помощи которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Метод интеллект-карт базируется на наглядно-образном мышлении ребенка, который считается главным в дошкольном возрасте. Карты могут помочь ребёнку визуально представить абстрактные понятия, слова, предложения, текст.
Цель составления интеллект-карт — собрать информацию о предмете, объекте или же явлении. Во время составления карты дошкольники рассуждают, пополняют лексикографический запас, анализируют, обобщают сведения. В составлении интеллектуальной карты могут участвовать как воспитатель, взаимодействуя с детьми, так и дети совместно с родителями. Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса создания интеллект-карт. Преимущество данного метода в том, что при составлении или изучении интеллект-карты, у ребенка активны оба полушария головного мозга. К тому же карта интеллекта выглядит эстетично, активизирует творческие начала, просто запоминается после зрительного исследования и устного проговаривания, дает возможность корректировки. Креативные и игровые моменты в составлении карт делают занятия для детей легкими и интересными. Внедрение интеллект-карт также помогает развить: активную самостоятельную деятельность, коммуникативные и творческие способности, быстрое восприятие и запоминание.
Для составления максимально результативной карты существует ряд правил: располагать главную идею в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше пространства для рисунка. Использовать только цветные карандаши, ручки, маркеры. Каждая ветвь от центрального объекта окрашивается в разный цвет. Лучше изображать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Использовать картинки, рисунки, аппликации и ассоциации. Это несомненно поможет дошкольникам лучше запомнить и усвоить новую информацию. Количество деталей на карте не ограничено – столько, сколько нужно для полного понимания темы. Следуя правилам построения интеллект – карт, мы можем достичь решения поставленных задач.
В заключение можно сделать вывод о том, что использование интеллект-карт в процессе обучения содействует познавательному и речевому развитию дошкольника. В условиях реализации ФГОС внедрение интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате использования интеллект-карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»
Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...
Монотипия - метод работы с детьми дошкольного возраста.
Монотипия - одна из техник арт-терапевтической работы, которую можно использовать в коррекционных, развивающих и диагностических целях....
Консультация для воспитателей «Увлекательное рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Увлекательное рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста»...
Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста
В статье затронуты два основных подхода: обучение без творчества и творчество без обучения, даны примеры нетрадиционных методов рисования для дошкольников в детском саду....
перспективный план работы по использованию методов эйдетики с детьми дошкольного возраста
в плане отражены элементы НОД и игры...
Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...