Сообщение «Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации в ДОУ»
статья

Сообщение «Сущность инклюзивного образования

и принципы его реализации в ДОУ»                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение «Сущность инклюзивного образования

и принципы его реализации в ДОУ»                                             

Интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования. Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая образование. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.

К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Это дети с умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, речи, с комбинированными нарушениями, с расстройством аутистического спектра, педагогически запущенные дети. Дошкольные образовательные учреждения должны создавать условия для развития и обучения совершенно разных детей. Эта установка связана с особенностями развития общества, его гуманизацией, с задачами, которые ставит социум перед системой образования.

Реализация прав детей с ОВЗ на образование представлена как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.

Инклюзивное образование в России строится на принципах, представленных ниже.

 Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.

Принцип поддержки независимой активности взрослеющего. Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.

 Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.

 Принцип междисциплинарного подхода. Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.

 Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения. Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями, близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.

Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения. Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов. Необходимо признать, что стремление общественности к обновлению образования в этом случае носит революционизирующий характер, выражающийся в необдуманном стремлении уйти от модели устоявшихся  содержания и форм коррекционно-развивающего обучения и коррекционно - компенсаторного развития личности с ограниченными возможностями здоровья, а строить его без опоры на существующий фундаментальный опыт теории и практики отечественной дефектологической науки, опыт которой высоко оценен и признан зарубежными коллегами, работающими в области специального образования.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду:

Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.

Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно  специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.

Главная проблема современной инклюзивной педагогики, которая в России еще не достигла своего должного развития, – недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного образования. Поэтому  возникает противоречие между социальным заказом, на обеспечение равных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и разработанностью адаптивных программ и готовностью педагогов, образовательных организаций к реализации инклюзивного образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно  принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског

Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Консультация для родителей (законныз представителей): «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО».

Консультация  об   особенностях инклюзивного образование в условиях реализации ФГОС ДО....

Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"

Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...

Инклюзивное образование в ДОУ (принципы, условия реализации и содержание)

Инклюзивное образование:  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся...

Сообщение «Цели, задачи и принципы программы «Вдохновение»

Сообщение с презентацией "Цели, задачи и принципы программы "Вдохновение"...