План работы
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План развивающей работы для ребенка с нарушением ОДА
Младшая группа
Учебный год 2021-2022г.
Основные задачи:
- Способствовать увеличению объёма двигательной памяти
- Развивать пространственную координацию движений
- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук
- Способствовать развитию речевой моторики, координации движения и слова
Октябрь | |
Развивающее задание | Описание |
«Посмотри, запомни и повтори» | Цель: развивать у ребенка двигательную и зрительную память, координацию движений, учить последовательному повторению действий за взрослым. Инструктаж: Педагог с ребенком стоит напротив друг друга, показывает 5-7 движений, следующих друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить. Например, руки вверх – вперед – в стороны – на пояс – присесть; руки вперед – присесть, руки вперед, присесть – руки вверх, встать – руки на поясе, прыжок. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. |
Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль. | Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога. Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки. Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие. Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски. Б. Заходер |
Ноябрь | |
«Движение вслепую» | Цель: развивать двигательную память и двигательный аппарат. Инструкция: Педагог завязывает ребенку глаза,берет его за руку и водит по комнате по определенному несложному маршруту: три шага вперед, остановка, поворот налево, три шага назад, поворот направо и т. д. После этого развязываете ребенку глаза, и он должен повторить маршрут. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов. Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Ладонь - кулак - ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. |
Подвижная игра «Как у нашей мамы руки» | Как у нашей мамы руки Никогда не знают скуки: Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз. Моют, гладят, и стирают, И квартиру убирают. Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног. Легкие как птицы Руки-мастерицы. Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз. Руки приголубят, Руки приласкают, Гладят обеими руками себя по голове Ласково обнимут, С нами поиграют. Обнимают себя за плечи. А теперь, мои друзья, Вашей мамой буду я. Шагают на месте. Буду с вами я играть, Своих деток забавлять. Хлопают в ладоши. Мячик в руки я беру, Начинаю я игру Педагог берет мяч в руки. Бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, бросая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая. красивая. нежная. ласковая и т. д |
Декабрь | |
«Слушай и повторяй» | Цель: развитие двигательной памяти. Инструкция: Педагог называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов. Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному. |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. |
Подвижная игра с речевым сопровождением «Зима» | Вот и снег глубокий выпал, (Четкие неглубокие приседания и наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.) Перекрыл он все пути. Он подряд две ночи сыпал, Ни проехать, ни пройти. В руки взяли по лопатке, (Выкидывают носки ног вперед.) Будем рыхлый снег кидать, Чтобы было нам приятно По дорожке пробежать. Раз-два, раз-два, веселей давай, (Имитация бросания снега.) Раз-два, раз-два, веселей кидай. |
Январь | |
«Аист» | Цель: Тренировать чувство равновесия, развивать координацию движений, формировать правильную осанку, укреплять мышцы нижних конечностей. Инструкция: Стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, мяч в опущенных руках. На первые две строчки медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третью строчку подтянуться вверх и приподняться на носках, на последнюю строчку вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждую ноге. Белый аист не устанет На одной ноге стоять, Но когда весна настанет, Он захочет полетать. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов. Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Оса - кольцо» «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно. |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. |
Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль. | Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога. Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки. Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие. Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски. Б. Заходер |
Февраль | |
«Месяц» | Цель: Развивать координацию движений, увеличивать подвижность позвоночника, улучшать осанку во фронтальной плоскости Инструкция: Стоя на правом колене, левая нога вытянута в сторону, правая рука лежит на мяче. На первый куплет выполнять наклоны к мячу, левая рука при этом поднимается через сторону вверх, касаясь мяча. Повторить по два раза в каждую сторону. На второй куплет из положения лежа на мяче на боку, одна нога в упоре на колене, прейти в положение лежа на боку с выпрямленными ногами. Месяц, месяц – мой дружок, Позолоченный рожок, Освещая ночью путь, Ты про нас не позабудь. Месяц звездам командир, Пусть не носишь ты мундир, Оставайся молодой, Самой яркою звездой. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов. Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. |
Подвижная игра с речевым сопровождением «Зима» | Вот и снег глубокий выпал, (Четкие неглубокие приседания и наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.) Перекрыл он все пути. Он подряд две ночи сыпал, Ни проехать, ни пройти. В руки взяли по лопатке, (Выкидывают носки ног вперед.) Будем рыхлый снег кидать, Чтобы было нам приятно По дорожке пробежать. Раз-два, раз-два, веселей давай, (Имитация бросания снега.) Раз-два, раз-два, веселей кидай. |
Подвижная игра «Помощники». Имитация движений в соответствии с текстом стихотворения. | Дружно маме помогаем. Мы бельё стираем сами. Будем деду помогать. Двор мы будем подметать. Дяде дружно помогали, Топоры мы в руки взяли И, руками сделав взмах, По полену сильно – бах! Мы. как папа, стали выше, Вместе с ним починим крышу. На носочки поднялись, Опустили руки вниз! |
Март | |
«Замок» | Цель: укреплять мышцы брюшного пресса, передней поверхности бедер, развивать координацию движений. Инструкция: Сидя с опором руками сзади, ноги согнуты в коленных суставах, мяч между стоп. Обхватить руками приподнятые с мячом ноги в максимальной группировке. Замочек, дверь открой, Где ключик золотой? Скажи секрет друзьям: Ему и ей, и нам. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ. |
Подвижная игра «Как у нашей мамы руки» | Как у нашей мамы руки Никогда не знают скуки: Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз. Моют, гладят, и стирают, И квартиру убирают. Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног. Легкие как птицы Руки-мастерицы. Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз. Руки приголубят, Руки приласкают, Гладят обеими руками себя по голове Ласково обнимут, С нами поиграют. Обнимают себя за плечи. А теперь, мои друзья, Вашей мамой буду я. Шагают на месте. Буду с вами я играть, Своих деток забавлять. Хлопают в ладоши. Мячик в руки я беру, Начинаю я игру Педагог берет мяч в руки. Бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, бросая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая. красивая. нежная. ласковая и т. д |
Апрель | |
«Стрекоза» | Цель: развивать координацию движений, силу ног, рук и спины. Инструкция: Стоя на коленях, мяч справа от ребенка. Прокатить мяч вперед, при этом одновременно правая нога отводиться назад, а правая рука с мячом отводиться в сторону, затем прикатить мяч к себе и вернуться в исходное положение. Выполнить как правой, так и левой ногой. Стрекоз как вертолёт, Комаров нещадно бьет, Крыльями стрекочет С вечера до ночи. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Ладонь - кулак - ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. |
Май | |
«Слушай и повторяй» | Цель: развитие двигательной памяти. Инструкция: Педагог называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы. |
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа. | «Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель. |
Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук. | Инструкция: Ребенок зажимает карандаш, средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы. |
Артикуляционная и лицевая моторика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Упражнения для губ | Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. |
Подвижная игра «Помощники». Имитация движений в соответствии с текстом стихотворения. | Дружно маме помогаем. Мы бельё стираем сами. Будем деду помогать. Двор мы будем подметать. Дяде дружно помогали, Топоры мы в руки взяли И, руками сделав взмах, По полену сильно – бах! Мы. как папа, стали выше, Вместе с ним починим крышу. На носочки поднялись, Опустили руки вниз! |
Список литературы (электронные варианты)
1. Гаврилова А. С., Шанина С. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры.
М: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010г.
2. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурнооздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. -М., Центр педагогического образования,2008.
3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. СПб.: Литера, 2011
4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры»Спб: «ЛИТЕРА», 2008г
5. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений»М: Айрис-пресс, 2011г
6. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: Сфера, 2010.
7. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: Детство-пресс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.
Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...