План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»
материал
Цель:
развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение оценивать созданные изображения;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netr_vidy_risovaniya.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Нетрадиционные техники рисования
в дошкольном возрасте»
воспитатель:
Хомякова С.В.
Цель:
развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение оценивать созданные изображения;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Актуальность темы:
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Принципы: От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип доступности материала
Распределение техники :
МЛАДШАЯ ГРУППА
Сентябрь. Изучение методической литературы
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.
4. Изучение интернет – ресурсов. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac191.htm
Работа с детьми
Октябрь. «Рябиновая кисть».
Цель: продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета.
Ноябрь. «Ежик».
Цель: совершенствовать умение рисовать ладонью; закреплять умение дорисовывать при помощи пальцев; воспитывать воображение.
Декабрь. «Мишка косолапый».
Цель: продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного).
Кружковая деятельность с детьми «Умелые ручки»
Январь.
1 неделя : «Мои рукавички».
Цель: познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета, творческое воображение, мелкую моторику.
2 неделя: «Галстук для папы».
Цель: продолжать упражнять в технике печатания, развивать чувство композиции, цвета.
3 неделя: «Цветочек».
Цель: закрепить навык рисования красками при помощи пробки и ладошки, закреплять знания цветов.
4 неделя: «Котенок».
Цель: упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью, делать тычки внутри контура.
Февраль.
«Рыбка».
Цель: закреплять умение рисовать всей ладонью - рыбка, а водоросли пальчиками; развивать творческое воображение; выставка детских работ.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Сентябрь. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».
Октябрь. Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.
Ноябрь. Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».
Декабрь. Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».
Январь. Буклеты для родителей «Как развивать творчество».
Февраль. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».
Март. Консультация для родителей «Рисовать - это важно!».
Апрель. Буклет «Виды нетрадиционного рисования».
Май. Выставка рисунков детей.
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Октябрь | Построение развивающей среды в ДОУ – рекомендация |
Ноябрь | «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» - рекомендация |
Декабрь | «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» - консультация |
Январь | «Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» - консультация Кружковая деятельность с детьми «Умелые ручки» |
Февраль | «Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация |
Март | «Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» - консультация |
Апрель | «Особенности художественного языка изобразительного искусства» - консультация |
Май | Консультация - «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционного рисования» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...
План работы по самообразованию "Использования нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"
Задачи:Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.Воспитывать трудолюбие и желание добиться успеха с...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»
laquo;Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте» (по всем возрастам)...
План по самообразования: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.Рисование является одни...
План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"
План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"...
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»...
План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования – использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста»
Развитие творчества - одна из главных задач воспитания....