Рабочая программа по дополнительному образованию
рабочая программа (старшая группа)

Столярова Елена Анатольевна

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_.doc807 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по дополнительному образованию составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273

Рабочая программа по креативному рукоделию «Маленький умелец» составлен с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно- творческого потенциала.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Возраст детей 5-6 лет, обучение групповое. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся во вторую половину дня два раза в неделю, продолжительность 25 минут.

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к

развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения

индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий . Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

  • Развивает уверенность в своих силах.

  • Способствует снятию детских страхов.

  • Учит детей свободно выражать свой замысел.

  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

  • Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами .

  • Развивает мелкую моторику рук.

  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

  • Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной

особенностью программы «Маленький умелец » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать  у детей творческие способности  средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

  1. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

  1. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

  1. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Методы проведения занятия:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

  • наглядные

  • практические

  • игровые

Используемые методы:

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий . В год проводится 64 занятия (октябрь – май). Длительность занятия - 25 мин

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок детских работ

  • Проведение открытого мероприятия

Ожидаемый результат:

посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;

  • обострению тактильного восприятия;

  • улучшению  цветовосприятия;

  • концентрации внимания;

  • повышению уровня воображения и самооценки.

  • расширение и обогащение художественного опыта.

  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация этой работы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Наименование модуля

Теория

Практика

Оттиск

Печатки

6

Поролон

3

Пробки

2

Ладошка

-

7

Акварель

-

3

Пальчик

-

2

Пластилинография

-

4

Кляксография

1

3

Декоративно-прикладное

2

3

творчество

Рисование свечой

1

Рисование солью

1

3

Ватопластика

-

3

Граттаж

1

3

Воздушные краски

1

1

Восковые мелки

1

3

Ватные палочки

-

4

Техника «тычок»

-

4

Мототопия

-

1

Итого: 64 занятия (октябрь- май)

7

57

Нетрадиционные техники выполнения:

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Метод монотипии.

На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Перспективный план на 2021 – 2022 учебный год

Месяц,

Название темы

Цель

Материал

день недели

работ

Сентябрь

Организация детей.

Беседы с

родителями.

Октябрь

«Грибы в лукошке»

формировать эстетическое

листы формата А3 и

(1 неделя)

(оттиск печатками

отношение и вкус

А4 на выбор, гуашь,

из картофеля)

композициям предметов

кисть, мисочки для

знакомить с понятием

печати и рисования

«натюрморт »; упражнять в

пальчиками,

комбинировании двух

муляжи грибов,

различных техник; развивать

рисунок леса,

чувство композиции и ритма.

лукошко, кукла,

игрушечная белка,

сумочка,

иллюстрации и

педагогические

эскизы, печатки в

форме овалов.

«Осенний пейзаж»

закрепить умение

- листья 3-4 вида;

(печать листьями)

использовать в работе

- 2 альбомных листа;

нетрадиционную технику –

- набор гуашевых

Предварительная

печать листьев; развивать

красок;

работа:

видение художественного

- 2 кисти (тонкая и

Наблюдение за

образа, формировать чувство

толстая);

осенней природой

композиции; вызвать

- стаканчик с водой;

во время прогулок,

интерес к осенним явлениям

- влажные салфетки;

разучивание

природы, воспитывать

- музыкальное

стихотворений об

эмоциональную

сопровождение;

осени, беседа о

отзывчивость на красоту

- картины с осенним

приметах осени,

осени.

пейзажем.

рассматривание

иллюстраций с

изображением

осенней природы,

рисование картин

об осени.

Активизация

словаря:

Разноцветие,

причудливые,

необычайные,

крона.

Октябрь (2

«Волшебное

закрепить  знания детей о

квадрат белой

неделя)

дерево» (рисование

нетрадиционных

бумаги,  гуашь,

ладошкой)

художественно  -

кисти разного

графических техниках

размера, банка с

рисования,

показать их

водой, простой

выразительные

карандаш, салфетки.

возможности; побуждать

Панно  «Волшебное

детей  передавать

дерево».

особенности  волшебных

Музыкальное

цветов, добиваясь

сопровождение.

выразительности с помощью

цвета; воспитывать умение

находить нестандартные

решения творческих задач;

совершенствовать  мелкую

моторику

рук  и

зрительно

-  двигательную

координацию; продолжать

работу по обогащению

словарного запаса,

активизировать в речи детей

прилагательные; развивать

эмоционально - чувственную

сферу детей.

«Грибы» (акварель

Учить детей рисовать с

Муляж гриба.

+ гуашь)

натуры предметы, состоящие

Половинки

из овала и полуовала;

альбомных листов,

создавать простую

простые карандаши,

сюжетную композицию.

акварель, гуашь,

Закреплять умение убирать

кисти, баночки с

излишки воды на кисточке

водой, тряпочки (на

тряпочкой. Продолжать

каждого ребенка).

учить имитировать движения

в соответствии с текстом

стихотворения.

Октябрь (3

Городецкая роспись

Знакомить детей с посудой,

тарелка, украшенная

неделя)

«Волшебная

расписанной в стиле

узорами хохломской

тарелочка – цветы и

хохломской росписи.

росписи и белая

ягоды» (рисование

Воспитание интереса к

тарелка, гуашь,

пальчиком)

народному искусству.

салфетки.

Развитие умения видеть

красоту в предметах быта.

Закрепление представлений

об элементах хохломской

росписи.

«Гроздь рябины»

Формировать целостную

пластилин, стека,

(пластилинография)

картину мира, а именно

подкладочная доска,

представление детей о

влажная салфетка,

Словарная работа:

рябине, её роли в природе и

картонный лист (по

обогащать

жизни человека. Учить детей

количеству детей)

активизировать

путем сплющивания

словарь: гроздь,

получать из шара круг.

кисть.

Продолжать учить детей

раскатывать пластилин

прямыми и круговыми

движениями. Развивать

любознательность, интерес к

природе. Активизировать

двигательную сферу:

мелкую моторику рук.

Воспитывать умение видеть

красоту природы.

Октябрь (4

«Дом, в котором я

Учить рисовать наброски

Альбомный лист,

неделя)

живу» (акварель)

простым карандашом,

простой карандаш,

развивать воображение,

акварель.

желание рисовать.

Соблюдать

последовательность

действий.

«Веселый городок»

Закрепить умение детей

Альбомный лист,

(печать с

сочетать рисование с

гуашь, кисточки для

аппликацией)

аппликацией, располагая

краски и клея, клей,

рисунок по всему листу.

силуэты домов из

Развивать воображение.

цветной бумаги,

салфетки, вода.

Ноябрь (1

«Осенние

Систематизировать знания

Трафарет осенний

неделя)

листочки»

детей о многообразии

листьев, пластилин,

(пластилинография)

деревьев и особенностях

влажные салфетки.

изменений внешнего вида в

осенний период;

- обучать приемам работы с

пластилиновой техникой.

- развивать мелкую

моторику рук;

- развивать умение

производить точные

движения пальцами рук;

- развивать творческие

способности.

- воспитывать интерес и

бережное отношение к

природе;

«Осенняя веточка»

Познакомить с новой

Жидкая гуашь

(кляксография)

техникой рисования. Учить

разных цветов,

рисовать осенние веточки  с

альбомный лист,

использованием техники

соломка для

«кляксография». Развивать

коктейля, кисточка,

интерес к художественной

тряпочка.

деятельности.

Ноябрь (2

«Осенний букет»

Учить рисовать осенние

Жидкая гуашь

неделя)

(кляксография)

цветы с использованием

разных цветов,

техники «кляксография».

альбомный лист,

Развивать интерес к

соломка для

художественной

коктейля, кисточка,

деятельности.

тряпочка.

«Осенний лист

Познакомить с новой

Альбомный лист,

клена» (трафарет +

техникой рисования, сочетая

акварельные краски,

акварель)

акварель и трафарет.

кисточки, тряпочки,

вода, трафарет

осеннего листа,

кусочек губки.

Ноябрь (3

«Многоцветие

Познакомить детей с одним

В качестве материала

неделя)

Дымки»

из видов народного

для работы

(знакомство с

декоративно-прикладного

использовались

искусства – дымковской

различные

Дымковской

глиняной игрушкой; учить

дымковские

игрушкой)

выделять элементы росписи,

игрушки: животные,

ее колорит, мотивы и

птицы, куклы и их

композицию узора на

изображения;

изделиях; развивать

картинки с

эстетический вкус.

изображением

дымковских мастеров

за работой;

фланелеграф,

геометрические

фигуры для

выкладывания узоров

(полосы, круги,

овалы, кольца);

мольберт для

демонстрации

картинок; салфетка.

«Дымковский

Закрепить знания детей о

-гуашь (цвета:

петушок» (акварель

народном промысле

красный, оранжевый,

+ гуашь)

(дымковская игрушка).

синий);

Закрепить навыки рисования

- акварель;

элементов росписи.

-кисточка;

-непроливайка;

-шаблон

дымковского петуха;

Ноябрь (4

«Первый снег»

Закреплять умение рисовать

Листы голубого

неделя)

(печатки из

деревья большие и

цвета, коричневая и

салфеток)

маленькие, изображать

белая гуашь,

снежок с помощью  техники

салфетки, вода,

печатания или рисование

кисточки,\.

пальчиками. Развивать

чувство композиции.

Воспитать у ребенка

художественный вкус.

«Первые морозы –

Учить детей работать

запись музыки

узоры на окне»

аккуратно, выполнять

(альбом М.

(акварель + свеча)

работу, соблюдая её

Чайковского

последовательность;

«Времена года»,

Словарная

-Развивать творческие

стихотворения В.

работа: буря,

способности детей -

Татаринов, А.

метель, вьюга,

отражать в рисунках

Бродский, «морозные

узоры, резные,

характерные приметы

окна» или

таинственные.

времени года (зимние узоры

иллюстрации; аль.

на окне) нетрадиционным

листы А4, свечи (или

способом рисования –

белые восковые

свечой - совершенствовать

мелки, кисти №5,

зрительный контроль за

гуашь синяя,

созданием рисунка,

фиолетовая, вода,

развивать воображение,

стаканчики.

фантазию, чувства цвета;

-Воспитывать любовь к

природе, к прекрасному, к

художественному слову.

Декабрь

Жар – птица

Познакомить детей с

Образец.

(1 неделя)

(рисование

техникой рисования.

Тонированная бумага

ладошкой)

Развивать чувство цвета и

светлых тонов,

композиции.

гуашь, кисточка.

Лебеди: черный и

Закрепить навыки рисования

Образец.

белый (рисование

ладошкой, пальчиком.

Тонированные листы

ладошкой)

Воспитывать  аккуратность

бумаги в голубой

при работе с гуашью.

цвет, гуашь: красная,

черная, синяя,

зеленая. Кисточка.

Декабрь

Ангелочек

Закрепить навыки рисования

Образец.

(2 неделя)

(рисование

ладошкой, кисточкой.

Тонированный лист

ладошкой)

Развивать умение рисовать

бумаги светлого

тонкие линии.

тона, гуашь,

кисточка.

Деревья в снегу

Закрепить навыки рисования

Образец.

(рисование

ладошкой, пальчиком.

Тонированный лист

ладошкой)

Воспитывать  аккуратность

голубого цвета,

при работе с гуашью.

белая, черная гуашь,

кисточки.

Декабрь

Снежные коты

Закрепить данные навыки

Образец.

(3 неделя)

(рисование

рисования. Развивать

Тонированные листы

поролоном)

чувство композиции.

светлых тонов, белая,

Воспитать у ребенка

черная, красная

художественный вкус.

гуашь, кисточки.

Замок снежной

Закреплять навыки

Образец.

королевы

рисования гуашью.

Тонированные листы

(рисование

Развивать чувство

голубого цвета,

гуашью)

композиции.

белая, синяя гуашь,

Воспитать у ребенка

кисточки разного

художественный вкус.

размера (№2, 4)

Декабрь

Заюшкина избушка

Учить детей рассуждать,

Образец.

(4 неделя)

(пластилинография)

пользуясь вопросами и

Картон. Пластилин.

оценкой воспитателя,

Доски для лепки.

формировать умение

Салфетка для рук.

отвечать на вопросы.

Стека.

Продолжать учить создавать

Мешочек.

сказочный выразительный

«Заюшкина избушка»

образ. Развивать чувство

(книга)

композиции, фантазию и

творчество. Воспитывать

аккуратность при

выполнении работы.

Закреплять умение

аккуратного использования в

своей работе.

Зимний лес

Закрепить умения детей

Ватман,

(коллективное

использовать в своей работе

тонированный

творчество)

различные техники

голубым цветом,

(рисование

рисования. Учить детей

гуашь зеленая, белая.

пальчиком, мятой

работать сообща, создавая

Кусочек бумаги,

бумага, мелкая

коллективную работу.

мелкая соль.

соль)

Январь

Ёлочка нарядная

Воспитывать эстетическое

Образец. Нарядная

(2 неделя)

(поролон +

восприятие природы;

елочка,

пластилин)

упражнять в рисовании

тонированные листы

кусочком поролона; учить

альбома светлой

наносить рисунок

краской, гуашь

равномерно по всей

разноцветная,

поверхности; развивать

кусочек поролона,

цветовосприятие.

кисточки, пластилин

цветной, колпачки от

фломастеров для

печатей.

Дед Мороз

Научить новому приему

Образец, альбомный

(рисование солью)

оформления изображения:

лист с нарисованным

присыпание солью по

Дедом Морозом,

мокрой краске для создания

гуашь; кисточка;

объемности изображения.

стаканчик с водой;

Побуждать детей к

салфетка; соль в

творческой активности,

солонке.

помочь в овладении

изобразительными навыками

и умениями.

Январь

Веселый Снеговик

Упражнять в

Образец, плотная

(3 неделя)

(ватопластика)

комбинировании двух

бумага серого,

различных техник при

голубого и других

объёмном изображении

цветов или цветной

выразительных образов

картон, вата, кусочки

снеговиков.

цветных салфеток

для глаз и пуговиц,

вырезанные из

бумаги нос

морковкой и

шапочка, кисть, клей

ПВА в блюдце.

Знакомство с

Знакомить с изделиями

Образец чашки.

декоративно-

мастеров гжели, видеть

Посуда с гжельским

прикладным

красоту посуды,

узором,

творчеством

необычность формы, ее

иллюстрации,

«Сказочная Гжель»

назначение. А так же

картина «Морозные

скульптуры малой формы.

узоры».

Выделять роспись

Белая бумага

предметов: элементы,

размером 5х20 см,

сочетание цветов и

гуашь, лист для

расположение узора на

упражнений, силуэт

форме. Учить составлять

чашки.

узор на полосе – рисовать

варианты каймы: полосы

широкие и тонкие, полоса и

точки, полоса и мазки (один,

по три).

Совместить гжельский узор

с изображением на картине

«Морозные узоры».

Присутствие холодных

красок.

Январь

Наряд для

Закрепить умение составлять

Гжельская керамика.

(4 неделя)

Снегурочки

узор по мотивам гжельской

Образец.

(Гжельская

росписи. Закреплять умение

тряпочки, кисти,

роспись)

рисовать кистью и красками;

ватные палочки,

Развивать художественный

гуашь белого, синего

вкус, эстетическое

цвета, баночки с

восприятие.

водой.

Тарелочка

Закрепить умение составлять

Образцы росписи

(Гжельская

узор по мотивам гжельской

тарелочки.

роспись)

росписи и располагать его на

Гжельская керамика,

круге, заполняя середину и

таблицы с

края тарелочки. Закреплять

элементами

умение рисовать кистью и

гжельской росписи,

красками; Развивать

белые тарелочки для

художественный вкус,

росписи, тряпочки,

эстетическое восприятие

кисти, ватные

палочки, гуашь

синего, белого цвета,

баночки с водой

Февраль

Морозные узоры

Совершенствовать умения и

Образец рисунка,

(1 неделя)

(рисование солью)

навыки в рисовании

цветной картон

нетрадиционными

темных тонов, клей,

материалами.

ватные палочки,

Вызвать интерес к созданию

соль, конверт с

образа морозных узоров

письмом от Деда

нетрадиционной техникой.

Мороза, картинка с

Развивать творческое

изображением

воображение, фантазию.

морозных узоров,

Воспитывать любовь к

зимняя музыка.

красоте родной природы.

Зимнее дерево

Совершенствовать умения и

Образец, ½

(рисование солью)

навыки в рисовании

альбомного листа

нетрадиционными

голубого цвета, клей

материалами.

ПВА, кисточка для

Вызвать интерес к созданию

клея, соль мелкая,

образа морозных узоров

ватные палочки,

нетрадиционной техникой.

белая гуашь.

Февраль

Зайчик

Упражнять в

Образец, плотная

(2 неделя)

(ватопластика)

комбинировании двух

бумага серого,

различных техник при

голубого и других

объёмном изображении

цветов или цветной

выразительных образов

картон, вата, кусочки

зайчика.

цветных салфеток

для глаз и носа,

кисть, клей ПВА в

блюдце, белая гуашь,

ватные палочки.

Зимняя сказка

познакомить детей с

Картинки для

(знакомство с

техникой «граттаж», дать

демонстрации,

техникой граттаж)

понятие о контрастных

готовые

цветах; продолжать

тонированные листы

формировать у детей

в технике граттаж,

устойчивый интерес к

острые палочки.

изобразительной

деятельности, развивать

творческое воображение,

зрительное восприятие;

способствовать проявлению

творческой

самостоятельности и

активности, приобщать к

красоте природы.

Февраль

Подводное царство

Продолжить знакомить

Белые листы,

(3 неделя)

(тонирование

детей с техникой «граттаж»,

восковые мелки,

листа)

продолжать формировать у

черная гуашь,

детей устойчивый интерес к

кисточки.

изобразительной

деятельности, развивать

творческое воображение,

зрительное восприятие;

Подводное царство

Закрепить и расширить

Готовые

(рисование в

представление детей о море

тонированные листы

технике граттаж)

и его обитателях.

с предыдущего

Продолжать знакомить с

занятия, острые

техникой «граттаж»;

палочки, тряпочка.

совершенствовать умение

владеть приёмами

графического изображения.

Формировать интерес к

изобразительной

деятельности, развивать

творческое воображение,

самостоятельность и

активность.

Воспитывать любовь к

живой природе.

Февраль

Цветы для зимушки

Развивать эстетическое

Образец. Альбомный

(4 неделя)

зимы (оттиск

восприятие обычных

лист, гуашь

пробкой)

предметов, умение рисовать

холодных тонов,

их, комбинировать

палитра, кисточки,

различные техники;

пробки.

Формировать чувства

композиции и ритма;

Воспитывать аккуратность в

работе с гуашью;

Вызывать желание дарить

подарки и делать приятное;

Развивать коммуникацию и

речевые навыки.

Весёлая гусеница

Учить прижимать пробку к

Образец.

(оттиск пробкой)

штемпельной подушке с

Тонированный лист

краской и наносит оттиск на

зеленого цвета,

бумагу; Познакомить с

пробки, гуашь,

приемом – оттиск пробкой;

кисточки.

Закрепить название желтого,

зеленого, красного цвета.

Развивать творческую

индивидуальность.

Развивать чувство цвета и

формы. Развивать мелкую

моторику рук.

Способствовать развитию

детского творчества при

самостоятельной дорисовке

сюжета.

Март (1 неделя)

Солнышко для

Познакомить детей с новой

Образец. Белый

мамочки

техникой рисования.

картон круглой

(«воздушные»

Закреплять понятие о

формы, кисточки

краски)

“тёплых” цветах. Будить

толстые – 2 шт. на

воображение, развивать

каждого ребенка,

фантазию.

жидкое тесто

желтого и красного

цвета, салфетки.

Микроволновка для

просушки поделок.

Божья коровка

Продолжить знакомить

Образец. Лист

(«воздушные»

детей с новой техникой.

зеленого картона в

краски)

Развивать умение детей

виде листа, жидкое

рисовать яркие

тесто красного и

выразительные образы

черного цвета,

насекомых.

кисточки толстые – 2

шт. на каждого

ребенка, салфетки.

Микроволновка для

просушки поделок.

Март (2 неделя)

Подводный мир

Развивать у детей

Образец. Фото с

(восковые мелки +

познавательный интерес,

изображением

акварель)

творческие способности.

обитателей

Систематизировать и

подводного мира,

расширять знания детей об

аудиозапись «Шум

обитателях подводного

моря», листы А4,

мира; развивать речевую

восковые мелки,

активность, обогащать

акварель, кисти,

словарь (морская звезда,

стаканчики с водой.

осьминог, медуза);

совершенствовать умения

детей рисовать в

нетрадиционной технике

(восковые мелки + акварель),

создавать композицию

заданной тематики;

осуществлять эстетическое

воспитание; воспитывать

бережное отношение к

объектам природы.

Морская звезда

Познакомить с новой

Образец. Картинка с

(рисование солью +

нетрадиционной техникой

изображением

акварель) - шаблон

рисования «акварель +

морской звезды.

соль». Учить выполнять

Альбомный лист с

рисунок в данной технике,

нарисованной

воспитывать аккуратность,

морской звездой

эстетический вкус.

свечкой, клей ПВА,

кисточка для клея,

соль крупная,

акварель, кисточка

для рисования,

баночка с водой.

Март (3 неделя)

Морская черепаха

Познакомить детей с

Образец. Фото с

(восковые мелки +

многообразием техник

изображением

акварель - шаблон

нестандартного

морской черепахи,

раскрашивания; учить детей

листы А4 с

рисовать черепашку с

шаблоном черепахи,

помощью акварели и

восковые мелки,

восковых мелков

акварель, кисти,

(нетрадиционная техника

стаканчики с водой.

рисования) вносить в

рисунок дополнение.

Закреплять технические

навыки и умения в

рисовании.

Совершенствовать

технические навыки.

Развивать чувство

композиции, аккуратность,

эстетический вкус,

воображение. Воспитывать

положительное отношение к

животному миру и желание

заботиться о нем.

Осьминожки

Формировать интерес к

Образец. Листы

(рисование

художественному

бумаги синего,

ладошкой)

творчеству. Продолжать

голубого,

знакомить с нетрадиционной

бирюзового цвета;

техникой рисования – печать

гуашь (синяя, желтая,

ладошкой; формировать

оранжевая);

представление об обитателях

салфетки влажные.

морского дна; закреплять

Иллюстрации

умение располагать рисунок

«Осьминог».

в центре листа; развивать

мелкую моторику рук,

фантазию, воображение;

воспитывать

художественный вкус и

интерес к художественному

творчеству; воспитывать

интерес к морским

обитателям и желание

изображать  их на листе

бумаги.

Март (4 неделя)

Коллективное

Познакомить детей с

Образец. Контур

творчество

нетрадиционной техникой

золотой рыбки на

«Золотая рыбка»

рисования – пуантилизм

альбомных листах,

(ватная палочка) -

(рисование ватными

гуашь, ватные

шаблон

палочками). Сформировать

палочки, емкости с

умение самостоятельно

водой на каждый

выбирать цветовую гамму

стол, влажные

красок; Закрепить приемы

тканевые салфетки

рисования разными

для рук по

знакомыми материалами,

количеству детей.

выбирая их по своему

желанию и настроению.

Развивать цветовое

восприятие,

совершенствовать мелкую

моторику пальцев рук и

кистей; Совершенствовать

зрительно-двигательную

координацию. Воспитывать

чувство отзывчивости к

чужим переживаниям,

желание помочь;

Воспитывать аккуратность,

умение находить

нестандартные решения

творческих задач.

Аквариум

Развитие творческих

Лист альбомный

(граттаж)

способностей через

готовый в технике

нетрадиционные приемы

граттаж в виде

рисования. Воспитание

аквариума,

аккуратности в выполнении

деревянная

работы. Развитие фантазии,

заострённая палочка,

воображения, эмоции,

тряпочка,

интеллектуальные действия

иллюстрации

анализа, сравнения. Знакомство

аквариумных рыбок.

с одним из видов графики -

граттаж.

Апрель (1

«Ёжик» (техника

Учить рисовать животных

игрушка-ёжик, -1\2

неделя)

тычок – рисование

методом тычка.

листа белой бумаги с

жесткой кистью)

Формировать умение

контурным рисунком

создавать выразительный

ежа;

образ. Продолжать развивать

- гуашь коричневого

изобразительные умения и

цвета; - фломастер на

навыки. Систематизировать

каждого ребёнка;

и углублять представления

- кисточки для

детей о сезонных

рисования; образец:

изменениях в природе, среде

на одном только

обитания животных и их

контур ежа, картинка

повадках. Воспитывать

ёж.

усидчивость, трудолюбие,

аккуратность, творческую

самореализацию, любовь к

природе.

«Пушистый

продолжать

учить

детей

альбомный

лист   с

котенок» (трафарет

передавать

особенности

карандашным

+ рисование

изображаемого

предмета,

контуром

кошки,

используя

тычок

жесткой

кисть,

чёрная,

поролоном)

полусухой кисти. Закреплять

коричневая,

розовая

умение

самостоятельно

и  оранжевая

гуашь,

подбирать

нужный

цвет.

салфетки,  подставки

Расширять

представление

о

для

кисточек,

жизни

домашнего

мольберт,

животного,

находить

и

изображения

кошек,

называть

различия

и

конверт с письмом и

сходства кошки и котят при

образцом, кошка.

сравнении их внешнего вида;

подбирать

слова,

характеризующие

действия

животных.

Воспитывать

интерес  к  жизни  домашних

животных,  желание  знать  о

них как можно больше.

Апрель (2

«Плюшевый

1. Помочь детям освоить

детские игрушки:

неделя)

медвежонок»

новый способ изображения -

кукла, мяч, барабан,

(рисование

рисование поролоновой

юла, конь-качалка,

поролоном)

губкой, позволяющий

чебурашка, машина,

наиболее ярко передать

собака, медведь,

изображаемый объект,

заяц, матрешка,

характерную фактурность

воздушный шар;

его внешнего вида (объем,

альбомный

пушистость).

лист;

2. Побуждать детей

простой

передавать в рисунке образ

карандаш;

знакомой с детства игрушки;

набор

закреплять умение

гуашевых красок;

изображать форму частей, их

2 кусочка

относительную величину,

поролоновой губки;

расположение, цвет.

тонкая кисть;

3. Продолжать учить

стаканчик с

рисовать крупно,

водой;

располагать изображение в

салфетка;

соответствии с размером

медальоны на

листа.

ленточках с

4. Развивать творческое

изображением

воображение детей,

разных игрушек для

создавать условия для

игры.

развития творческих

способностей.

«Лиса – краса»

Расширение представлений

Иллюстрации с

(трафарет +

детей о домашних и диких

изображением

рисование «тычок»)

животных. «Познавательное

кошки, собаки, лисы;

развитие»; Развивать

коммуникативные навыки

сундучок с разными

детей в общении со

шаблонами лисы ;

взрослым и сверстниками

кисти для рисования

«Социально

коммуникативное развитие»;

с жесткой и мягкой

Развивать творческое

щетиной на каждого

воображение детей

ребенка, краски,

«Художественно-

клеенка на столы.

эстетическое развитие»;

Развивать аккуратность у

детей при использовании

красок, учить пользоваться

кисточкой с жесткой

щетиной. «Художественно-

эстетическое развитие»,

Учить выполнять движения

в соответствии с текстом

игры «Физическое

развитие»; Развивать

двигательные навыки и

умения детей «Физическое

развитие».

Апрель (3

«Петушок –

формирование у детей

лист бумаги формата

неделя)

золотой гребешок»

навыков использования

А4

(ладошка + штамп)

нетрадиционных приёмов

гуашь

ватные палочки

рисования.

маникюрные

- познакомить детей с

ножницы

вариантами использования

трубочка для

нетрадиционных техник

коктейля

рисования (отпечатками

лист бумаги для

ладошек, морковного

создания штампов

морковный штамп в

штампа, ватных палочек);

виде дощечки

- развивать воображение,

художественная

творческую инициативу и

кисть

мелкую моторику рук;

баночка для воды

- формировать интерес к

небольшая ёмкость

занятиям по

для разведения

изодеятельности;

краски

формировать элементарные

экологические

представления;

- вызвать эмоциональный

отклик; воспитывать любовь

к природе; воспитывать

самостоятельность и

аккуратность при

выполнении работы.

«Я люблю свою

способствовать повышению

Игрушка лошадь,

лошадку»

общего эмоционального

листы белой бумаги с

(трафарет +

фона и улучшению

нарисованной

лошадкой,

акварель + гуашь +

психологического климата в

коричневая и чёрная

ватные палочки)

группе;

гуашь, акварель,

• формировать предметные

ватные палочки,

представления у детей по

кисточки по

теме «Животные»

количеству детей.

• развивать зрительное

восприятие,

• развивать мелкую

моторику,

• развивать зрительную

память, внимание, речь.

• вызвать интерес к

нетрадиционной форме

рисования.

• сочетать несколько

приёмов рисования.

Апрель (4

«Дружок»

Учить создавать

-картон разного цвета

неделя)

(пластилинография)

выразительный и

с силуэтом щенка

интересный сюжет,

-набор пластилина

используя нетрадиционную

-простой карандаш

технику исполнения работы -

-стека

рисование пластилином.

-салфетки для рук

«Путешествие в

- закрепление представлений

гуашь, кисть, кусочек

Африку»

детей о животном мире

поролона, бумага,

(ладошкой)

Африки;

салфетки

- познакомить детей с

нетрадиционной техникой

рисования гуашью.

обогащать словарный запас

детей, развивать активную

речь детей, развивать

интеллект, словесно-

логическое мышление;

- расширять кругозор детей,

формировать адекватные

представления о животном

мире других стран, развивать

личностные качества детей.

- учить детей рисовать в

нетрадиционной технике

рисования гуашью

(рисование ладошками и

пальчиками).

- развивать восприятие,

мышление, чувство

композиции и ритма, мелкую

моторику рук;

- воспитывать любовь к

животным.

Май (2 неделя)

Насекомые луга

знакомить детей с

акварель, восковые

(восковые мелки +

насекомыми луга, развивать

мелки, шаблоны

акварель)

представление о их

насекомых, кисти №

4, баночки с водой,

многообразии;

салфетки, магниты,

учить самостоятельно

доска.

создавать образ насекомых,

используя нетрадиционные

формы рисования (восковые

мелки + акварель) ;

совершенствовать

технические навыки,

формировать умение

самостоятельно подбирать

цветовую гамму красок;

развивать мелкую моторику

рук; вызвать эмоциональный

отклик на результаты своего

творчества; воспитывать

любовь к природе.

Волшебные

Познакомить детей с

краски акварельные,

бабочки

нетрадиционным способом

стаканы с водой,

(монотопия)

рисования «монотипия».

кисти, салфетки,

-  воспитывать любовь к

клеенки, листы

природе и бережное к ней

бумаги А4.

отношение;

Аудиозапись «Звуки

- самостоятельность,

природы – Шум

наблюдательность,

летнего леса».

аккуратность.

- Развивать творческие

способности, фантазию,

эстетическое и образное

восприятие.

Май (3 неделя)

Божья коровка на

Упражнять в

Картон квадратной

цветке

комбинировании двух

формы, гуашь,

(Ватопластика.

различных техник при

кисточки, силуэты

божьих коровок

Гуашь).

объёмном изображении

вырезанных из белой

выразительных образов

бумаги.

снеговиков.

Одуванчики в траве

Учить детей выполнять

Плотная бумага,

(восковые мелки,

творческую работу, сочетая

акварельные краски,

акварель)

разноцветие мелков и

восковые мелки.

акварельных красок.

Май (4 неделя)

Забавные

Учить изображать знакомые

Картон зеленого

гусенички

предметы в нетрадиционной

цвета, пластилин.

(пластилинография)

техники. Развивать чувство

композиции.

Тюльпаны

Учить изображать знакомые

Картон зеленого

(пластилинография)

предметы в нетрадиционной

цвета, пластилин.

техники. Развивать чувство

композиции.

Список использованной литературы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании
  • в  Российской Федерации».

  • Профессиональный стандарт педагога / Утв. Приказом
  • Министерства труда и социальной защиты Российской
  • Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в
  • части охраны здоровья обучающихся , воспитанников. Приказ
  • Минобрнауки  России от 28.12.2010 г. № 2106 « Об
  • утверждении  федеральных требований к образовательным
  • учреждениям  в части охраны здоровья обучающихся , воспитанников».

  • Сан ПиН 2.4.2.3286-15 « Санитарно- эпидемиологические
  • требования к условиям и организации обучения в
  • общеобразовательных учреждениях».

  • Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2016. - №18

  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования
  • Часть 1.-  М.:Издательство «Скрипторий ,2013г.

  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013г.

  • Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2017г.

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2017г., №2.

  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2014.

  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2017.

  • Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования.   Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2014.

  • Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском

            саду.- Москва.2016.

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Маленький умелец»

Руководитель программы

Воспитатель

(высшей квалификационной категории)

Столярова Е.А.

Организация - исполнитель

МАДОУ  « Детский сад № 36 комбинированного вида»

г.о Саранск

Адрес организации исполнителя

г. Саранск , ул. Воинова , д. 4

Цель программы

Развивать  у детей творческие способности  средствами нетрадиционного рисования

Направленность программы

Художественно-эстетическая

Срок реализации

1 год

Вид программы

Уровень реализации

Адаптированная

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением

Администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет воспитатель

Ожидаемые результаты

-развитию мелкой моторики рук;

-обострению тактильного восприятия;

-улучшению  цветовосприятия;

-концентрации внимания;

-повышению уровня воображения и самооценки.

-расширение и обогащение художественного опыта.

-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...