Самообразование на 2021- 2022 учебный год в средней группе
материал (средняя группа)
Тема самообразования: Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_21-22.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование на 2021 – 2022 учебный год
в средней группе
Воспитатель: Арсентьева Е.А.
Тема: Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность.
Цель: способствовать развитию у детей инициативности, самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.
- Способствовать у детей наблюдательности, как необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребенка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиск путей решения проблемы в ходе исследований, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнения, обобщение); формировать способы познания путем сенсорного анализа.
- Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развитие у детей умений пользовать приборами - помощниками при проведении игр- экспериментов (увеличительное стекло).
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представление о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении, и их влияние на свойство других веществ);
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды).
- развитие представлений о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, камня).
- развитие ЭМП (упражнять в количественном счете).
Мероприятие | Используемая литература | Форма отчета | Сроки проведения |
Изучение методической литературы по теме самообразования | Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальная деятельность дошкольников. | Создание программы | Сентябрь |
Разработка плана. НОД по теме самообразования. Мониторинг. | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Фото отчеты | Октябрь |
Разработка плана. НОД по теме самообразования | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Фото отчеты | Ноябрь |
Разработка плана. НОД по теме самообразования | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Фото отчеты | Декабрь |
Разработка плана. НОД по теме самообразования | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Фото отчеты | Январь |
Разработка плана. НОД по теме самообразования | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Фото отчеты | Февраль |
Разработка плана. НОД по теме самообразования | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Фото отчеты | Март |
Разработка плана. НОД по теме самообразования | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Фото отчеты | Апрель |
Разработка плана. НОД по теме самообразования. Мониторинг. | Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» | Презентация отчет | Май |
Перспективное планирование на год по самообразованию
месяц | Раздел познавательно - исследовательской деятельности | Тема, цель |
октябрь | Что мы знаем о себе (организм человека) | Тема: Что может нос? Цели: развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности; умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы. |
Что на поверхности ( Свойства песка, почвы, глины) | Тема: Почему осенью бывает грязно? Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение). | |
История воды и воздуха | Тема: Испарение Цели: расширять представление о свойствах воды (испарение), совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес. | |
Тайна живой природы (мир растений и животных) | Тема: Для чего растениям плоды? Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования. | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Магнитная задачка. Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы, учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям. | |
ноябрь | История воды и воздуха | Тема: Чем пахнет вода? Цели: познакомить со свойствами воды ( в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера. |
Что на поверхности (Свойства песка, почвы, глины) | Тема: Превращение песка и глины Цели: познакомить некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водонепроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Картон Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. | |
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Спокойной ночи, солнышко! Цели: формировать начальное представление о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. | |
Тайна живой природы (мир растений и животных) | Тема: Почему животным тепло зимой? Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий. | |
декабрь | История воды и воздуха | Тема: Гололедица. Цели: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое, твердое), продолжать устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; способствовать умению формировать вывод в ходе совершения практических действий. Тема: Как «растет вода?» Цели: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности. |
Что на поверхности | Тема: Камни. Цели: продолжать выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Деревянный мир Цели: продолжать знакомить со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. | |
Тайна живой природы (мир растений и животных) | Тема: Как корень «служит»? Цели: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования. | |
Что мы знаем о себе (организм человека) | Тема: Что «умеет» язычок? Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности. | |
январь | История воды и воздуха | Тема: Где прячется воздух? Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес. Тема: Какой бывает вода? Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятие «чистая вода –прозрачная». «грязная – непрозрачная», «фильтрация», продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность. |
Что на поверхности | Тема: Мерзнет ли песок? Цели: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность. | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Стеклянный мир. Цели: познакомить детей со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности. | |
Тайна живой природы (мир растений и животных) | Тема: Чем полезен холодный снег для растений? Цели: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять устанавливать взаимосвязь между объектами исследования. | |
февраль | История воды и воздуха | Тема: Помощница вода Цели: продолжать знакомить детей о свойствах воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера. |
Что на поверхности | Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы. Цели: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования. | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Какие разные игрушки! Цели: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, продолжать самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. Тема: Поплаваем? Цели: учить выделять определенные свойства предметов (тонет – не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования. | |
Тайна живой природы (мир растений и животных) | Тема: Расти, семечко, расти! Цели: формировать у детей понятие о необходимости влаги на этапе роста и развития растений; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий. | |
март | История воды и воздуха | Тема: Водяные переливы Цели: продолжать учить детей знакомить со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формировать вывод в ходе совершения практических действий. |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Мыльные сказки. Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта(мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования(мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям. Тема: Сравнение свойства резины и древесины. Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно, осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес. | |
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Почему тает снег? Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес. | |
Тайна живой природы (мир растений и животных) | Тема: Сажаем лук. Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растения для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования. | |
Что мы знаем о себе (организм человека) | Тема: Ушки - «подслушки» Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес. | |
апрель | История воды и воздуха | Тема: На поиски воды Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью ); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес. Тема: Где прячется воздух. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение). |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Магнитная сила. Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии, учить обобщенным способам исследования объектов; развивать интерес к исследованиям. | |
Предметы с секретом. Тайна живой природы. | Тема: Что природа создала? Что сделал человек. Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно - исследовательской деятельности. | |
Тайна живой природы (мир растений и животных) | Тема: Птичьи дома. Цели: формировать у детей понятия об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезда); включить детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность. | |
май | История воды и воздуха | Тема: Чистая вода. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера. Тема: Из чего сделаны облака? (на прогулке) Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместную со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность. |
Что на поверхности | Тема: Ищем клад (на прогулке). Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. Тема: Что быстрее осядет (на прогулке) Цели: закреплять знания детей о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить детей выявлять свойства веществ с помощью опытно – экспериментальной деятельности. | |
Что мы знаем о себе (организм человека) | Тема: Видимые и не видимые отпечатки. Цели: продолжать учить детей самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес. |
Работа с родителями по теме
- Консультация: Развиваем самостоятельность детей.
- Родительское собрание: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Фотовыставка: Мы познаем мир.
- Мастер класс: Экспериментируйте с нами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...
Программа дополнительного образования по речевому развитою на 2021 – 2022 учебный год в средней группе №11 «Ромашка» МАДОУ детский сад № 54 «Катюша»
Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...
Журнал самообразования на 2021-2022 учебный год Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»
Журнал самообразования на 2021-2022 учебный годТема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год воспитателя группы №12 общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»...
Рабочая программа воспитателя на 2021-2022 учебный год в средней группе №18 на тему: «Речевое развитие дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Дошкольники очень впечатлительны, они особенн...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников на 2021-2022 учебный год в средней группе.
Содействовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста....
План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема "Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста"
Практически в каждой семеь есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. Цель данной работы заключается в том, что необходимо обеспечить всесторонне развитие ...