Самообразование на 2021- 2022 учебный год в средней группе
материал (средняя группа)

Арсентьева Елена Александровна

Тема самообразования: Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21-22.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на 2021 – 2022 учебный год

в средней  группе

Воспитатель: Арсентьева Е.А.

Тема: Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность.

Цель: способствовать развитию у детей инициативности, самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.
  2. Способствовать у детей наблюдательности, как необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребенка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания.
  3. Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиск путей решения проблемы в ходе исследований, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнения, обобщение); формировать способы познания путем сенсорного анализа.  
  4. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции  своих действий.
  5. Развитие у детей умений пользовать приборами - помощниками при проведении игр- экспериментов (увеличительное стекло).
  6. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представление о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении, и их влияние на свойство других  веществ);

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды).

- развитие представлений о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, камня).

- развитие ЭМП (упражнять в количественном счете).

Мероприятие

Используемая литература

Форма отчета

Сроки проведения

Изучение методической литературы по теме самообразования

Тугушева Г.П.

Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста.

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальная деятельность дошкольников.

Создание программы

Сентябрь

Разработка плана. НОД по теме самообразования.

Мониторинг.

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Фото отчеты

Октябрь

Разработка плана. НОД по теме самообразования

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Фото отчеты

Ноябрь

Разработка плана. НОД по теме самообразования

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Фото отчеты

Декабрь

Разработка плана. НОД по теме самообразования

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Фото отчеты

Январь

Разработка плана. НОД по теме самообразования

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Фото отчеты

Февраль

Разработка плана. НОД по теме самообразования

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Фото отчеты

Март

Разработка плана. НОД по теме самообразования

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Фото отчеты

Апрель

Разработка плана. НОД по теме самообразования.

Мониторинг.

Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»

Презентация отчет

Май

Перспективное планирование на год по самообразованию

месяц

Раздел познавательно - исследовательской деятельности

Тема, цель

октябрь

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Что может нос?

Цели: развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности; умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы.

Что на поверхности ( Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Почему осенью бывает грязно?

Цели:  формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение).

История воды и воздуха

Тема: Испарение

Цели: расширять представление о свойствах  воды (испарение), совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема:  Для чего растениям плоды?

Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным  со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная задачка.

Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы, учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать  интерес к исследованиям.

ноябрь

История воды и воздуха

Тема: Чем пахнет вода?

Цели: познакомить со свойствами воды ( в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным  со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера.

Что на поверхности

(Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Превращение песка и глины

Цели: познакомить некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водонепроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Картон

Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

Четыре сезона (природные явления)

Тема: Спокойной ночи, солнышко!

Цели: формировать начальное представление о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Почему животным тепло зимой?

Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

декабрь

История воды и воздуха

Тема: Гололедица.

Цели: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое, твердое), продолжать устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; способствовать умению формировать вывод в ходе совершения практических действий.

Тема: Как «растет вода?»

Цели: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Что на поверхности

Тема: Камни.

Цели: продолжать выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Деревянный мир

Цели: продолжать знакомить со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять  практические действия; развивать познавательный интерес.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Как корень «служит»?

Цели: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Что «умеет» язычок?

Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

январь

История воды и воздуха

Тема: Где прячется воздух?

Цели: продолжать знакомить детей  со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

Тема: Какой бывает вода?

Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятие «чистая вода –прозрачная». «грязная – непрозрачная», «фильтрация», продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность.

Что на поверхности

Тема: Мерзнет ли песок?

Цели: продолжать знакомить детей  со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Стеклянный мир.

Цели: познакомить детей  со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Чем полезен холодный снег для растений?

Цели: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

февраль

История воды и воздуха

Тема: Помощница вода

Цели: продолжать знакомить детей о свойствах воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера.

Что на поверхности

Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы.

Цели: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования.

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Какие разные игрушки!

Цели: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, продолжать самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

Тема: Поплаваем?

Цели: учить выделять определенные свойства предметов (тонет – не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Расти, семечко, расти!

Цели: формировать у детей понятие о необходимости влаги на этапе роста и развития растений; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

март

История воды и воздуха

Тема: Водяные переливы

Цели: продолжать учить детей знакомить со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формировать вывод в ходе совершения практических действий.              

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Мыльные сказки.

Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта(мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования(мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям.

Тема: Сравнение свойства резины и древесины.

Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно,  осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.

Четыре сезона (природные явления)

Тема: Почему тает снег?

Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Сажаем лук.

Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растения для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования.

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Ушки  - «подслушки»

Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес.

апрель

История воды и воздуха

Тема: На поиски воды

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью ); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес.

Тема: Где прячется воздух.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение).

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная сила.

Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии, учить обобщенным способам исследования  объектов; развивать  интерес к исследованиям.

Предметы с секретом. Тайна живой природы.

Тема: Что природа создала? Что сделал человек.

Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно - исследовательской деятельности.

Тайна живой природы (мир растений и животных)

Тема: Птичьи дома.

Цели: формировать у детей понятия об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезда); включить детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность.

май

История воды и воздуха

Тема: Чистая вода.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера.

Тема: Из чего сделаны облака?  (на прогулке)

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместную  со взрослым практические  познавательные  действия экспериментального характера, развивать любознательность.

Что на поверхности

Тема: Ищем клад (на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

Тема: Что быстрее осядет (на прогулке)

Цели:  закреплять знания детей о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить детей выявлять свойства веществ с помощью опытно – экспериментальной деятельности.

Что мы знаем о себе (организм человека)

Тема: Видимые и не видимые отпечатки.

Цели: продолжать учить детей самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.

Работа с родителями по теме

  1. Консультация: Развиваем самостоятельность детей.
  2. Родительское собрание: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  3. Фотовыставка: Мы познаем мир.
  4. Мастер класс: Экспериментируйте с нами!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...

Программа дополнительного образования по речевому развитою на 2021 – 2022 учебный год в средней группе №11 «Ромашка» МАДОУ детский сад № 54 «Катюша»

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...

Журнал самообразования на 2021-2022 учебный год Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Журнал самообразования на 2021-2022 учебный годТема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной  активности детей среднего возраста»...

Рабочая программа воспитателя на 2021-2022 учебный год в средней группе №18 на тему: «Речевое развитие дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Дошкольники очень впечатлительны, они особенн...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников на 2021-2022 учебный год в средней группе.

Содействовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема "Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста"

Практически в каждой семеь есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. Цель данной работы заключается в том, что необходимо обеспечить всесторонне развитие ...