Мастер-класс "Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста"
электронный образовательный ресурс (старшая группа)
Мастер-класс для воспитателей по использованию сенсорных коробок с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_mk.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование сенсорных коробок в работе с дошкольниками»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.
Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.
Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.
Сенсорная коробка (ванночка) (sensory tub) — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.
Цель сенсорных коробок- развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
- Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
- Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.
- Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Игры с сенсорными коробками помогают ребёнку развиваться сразу в 4 образовательных областях:
ОО «Познавательное развитие» у ребенка происходит формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развиваются творческие задатки и воображение. Формируются знания об окружающей среде и свойствах различных предметов, о таких понятиях как цвет, форма, размер, количество.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» у ребенка развивается интерес к конструктивной, к самостоятельной творческой деятельности, где дети знакомятся с различными видами материалов, учатся их соединять, объединять единым сюжетом. Происходит воспитание умения работать в коллективе.
ОО «Социально - коммуникативное развитие»: у детей формируется эмоциональная отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
ОО «Речевое развитие» ребенка: способствуют развитию свободного общения с взрослыми и детьми, развитию всех компонентов устной речи
Чем полезна сенсорная коробка?
- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
- Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
- Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.
- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
- Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
- Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
- Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Материалы для изготовления сенсорной коробки:
- пластиковый контейнер
- коробка (деревянная или картонная)
- глубокая миска
- надувной бассейн
- поднос с высокими бортиками
- корзина и прочие емкости
Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами:
- Природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
- Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка
- Бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут
- Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
- Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
- Водяной грунт, гидрогель
- Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
- Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
- Поролон, губка, вата, ватные диски
А предметами –наполнителями могут служить:
- фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
- растения (искусственные и настоящие),
- игрушки от киндер-сюрпризов,
- камни, ракушки, шишки, орехи
- кубики, кольца, шарики, крышечки
- лоскуты ткани, вата, бусины,
- маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
- игрушечные фрукты, грибы
- буквы и цифры,
- лопатки, ложки, грабли,
- мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
- груша для воды, сито, воронка, мельница и др.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Для детей 1,5-2 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям (без предметов). Цель – познакомить с коробочкой, дать ребёнку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр.
Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.
Игры для детей раннего возраста «Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.
Правила работы с сенсорными коробками:
- Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
- Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
- Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
- При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
- До и после окончания работы- помыть руки с мылом!
Сенсорные коробки можно использовать при изучении
различных тем в НОД в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.
Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 « Радость» р.п Базарный Карабулак Саратовская область
Мастер- класс на тему:
«Использование сенсорных коробок в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Белова А.Д
Базарный Карабулак
2021 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок) для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста"
Педагогический опыт по теме: Мастер-классИзготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок)для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Использование сенсорного оборудования с детьми дошкольного возраста
ПРезентация по использованию сенсорного оборудования в кабинете психологической разгрузке в ДОУ...
Мастер-класс "Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста"
Материал сосдержит информацию по использованию сенсорных коробок с детьми раннего возраста...
Игры и упражнения для занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста
Занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, - один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей. В сенсорной ком...
«Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста»
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается позна...