«Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста в ДОУ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Смоленцева Елена Борисовна

Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.

Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали. Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sensornye_korobochki.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

«Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста в ДОУ»

                                            Выполнила: Смоленцева Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ города

 Иркутска детский сад 77

Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.

Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали. Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.

Актуальность

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, воспринимает окружающее.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере

зависит от его сенсорного развития. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей начального обучения в школе связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой

практической деятельностью. Истоки способностей детей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в дошкольном возрасте.

Цель:
1. Развивать сенсорное восприятие окружающего мира.
2. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений.
Задачи:
1. Развитие детей:
развитие сенсорных анализаторов;
развитие мелкой моторики;
развитие мышления;
развитие творческих способностей и креативности ребенка.


2. Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой:
ознакомление с цветовой палитрой;
с флорой и фауной;
с другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее).

3. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься:
воспитывать детскую самостоятельность и инициативу;
прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.

Область применения, возраст воспитанников.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям.

 Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать).

Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику. Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.

Ожидаемые результаты для детей:

Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно -

математических эталонов у детей дошкольного возраста.

 Сенсорные и сенсомоторные навыки детей развиты в соответствии с

возрастной нормой.

Из чего сделать сенсорную коробочку?
Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной.
Это может быть:
картонная  или деревянная коробка,
пластиковый контейнер,
миска,
надувной бассейн,
таз,
поднос с бортиками.

Материал для сенсорных коробок:

Всевозможные крупы: гречка, рис, пшено, перловка, манка, овсянка. Бобовые: фасоль, горох. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.

Природный материал: песок, камни, перья.

Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.

Предметы, с которыми можно играть: мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты ткани, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, деревянные игрушки.

Техника безопасности при занятии с сенсорными коробками.

1. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.

2.Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально.

3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.

4.При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

5.До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.

Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.

Перечень используемой литературы

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.

4. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.

5. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сенсорного оборудования с детьми дошкольного возраста

ПРезентация по использованию сенсорного оборудования в кабинете психологической разгрузке в ДОУ...

Мастер-класс "Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста"

Материал сосдержит информацию по использованию сенсорных коробок с детьми раннего возраста...

Игры и упражнения для занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста

Занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, - один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей. В сенсорной ком...

«Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста»

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается позна...

Мастер-класс "Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей по использованию сенсорных коробок с детьми старшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24836773","attributes":{"alt":"","class":"med...

Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»

Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...