"Лесной доктор"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_lesnoy_doktor.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №114» г.Чебоксары
«Лесной доктор»
(конспект занятия по познавательному развитию
– природный мир)
в подготовительной к школе группе
Подготовила и провела:
Ефремова Н.В
воспитатель I кв. категории
Чебоксары, 2020 год
Цели:
- уточнить и расширить знания детей о дятле; рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу;
- формировать умение детей рассуждать, логически мыслить, развивать фантазию;
- активизировать словарь детей за счёт слов: «лесной доктор», «лекарь леса», «пёстрый», «расщелина», «долбить», «барабанная дробь», «клейкий».
Материал: иллюстрации с изображением птиц, иллюстрации с изображением дятла, еловые и сосновые шишки, иллюстрации с изображением деревьев, пластмассовые деревья, игрушка – дятел, схема для составления рассказа «Дикие птицы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Костюмчик пёстрый,
Носик острый,
Сам небольшой –
Доктор лесной. (Дятел)
Дети: Это дятел.
Воспитатель: Правильно. Отгадайте ещё одну загадку:
По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу,
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
Попадёт мне на обед,
Кто наносит деревьям вред! (Дятел)
Дети: Это дятел.
Воспитатель: Правильно, это дятел. Скажите, а дятел – это зимующая или перелётная птица?
Дети: Дятел – зимующая лесная птица.
Воспитатель: Правильно, а почему вы так думаете?
Дети: Его можно увидеть или услышать зимой в лесу, он сам добывает корм зимой, хотя его мало зимой.
Воспитатель: Ребята, каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь, синица, клёст, снегирь.
Воспитатель: Посмотрите, а что это за дерево?
Дети: Ёлка.
Воспитатель: А что лежит под ёлкой?
Дети: Под ёлкой лежат шишки.
Воспитатель: Они упали с ёлки, наверное, здесь была чья-то столовая. А как вы думаете чья?
Дети: Столовая дятла.
Воспитатель: Зимой, ребята, деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена. Поэтому мы можем увидеть весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек. Эта птица, ребята, живёт только там, где есть лес, потому что там, где леса нет, дятлу нечем будет кормиться. В начале марта, когда ещё лежит снег и нередки морозы, в лесу можно услышать «барабанную дробь». Это дятел чувствует приближение весны. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Конечно, звуки не совсем музыкальные, но деревья им очень рады.
Воспитатель: Ребята, от какого слова произошло слово «дятел»?
Дети: Слово «дятел» произошло от слова «долбить».
Воспитатель: Правильно. Дятел ползёт по дереву снизу вверх и постукивает по нему крепким клювом. Дятел никогда не падает с дерева, потому что у него сильные ноги, острые когти, а опирается на дерево он сильным хвостом.
Воспитатель: Скажите, как в народе называют дятла?
Дети: В народе дятла называют «лекарем леса», «лесным доктором».
Воспитатель: Правильно. Если дерево здорово, нет под корой вредителей, он перелетает на другое. Если же дерево грызут жуки и их личинки, дятел садится поудобнее, отводит голову назад, а затем то часто, то редко барабанит по стволу. Продолбив дыру в стволе, запускает туда свой длинный клейкий язык. Насекомые, которые живут под корой, прилипнут к языку. Таким образом, дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Поэтому его и называют «лесной доктор».
Воспитатель: В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему его так назвали?
Дети: У него пёстрые чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.
Воспитатель: Скажите, где можно увидеть дятла?
Дети: Дятла можно увидеть на деревьях, на лесных опушках, в рощах, в садах, в сосновых и еловых лесах.
Воспитатель: Скажите, чем питается дятел?
Дети: Дятел питается насекомыми, их яйцами, личинками, червячками, жуками, орехами, ягодами, семенами шишек ели и сосны.
Воспитатель: Правильно. А чем покрыто тело дятла?
Дети: Тело дятла покрыто перьями.
Воспитатель: Правильно. А что умеет делать дятел?
Дети: Дятел умеет летать, стучать по дереву, поедать вредных насекомых (жучков, паучков), цепляться когтями, ползать по деревьям.
Воспитатель: Ребята, а почему дятел летает?
Дети: Дятел летает, потому что у него есть широкие крылья и длинный хвост, лёгкое тело (т.к. он мало ест), лёгкие перья.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где дятел себе гнездо устраивает?
Дети: Дятел устраивает себе гнездо в дупле дерева.
Воспитатель: Правильно. А в каком дереве ему легче выдолбить себе дупло – в старом или в молодом?
Дети: Выдолбить легче дупло в старом дереве.
Воспитатель: Правильно, в старом, потому, что у него мягкая древесина. А чтобы в гнезде ему было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками.
Воспитатель: А как вы думаете, другие птицы могут сделать себе дупло?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что только у дятлов такой крепкий клюв.
Воспитатель: Ребята, но дятел другим птичкам помогает. Он себе каждый год новое дупло делает, а в старое поселяются другие лесные птицы. Дупло дятел делает высоко над землёй.
Воспитатель: Ребята, при хороших условиях дятлы могут жить до 50 лет.
Физкультминутка:
Воспитатель: Поиграем в речевую игру «Чей? Чья? Чьё?» (показывает на части тела дятла и задаёт вопрос)
- Чья голова? (дятла)
- Чьё туловище? (дятла)
- Чей хвост? (дятла)
- Чьи крылья? (дятла)
- Чей глаз? (дятла)
- Чей клюв? (дятла)
- Чьи ноги? (дятла)
- Чьи перья? (дятла)
Воспитатель: Ребята, а теперь подберите «слова – признаки» к частям тела дятла, которые отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какие?»
- Голова какая? (красная)
- Туловище какое? (чёрное, большое)
- Хвост какой? (чёрный, длинный, сильный)
- Ноги какие? (сильные)
- Когти какие? (острые)
- Клюв какой? (длинный, острый, крепкий)
- Язык какой? (клейкий, липкий)
- Перья какие? (лёгкие)
- Глаза какие? (маленькие, чёрные)
- Крылья какие? (широкие, пёстрые – чёрные и белые)
Воспитатель: Ребята, а теперь составьте небольшой рассказ о дятле по схемам – «Дикие птицы»
- «Кто это?»
- «Как выглядит?»
- «Где живёт?»
- «Чем питается?»
Воспитатель: Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Что было интересно? Что для вас было трудным или сложным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Лесной доктор"
Расширить знания детей о дятле; рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу....
Лесной доктор
Слушая звуки леса, одну птицу всегда легко узнать - это дятел....
"Лесной доктор"
Организованная образовательная деятельность...
"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе
"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...
НОД по экологии "Лесной доктор в гостях у ребят"
Непосредственная образовательная деятельность по экологии для детей средней группы...
Лесной доктор
Цель: Формировать экологические представления у дошкольников. Дать представления о «лесном докторе» - дятле.Задачи:Образовательная: Уточнить знания детей о дятлах. Рассказать о способ...
Театрализованная постановка по сказке Н. Сидорова "Лесной доктор"
Театрализованная постановка по сказке Н.Сидорова«Лесной доктор»Участники: дети старшего дошкольного возраста, посещающие театральную студию.Цель: познакомить с особенностями жизни зимующих...