Использование технологии проблемно - игрового обучения с детьми раннего возраста.
материал (младшая группа)

Костина Наталья Вячеславовна

Ранний возраст- «возраст нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л.С. Выготский; ранний возраст сенситивен во всем. Маленький человек преисполнен энергии, но плохо понимает, к чему ее приложить. Мы можем направить ее в такое русло, где она принесет ребенку радость и окажется полезной для его развития.

Решению этой задачи способствует проблемно- игровая технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый создает условия, придумывает пути решения и ожидает положительного результата.

СЛАЙД 3

Для себя я сформулировала условия использования технологии проблемно- игрового обучения:

  1. Основные методы обучения- игровые.
  2. Воспитатель выполняет только то, что ребенок не может сделать самостоятельно и это безопасно для него.
  3. Познавательная выразительность. Хочу обратить ваше внимание на это условие, так как эмоциональность воспитания является необходимым условием. Она поддерживает интерес и внимание детей, потому что дети особым образом реагируют на голос, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются детьми, дополнительно выполняют информационную роль.

Эмоциональность можно рассматривать, как способ поддержания активности, возможности удовлетворения их познавательной потребности поиска решений практической задачи в незнакомой ситуации, как регулятор их поведения, когда дети еще не воспринимают обстоятельных объяснений взрослого.

  1. Поэтапность.

Она дает возможность подвести ребенка к положительному результату (решению проблемы), поощряя его самостоятельность и активность.

  1. Повторяемость.

От простого к сложному. Однотипных ситуаций, проблем, но обогащенных дополнительной информацией, дополнительными условиями

  1. Оснащенность развивающей предметно- пространственной среды.

 

В основе проблемно- игровой технологии лежит игра, а именно игровые обучающие ситуации, которые я использую в различных видах образовательной деятельности через использование различных форм: ситуация- иллюстрация, ситуация- упражнение, ситуация- проблема, элементы технологии ТРИЗ. Именно ситуацию- иллюстрацию, как форму работы, я использовала на первом этапе, так как, при ее использовании ведущая роль принадлежит воспитателю, а дети только учатся.

СЛАД 4

Далее организуя жизнь детей, я начала использовать такую форму работы, как ситуации- проблемы- решение вместе с детьми «маленьких проблем», например возникающих у игрушек в процессе самостоятельной игровой деятельности.

В начале, детям давала прямые инструкции (например, "Дай кукле пить из чашки"), побуждающие ребенка к активной деятельности, продлевающие его игру. На следующем этапе давала прямую инструкцию, которая усложнялась за счет того, что в ней не раскрывался способ действий (например, "Дай кукле пить"), так чтобы ребёнок выполнил игровые действия, опираясь на собственный опыт, прямую инструкцию заменяла косвенной: "Кукла хочет пить". Решение проблемы постепенно усложнялись, дети решали ее с использованием предметов-заместителей, воображаемых предметов.

 

СЛАЙД 5

Непосредственное общение с природой и восприятие ее детьми происходит на прогулке. Можно погулять по дорожкам и при виде большой лужи :»Как нам быть? Как можно пройти через лужу не намочив обувь?». Как решили проблему дети, вы можете увидеть на слайде.

СЛАЙД 6

Дети моей группы готовы открывать УДИВИТЕЛЬНОСТИ. Кто-то из детей играя в центре «Песок- вода» в ёмкость с водой набросал много игрушек и сам же удивился: «Почему одни игрушки утонули, а другие нет». Используя ситуацию, была организованна опытно- экспериментальная деятельность «Тонет- не тонет». И мы совместно с детьми пришли к Выводу: утонули металлические игрушки, потому что…они тяжелые

СЛАЙД 7

При организации дидактических игр, использовала упрощенный вариант элемента технологии ТРИЗ «Мозговой штурм». «Что в мешочке?», « Кто стучит?», «Кто в домике живет?» Выслушивала варианты ответов малышей. Не критиковала. Поощряла любую идею. Эмоционально показывала заинтересованность в решении поставленной проблемы.

СЛАЙД 8

Такую форму работы, как ситуацию- упражнение использовала при организации совместной образовательной деятельности, как мотивацию, побуждая детей оказать помощь. В гости к ребятам пришла грустная кукла Катя. Я  с детьми спрашивала, почему она грустит? Катя: «Ребята, я к вам за помощью. У меня вокруг домика сломался забор, а я его строить не умею. Что мне теперь делать?». Дети захотели помочь и выстроили новый забор.

СЛАЙД 9

После чтения стихотворения А. Барто «Идет бычок качается», создавала проблемную ситуацию, «Нужно, чтобы бычок прошел по доске и не упал. Как быть?», «Как сделать так, чтобы доска не качалась?». Дети придумали варианты, как помочь бычку.

СЛАЙД 10

Предложила следующий пример проблемной ситуации на занятии по развитию сенсорных способностей: «В гости пришли медведь, ежик и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять? Как узнать, сколько потребуется тарелок? (счет, размер, величина, количество)»

Я представила технологию проблемно- игрового обучения детей раннего возраста с использованием игровых форм, которые удивляя, привлекают и направляют деятельность детей, тем самым развивая их.

СЛАЙД 11

 Так же мною собрана и постепенно пополняется рабочая картотека проблемных ситуаций по разным областям развития.

. СЛАЙД 12 Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация 1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на тему: Использование технологии проблемно - игрового обучения с детьми раннего возраста. Костина Н.В., воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад №2» Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста

Слайд 2

« Проблемная ситуация- начало развития мысли человека». С.Л Рубинштейн

Слайд 3

Условия использования технологии проблемно- игрового обучения: Основные методы обучения- игровые. В оспитатель выполняет только то, что ребенок не может сделать самостоятельно и это безопасно для него. Познавательная выразительность. Поэтапность . Повторяемость. Оснащенность развивающей предметно- пространственной среды.

Слайд 4

Ситуация –проблема, возникающая у игрушек в процессе самостоятельной игровой деятельности детей "Дай кукле пить из чашки" "Кукла хочет пить"

Слайд 5

Ситуация- упражнение на прогулке «Как можно пройти через лужу не намочив обувь?»

Слайд 6

Ситуация- проблема в опытно- экспериментальной деятельности. «Тонет- не тонет»

Слайд 7

Упрощенный вариант приема «Мозговой штурм» при организации дидактических игр.

Слайд 8

Ситуация- упражнение, используемая при организации СОД по конструированию « Помогаем кукле Кате отремонтировать заборчик»

Слайд 9

Ситуация- упражнение по стихотворению А.Барто «Идет бычок качается», «Как сделать так, чтобы доска не качалась?»

Слайд 10

Ситуация- проблема, использованная при организации СОД по формированию элементарных математических представлений «В гости пришли Медведь, Ежик и Мышка»

Слайд 11

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий по сказке «Колобок». Тема: «В поисках колобка».

Развитие речевой и двигательной активности детей раннего возраста, используя русский народный фольклор...

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»...

Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...

Игровые технологии с детьми раннего возраста с использованием интерактивного оборудования "SMART"

Игровые технологии с детьми раннего возраста с использованием интерактивного оборудования "SMART"...

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста.

Используемые в нашей работе игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и...