Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

В современном мире взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Загрязнение окружающей среды грозит уничтожением всего живого на земле.

Многолетний труд в дошкольном образовании показывает, что серьезной проблемой для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, воспитание нравственных чувств, таких как долг, ответственность, гуманизм, сострадание, бескорыстная помощь. И.Г.Песталоцци считал чувственное восприятие исходным моментом и настаивал на необходимости формирования у детей культуры наблюдения. О роли наблюдений говорили педагоги, психологи, ученые, такие как Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, С.А. Веретенникова, Т.Г. Саморукова, потому что они являются доступным способом усвоения знаний в живой и неживой природе.

«Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»

Я. А Коменский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного

возраста

В современном мире взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Загрязнение окружающей среды грозит уничтожением всего живого на земле.

Многолетний труд в дошкольном образовании показывает, что серьезной проблемой для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, воспитание нравственных чувств, таких как долг, ответственность, гуманизм, сострадание, бескорыстная помощь. И.Г.Песталоцци считал чувственное восприятие исходным моментом и настаивал на необходимости формирования у детей культуры наблюдения. О роли наблюдений говорили педагоги, психологи, ученые, такие как Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, С.А. Веретенникова, Т.Г. Саморукова, потому что они являются доступным способом усвоения знаний в живой и неживой природе.

«Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»

Я. А Коменский

Учитывая важность использования наблюдений для формирования у дошкольников осознанно- правильного отношения к природе, сформулировала цель и задачи.

Цель: формирование осознанно- правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Задачи: формировать умение проявлять желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение выражать своё отношение к природе.

Воспитывать любовь к природе интерес, чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным).

«Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»

И.В. Гёте

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка и нужно как можно раньше ребёнку открыть книгу природы.

«Никакой сказ не заменит показ»,- так гласит народная поговорка.

Вот почему желательно постоянно искать встречи с природой. Для этого очень важно, чтобы была развивающая среда, в которой должен находиться ребёнок с раннего возраста. В этой среде он должен наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

На территории нашего детского сада можно встретить разных представителей животного и растительного мира.

Наши дети любуются и красотой русской берёзки, и коренным сибирским кедром, и сосной, и рябиной, и осиной, и ивой.

С весны до поздней осени утопает наш детский сад в зелени. А уж выразить своё восхищение этой красоте дети пытаются в стихах, сказках, рассказах. Дети с восторгом наблюдают за редкими видами птиц: такими как дятел, дрозд, трясогузка, свиристели, снегири, синицы. А с каким удивлением дети наблюдают за передвижением белки с ветки на ветку, с дерева на дерево и когда она сбрасывает с кедра кедровые шишки для детей. Такое зрелище смотрят все дети детсада. А какие муравейники на территории детского сада- знают только наши дети. Радует глаз наших детей яркость клумб, цветение одуванчиков и ромашек.

Во время общения с природой дети испытывают радость и удовольствие, возможность видеть её красоту, усвоить правила поведения в природе. Наблюдение, как метод работы с детьми используется мною в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же предметом. Для этого использую разные виды наблюдений:

длительные, эпизодические и др.

Для успешной реализации своей работы и достижения желаемых результатов:

  • Разработала перспективный план наблюдений с детьми дошкольного возраста на год.
  • Изучила различные методики диагностирования.

Для определения знаний детей о животных и растениях использовала методику, предложенную Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой Результаты знаний детей оценивались на основании индивидуальных заданий по разделам: животный и растительный мир.

Результативность своей деятельности по формированию экологической воспитанности оценивала по методике Рыжовой Н.А.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки. Поэтому проводится систематическая работа с родителями: разработала перспективный план на год.

Пропагандирую экологические знания среди родителей и привлекаю их к совместной деятельности (выставки рисунков детей и родителей, акции «Поможем зимующим птицам», «Сохрани дерево», «Сохраним ёлочку», экологическая газета «Твой дом- твоё здоровье», «Редкие виды млекопитающих и птиц Югры», родительское собрание: «Правильное отношение к природе начинается в семье».

Знания, полученные на семинарах Н.М. Метеневой «Инновационные формы работы с семьёй на современном этапе развития образования» помогают при организации работы с родителями.

Как педагог я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать природу контактировать с ней. Систематической использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводят к развитию наблюдательности.

Главное - научить детей понимать связь между живым организмом и средой обитания, в приспособленности живых организмов к среде обитания. Используя имеющийся у детей опыт, предлагаю проводить самостоятельные наблюдения, которые не остаются без внимания и обсуждаются в группе. Познания природы будит «ребячью мысль» способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Это неоднократно подчёркивала Н.К. Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснять окружающую природу»

Видеть, наблюдать природу возможно только при условии системности и последовательности в подборе материала для наблюдения и в руководстве им. Необходимо подбирать приёмы, которые способствуют лучшему восприятию природы детьми: задать вопросы, предложить обследовать, сравнить объекты между собой, установить связь между ними. Познание связей и отношений формирует понимание природы.

В результате систематических наблюдений дети стали любознательными, внимательными, бережнее стали относиться к природе, повысился их интеллект, сформировались основы экологического мировоззрения.

Литература: *•

  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт- Петербург, «Детство- Пресс» 2006г.
  • Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г.
  • Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.
  • Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве». М. Новая школа, 1995г.
  • Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2004г.
  • Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». Изд. Дом «Карапуз», 2001г.
  • Шишкина В.А. «Прогулки в природу». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Тема опыта:  «Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»Педагогический опыт является...

«Моделирование как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы на тему «Моделирование как метод формирования  экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

«Моделирование как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы на тему «Моделирование как метод формирования  экологической культуры у детей дошкольного возраста»...