«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
проект (подготовительная группа)

Сергеева Оксана Александровна

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

Муниципальное казенное

 дошкольное образовательное

                                                                   учреждение «Детский сад 

                                                                   комбинированного  вида

                                                                               № 3 «Солнышко» р.п Куйтун

                                                                  Познавательно- творческое развитие

                                                                        в  подготовительной  группе

Тема: «Дорога жизни. День снятия блокады Ленинграда»

подготовили воспитатели: Сергеева Оксана Александровна

январь 2022 год

 

Разработчики проекта

Сергеева Оксана Александровна.

Актуальность

 

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Вид проекта

познавательно – творческий

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

Муниципальное казенное

 дошкольное образовательное

                                                                   учреждение «Детский сад  

                                                                   комбинированного  вида

                                                                               № 3 «Солнышко» р.п Куйтун

                                                                  Познавательно- творческое развитие

                                                                        в  подготовительной  группе

Тема: «Дорога жизни. День снятия блокады Ленинграда»

подготовили воспитатели: Сергеева Оксана Александровна

январь 2022 год

Разработчики проекта

Сергеева Оксана Александровна.

Актуальность

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Вид проекта

познавательно – творческий

Цель проекта

Расширить представление детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.

Задачи проекта

Для детей:

- познакомиться с подвигом жителей блокадного Ленинграда;

- осмыслить подвиг жителей города, через прочтение и прослушивание художественных и музыкальных произведений, посвященными блокадному Ленинграду;

- применять знания и умения на практике и самостоятельной деятельности в центрах активности;

- обмен полученным опытом со сверстниками на «Итоговом круге».

Для воспитателя:

-  дать детям знания о жизни блокадного города;

- создать условия для воспитания патриотических чувств, уважения к историческому прошлому Родины;

- организовать партнерские отношения между детьми;

- вместе с детьми уметь ставить вопрос и находить ответ в центрах активности.

Для родителей:

- повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.

- привлечение родителей к участию в практической работе по проекту.

Целевая аудитория

Воспитатель, помощник воспитателя, дети, родители

Проблема

Во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Продолжительность проекта  

Краткосрочный  17.01.2022 - 28.01.2022г.

Ресурсное обеспечение

Художественная литература,  ИКТ, презентации,  атрибуты к играм, аудиозаписи песен, наглядный и демонстрационный материал.

Материально-техническая база

Центры активности в группе.

Формы реализации проекта

- занимательная деятельность в центрах активности

- игры

- беседы

-рассматривание иллюстраций

- использование мультимедийных презентаций

- изобразительная деятельность

- чтение художественной литературы

- работа с родителями

Ожидаемый результат

- усвоили представлений, о блокадном Ленинграде, о суровой зиме во время блокады Ленинграда;

 - имеют знание таких слов как: блокада, война, «Дорога жизни», ветеран;

- умеют рассказывать о блокаде Ленинграда о поведении детей в этот период.

Продукт проекта

Оформление выставки «Дорога жизни».

Тематический вечер «Дорога жизни. Блокада Ленинграда»

Планирование работы по реализации проекта «Дорога жизни. День снятия блокады Ленинграда»

Образовательная

область/ раздел

Форма реализации

Задачи

Воспитатель

Дети

Родители

1 этап – подготовительный

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Сбор информации по данной теме.

- Создание необходимых условий для реализации проекта

2 этап – активная деятельность

Физическое

 развитие

Физическая культура

Центр активности:

.Подвижные игры: Эстафета «Пройди полосу препятствий», «Танки», «Попади в цель», «Перейди на другой берег»

Проведение игр и эстафет.

Проигрывание игр, четкое соблюдение правил.

Безопасность

Центр безопасности

Беседа: «Умей действовать при пожаре», «Опасные  участки  на  пешеходной  части улицы».

 Д.и. «Собери и объясни!» (разрезные картинки).

Подбирают картинки к игре.

Помощь в подборке демонстрационного материала.

Социализация

Центр игры:

СРИ «Мы военные», «Санитары», «Госпиталь», «Лётчики», «Мы разведчики»

Наполнение центра игры.

Распределяют роли.

Помощь в приобретении атрибутов к игре.

Познавательное

развитие

ФЭМП

Центр математики

«Солдатские задачки».

«Посчитай и запиши», «Соедини по точкам»

Подборка игр.

Выполнение математических заданий.

Ребенок и окружающий мир

Центр экспериментировани

«Орудия к бою»- раскопка в песке военной техники, обводка контура с помощью света и бумаге, дорисовка образа с помощью красок и пластилина.

Экскурсия в краеведческий музей.

Готовит материалы для экспериментирования.

Проводят опыты, наблюдение.

Конструирование

Центр конструирования

«Грузовая машина на Дороге жизни»

Изготовление макета «Подвиг», посвященного снятию блокады Ленинграда.

Подготовка материалов для работы в центре.

Конструируют «свечу памяти», изготавливают макеты, военную технику.

Изготовление макетов ко Дню снятия блокады Ленинграда.

Речевое

 развитие

Развитие речи

Центр литературы:

 Беседы с презентациями: «Дети блокадного Ленинграда» «900 дней блокады Ленинграда». Рассматривание книг и иллюстраций о блокадной тяжелой жизни детей и взрослых «Разорванное кольцо», «Дорога жизни».

Просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда».

Готовит иллюстрации, презентации, подборку мультфильмов и фильмов, посвященных блокаде Ленинграда.

Смотрят фильмы, рассматривают иллюстрации.

Смотреть вместе с детьми фильмы военной тематике.

Чтение художественной литературы

Центр литературы:

Стихи О. Бергольц: «Мы- ленинградцы». С. Маршак «Ленинградское кольцо»

С. Алексеев: «Рассказы о ленинградцах и подвигах», Е. Благина «Шинель».

Ю. Степанов «Блокадный пряник».

Миксон  И.Л.  «Жила-была» (повесть  о  Тане  Савичевой).

Наполнение центра литературы произведениями по теме проекта.

Вместе с родителями подбирают дома иллюстрации  к проекту.

Приносят литературу и иллюстрации по теме проекта.

Художественно-

эстетическое

 развитие

Художественное творчество

Центр искусства:

Аппликация: «Гвоздики ко дню снятия блокады», «Грузовая машина», «Разорванное кольцо», «Цветок жизни»

Рисование «Дорога жизни», «Улица блокадного города»

Лепка «Военная техника»

Готовит материалы, организует работу в центрах активности.

Выполняют аппликацию, рисуют, лепят.

Изготавливают военную технику, макеты.

Музыкальное воспитание

Центр музыки:

Прослушивание песен военных лет.

Л.Ошанин «Пусть всегда будет солнце»

В. Толкунова «Дети Ленинграда», А. Островский «Солнечный круг»

Подобрать музыкальные произведения.

Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце».

Готовят детей к открытому мероприятию.

3 этап – презентация проекта

Оформление выставки «Дорога жизни».

Тематический вечер «Ко дню снятия блокады»

Размещение информации на официальном сайте ДОУ.

Воспитатели

Дети

Родители

Работа с родителями

Консультация «Блокадный Ленинград»

Помощь в оформлении выставки «Дорога жизни»

Приложение 1

Подвижные игры

Эстафета «Пройди полосу препятствий»

 - перешагнуть через кегли (не уронив их)

 -проползти на животе под дугой

 -проползти на четвереньках сквозь обруч и бегом вернуться назад.

 «Танки»

На полу в центре зала лежат обручи – танки, по количеству на один меньше, чем детей.

Под музыку дети бегают вокруг обручей. Как закончилась музыка, каждый участник торопится занять место в «танке» (становится в обруч).

Тот, кому не хватило «танка» (обруча, выходит из игры. После чего убирают один обруч.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока и один обруч.

«Попади в цель»

  Ход игры:

   Перед тем как начать играть взрослый показывает ребенку, как нужно правильно захватывать мячик всей ладонью и бросать, целясь в корзину.

    Чтобы начать игру дети становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. С разных сторон от цели. Ребенок получает мячики разных цветов. По слову воспитателя «Раз, два, три, в цель попади!» дети бросают предмет в корзину. Кидать мячи можно с разных позиций: стоя, сидя, правой(левой) рукой, на коленках и т.д.

     Когда все мячи брошены, производится подсчет мячей, попавших в корзину, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто попал больше число мячей.

Приложение 2

Сюжетно ролевые игры

«Лётчики»

Цель: расширение знаний детей о профессии «летчик».

Предметно-игровая среда:

Макет самолета, строительный материал, штурвал, карта, рация.

Игровые действия и ситуации: Летчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.

Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

Сюжетно — ролевая игра «Военный госпиталь».

Программное содержание игры:

1. Отражать в игре труд военных врачей, медсестер, санитарок;

2. Продолжать формировать умение объединяться в игре, выполнять взятые на себя роли;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.

4. Воспитывать уважение к военным врачам, благодарность за их тяжелый труд.

Ход игры:

Воспитатель: Врачи бывают разные, есть среди них и такие, у кого на плечах - погоны. Это военные врачи. Военный врач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. Главная задача военврача – спасать жизни раненных солдат. А помогают военным врачам в их нелегкой работе военные медсестры и санитары.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Военный госпиталь»

Что такое госпиталь?

Дети: Это больница для раненых бойцов.

Воспитатель: в нашей игре военный госпиталь находится рядом с передовой, где наши бойцы сражаются с врагом. Задача нашего госпиталя- оказать первую помощь раненым бойцам и отправить их в тыл подальше от линии фронта, где, в безопасности, они будут лечиться до выздоровления.

Давайте, вспомним какую работу выполняют врачи, какую медсестры, какую санитарки.

Дети: Главврач руководит работой военного госпиталя. Врачи-хирурги проводят операции, вытаскивают у раненых бойцов пули и осколки, зашивают раны, назначают лекарства. Медсестры выполняют назначения врача: делают перевязки раненым, дают лекарства, делают уколы. Санитарки ухаживают за ранеными, кормят их, меняют им белье, помогают умыться.

Воспитатель: Теперь нам надо распределить роли и приготовить атрибуты для игры.

Дети, с помощью воспитателя, распределяют роли: главного врача, врача приемного покоя, врача-хирурга, медсестер и санитарок.

Готовят атрибуты.

Атрибуты к игре:

1. Кушетка, и койки.

2. Подставка для лекарства.

3. Набор медикаментов.

4. Набор медицинских инструментов.

5. Биты, вата.

6. Медицинские халаты.

7. Косынки для медсестры.

8. Шапочки для врачей.

9. Медицинские карты раненых бойцов.

Воспитатель: Медицинскому персоналу приготовится к работе, прибыла машина с ранеными.

Гл. врач: Санитаркам и медсестрам помочь раненым, доставить их в приемный покой.

Санитарки и медсестры приводят раненых в приемный покой.

Гл. врач: Первыми на осмотр, проводите тяжелораненых бойцов.

Медсестра докладывает врачу приемного покоя:

Боец Иван Лишик, ранение в голову осколком мины.

Врач осматривает бойца и отправляет в операционную.

В операционной врач-хирург и медсестра извлекают

осколок, зашивают рану и переводят бойца в палату.

Медсестра врачу: Боец Максим Мельников, пулевое ранение в руку.

Врач приемного покоя: Бойцу нужна перевязка. Медсестра, проведите бойца в процедурный кабинет.

Медсестра проводит бойца в процедурный кабинет, обрабатывает рану и делает перевязку. Санитарка проводит бойца в палату.

Медсестра врачу: Боец Александр Ющенко, танкист, ожёги лица.

Врач осматривает бойца, дает распоряжения медсестре. Бойцу оказывают медицинскую помощь.

Медсестра врачу: Сержант Артем Сургаев, пулевое ранение ноги.

Врач осматривает рану и отправляет бойца в операционную. Врач-хирург проводит операцию. Санитарка переводит бойца в палату.

Медсестра врачу: Капитан Тимофей Аксенов ранение в живот. Врач осматривает бойца и отправляет в операционную.

Врач: Медсестра, заполните медицинские карты раненых бойцов.

Врач и медсестры проводят обход раненых бойцов в палате. Справляются об их самочувствии, и врач назначает им лечебные процедуры.

Медсестра санитаркам: Раненых необходимо накормить и провести гигиенические процедуры.

Санитарки ухаживают за ранеными.

Врач медсестрам: Скоро прибудет машина для доставки раненых в тыл. Прошу подготовить раненых и документы.

Медсестры проводят процедуры с ранеными и готовят документы.

Прибывает машина. Санитарки помогают раненым сесть в машину, и машина уезжает в тыл.

Гл. врач собирает медицинский персонал:

Сегодня мы оказали медицинскую помощь раненым бойцам, прибывшим к нам с передовой и отправили их в тыл. Спасибо всем за работу. Сейчас нам необходимо готовится к приему новых раненых с передовой, прошу всех приступить к работе.

Игра может повторится по желанию детей.

Приложение 3

Дидактические игры

«Что изменилось»

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

В армии служат не только мужчины, но и женщины. Женщины служат в разных войсках, в том числе и в медицинских. Сейчас мы поиграем в игру, где мальчики будут солдатами, а девочки — военными медсестрами.

Дети делятся на две группы: девочки (медицинские сестры) и мальчики (солдаты).

Воспитатель объясняет правила: Солдаты-мальчики строятся в ряд. Девочки-медсестры запоминают их последовательность справа налево или слева направо, потом закрывают глаза, а мальчики-солдаты перестраиваются. Девочки угадывают, что изменилось.

Затем девочки выстраиваются в ряд, а мальчики запоминают их порядок. Игра повторяется. Следует следить за тем, чтобы менялись местами только два игрока.

«Военная техника»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать.

Ход игры: на столе расположена военная техника в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно, запомните, где что расположено. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

1. Описать военную технику, которой не стало

2. рассказать о месте, где она находился

«Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.

Ход игры

Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.

Предложить собрать из частей целое изображение.

Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Приложение 4

Конспект НОД «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны.

Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»).

Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей:

Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и

летчики.

Воспитатель:

В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны

линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ фотографий)

Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года… В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода....

Ребенок: Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках

узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных...

Воспитатель: Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать Кусочек хлеба)

Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, они больше

походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам).

Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей:

Жизнь была тяжелая, голодная......

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает. (Показ иллюстраций)

Воспитатель:

В это же время на заводах города для фронта делали снаряды,

танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы

рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами.

Конспект НОД «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по

иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и

сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято

решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога,

не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной

смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях

находились солдаты и шоферы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек.

Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель:

Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда? Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ

по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец....

...Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень –

памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был свобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова

перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся альбомные листы и цветные карандаши и нарисовать свою «Дорогу жизни».

Приложение 5

«Блокадный пряник» Юрий Степанов

 Был конец декабря сорок первого года. В это время до войны в квартире уже пахло елкой, мандаринами и ванильным шоколадом. А душа была полна сладостного ожидания праздника. Теперь же в мрачных комнатах с забитыми наглухо окнами было пусто, холодно, и только коптилка освещала серый иней, свисавший, как вата с потолка. Приходилось мечтать, чтобы на дворе хоть немного стало тепле.

В эти дни зашла к нам тетя Паня и принесла мне билет на новогоднюю елку ДК им. «Горького». Сказала, что там будет обед и подарок. Я был очень слаб и не знал, дойду ли пешком до дома культуры, хотя перспектива (вероятность) обеда меня очень привлекала.

 А через день тетя зашла к нам снова. Мать одела меня теплей, замотала рот длинным шарфом и дала какие-то наставления, как вести себя на празднике.

Мы вышли из ворот дома по узкой тропинке, протоптанной в глубоком снегу. На углу соседнего дома, протянув поперек ноги в валенках и привалившись к стене, сидел замерзший мужчина. Нам пришлось перешагивать через его ноги.

 Тропинка шла почти у самой стены. Так было удобней ослабевшим людям придерживаться за стену. Видно, этому человеку стена уже не помогла. Тот, кто падал, подняться уже не мог.

 На берегу Обводного канала, прямо на снегу, лежали брошенные трупы, или завернутые в простыню, или вообще голые.

Как мы добрались до дома культуры, не помню. Хотя дорога была дальней. Я бы и сейчас не решился её пройти.

Помню, был обед, вкусная котлета. Был подарок. Какой не помню. Но больше всего запомнился пряник. Одно слово - пряник – кружил голову.

Но дело не в его вкусе, а в той обиде, которая с ним связана.

Помню огромную, украшенную елку посреди зала, какую ставят и теперь во дворцах культуры, детей, стоящих у стен. Деда Мороза, который изо всех сил старался завлечь детей в хоровод. Но вот какая-то женщина, громко объявила: «Кто будет плясать под елкой, получит пряник!».

Заиграла гармонь. Дети стали выходить к ёлке. Я после некоторого колебания тоже вышел, хотя никогда в жизни не плясал и не знал, как это делается. Но стал повторять те движения, какие делали другие дети: приседал, махал руками, выкидывал ноги в стороны. И сразу понял, что надолго меня не хватит. Силы были на исходе. Но, собрав всю свою волю, я продолжал какое-то жалкое подобие пляски.

 Вот музыка стихла. Я осмотрелся. Вокруг меня уже никого не было. Я отошел в сторону, чтобы отдышаться, и увидел, группку ребят, окруживших женщину, которая объявляла о награде. Поколебавшись, подошел к этой женщине.

— Разве ты плясал? — спросила она.

— Я тебя не видела!

 — С самого начала плясал!

 — сказал я.

 — Ладно, возьми пряник! Только я тебя не видела.

И так мне стало обидно. Я даже пожалел, что подошёл к этой женщине. И ругал себя за то, что вообще решился плясать.

На обратном пути к дому я рассказал тете об этом случае, но она меня ещё и поругала. Сказала, что надо быть, как другие, немного расторопней. Другие дети почему-то сразу поняли, куда надо бежать, а ты ждал, когда тебе принесут пряник на блюдечке с голубой каёмочкой.

 Тетя была права. Помню, как мне было стыдно просить пряник. Возможно, моя неуверенность и вызвала сомнение в моей искренности.

 Пряник я принес домой и разделил с мамой, но она от угощения отказалась.

Этот пряник испортил мне новогодний праздник, который в блокадную зиму был светлым пятном на фоне угнетающего мрака.

Вопросы к детям:

Почему пряник испортил новогодний праздник маленькому мальчику?

Чему научил этот случай мальчика?



Предварительный просмотр:

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

Муниципальное казенное

 дошкольное образовательное

                                                                   учреждение «Детский сад  

                                                                   комбинированного  вида

                                                                               № 3 «Солнышко» р.п Куйтун

                                                                  Познавательно- творческое развитие

                                                                        в  подготовительной  группе

Тема: «Дорога жизни. День снятия блокады Ленинграда»

подготовили воспитатели: Сергеева Оксана Александровна

январь 2022 год

Разработчики проекта

Сергеева Оксана Александровна.

Актуальность

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Вид проекта

познавательно – творческий

Цель проекта

Расширить представление детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.

Задачи проекта

Для детей:

- познакомиться с подвигом жителей блокадного Ленинграда;

- осмыслить подвиг жителей города, через прочтение и прослушивание художественных и музыкальных произведений, посвященными блокадному Ленинграду;

- применять знания и умения на практике и самостоятельной деятельности в центрах активности;

- обмен полученным опытом со сверстниками на «Итоговом круге».

Для воспитателя:

-  дать детям знания о жизни блокадного города;

- создать условия для воспитания патриотических чувств, уважения к историческому прошлому Родины;

- организовать партнерские отношения между детьми;

- вместе с детьми уметь ставить вопрос и находить ответ в центрах активности.

Для родителей:

- повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.

- привлечение родителей к участию в практической работе по проекту.

Целевая аудитория

Воспитатель, помощник воспитателя, дети, родители

Проблема

Во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Продолжительность проекта  

Краткосрочный  17.01.2022 - 28.01.2022г.

Ресурсное обеспечение

Художественная литература,  ИКТ, презентации,  атрибуты к играм, аудиозаписи песен, наглядный и демонстрационный материал.

Материально-техническая база

Центры активности в группе.

Формы реализации проекта

- занимательная деятельность в центрах активности

- игры

- беседы

-рассматривание иллюстраций

- использование мультимедийных презентаций

- изобразительная деятельность

- чтение художественной литературы

- работа с родителями

Ожидаемый результат

- усвоили представлений, о блокадном Ленинграде, о суровой зиме во время блокады Ленинграда;

 - имеют знание таких слов как: блокада, война, «Дорога жизни», ветеран;

- умеют рассказывать о блокаде Ленинграда о поведении детей в этот период.

Продукт проекта

Оформление выставки «Дорога жизни».

Тематический вечер «Дорога жизни. Блокада Ленинграда»

Планирование работы по реализации проекта «Дорога жизни. День снятия блокады Ленинграда»

Образовательная

область/ раздел

Форма реализации

Задачи

Воспитатель

Дети

Родители

1 этап – подготовительный

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Сбор информации по данной теме.

- Создание необходимых условий для реализации проекта

2 этап – активная деятельность

Физическое

 развитие

Физическая культура

Центр активности:

.Подвижные игры: Эстафета «Пройди полосу препятствий», «Танки», «Попади в цель», «Перейди на другой берег»

Проведение игр и эстафет.

Проигрывание игр, четкое соблюдение правил.

Безопасность

Центр безопасности

Беседа: «Умей действовать при пожаре», «Опасные  участки  на  пешеходной  части улицы».

 Д.и. «Собери и объясни!» (разрезные картинки).

Подбирают картинки к игре.

Помощь в подборке демонстрационного материала.

Социализация

Центр игры:

СРИ «Мы военные», «Санитары», «Госпиталь», «Лётчики», «Мы разведчики»

Наполнение центра игры.

Распределяют роли.

Помощь в приобретении атрибутов к игре.

Познавательное

развитие

ФЭМП

Центр математики

«Солдатские задачки».

«Посчитай и запиши», «Соедини по точкам»

Подборка игр.

Выполнение математических заданий.

Ребенок и окружающий мир

Центр экспериментировани

«Орудия к бою»- раскопка в песке военной техники, обводка контура с помощью света и бумаге, дорисовка образа с помощью красок и пластилина.

Экскурсия в краеведческий музей.

Готовит материалы для экспериментирования.

Проводят опыты, наблюдение.

Конструирование

Центр конструирования

«Грузовая машина на Дороге жизни»

Изготовление макета «Подвиг», посвященного снятию блокады Ленинграда.

Подготовка материалов для работы в центре.

Конструируют «свечу памяти», изготавливают макеты, военную технику.

Изготовление макетов ко Дню снятия блокады Ленинграда.

Речевое

 развитие

Развитие речи

Центр литературы:

 Беседы с презентациями: «Дети блокадного Ленинграда» «900 дней блокады Ленинграда». Рассматривание книг и иллюстраций о блокадной тяжелой жизни детей и взрослых «Разорванное кольцо», «Дорога жизни».

Просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда».

Готовит иллюстрации, презентации, подборку мультфильмов и фильмов, посвященных блокаде Ленинграда.

Смотрят фильмы, рассматривают иллюстрации.

Смотреть вместе с детьми фильмы военной тематике.

Чтение художественной литературы

Центр литературы:

Стихи О. Бергольц: «Мы- ленинградцы». С. Маршак «Ленинградское кольцо»

С. Алексеев: «Рассказы о ленинградцах и подвигах», Е. Благина «Шинель».

Ю. Степанов «Блокадный пряник».

Миксон  И.Л.  «Жила-была» (повесть  о  Тане  Савичевой).

Наполнение центра литературы произведениями по теме проекта.

Вместе с родителями подбирают дома иллюстрации  к проекту.

Приносят литературу и иллюстрации по теме проекта.

Художественно-

эстетическое

 развитие

Художественное творчество

Центр искусства:

Аппликация: «Гвоздики ко дню снятия блокады», «Грузовая машина», «Разорванное кольцо», «Цветок жизни»

Рисование «Дорога жизни», «Улица блокадного города»

Лепка «Военная техника»

Готовит материалы, организует работу в центрах активности.

Выполняют аппликацию, рисуют, лепят.

Изготавливают военную технику, макеты.

Музыкальное воспитание

Центр музыки:

Прослушивание песен военных лет.

Л.Ошанин «Пусть всегда будет солнце»

В. Толкунова «Дети Ленинграда», А. Островский «Солнечный круг»

Подобрать музыкальные произведения.

Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце».

Готовят детей к открытому мероприятию.

3 этап – презентация проекта

Оформление выставки «Дорога жизни».

Тематический вечер «Ко дню снятия блокады»

Размещение информации на официальном сайте ДОУ.

Воспитатели

Дети

Родители

Работа с родителями

Консультация «Блокадный Ленинград»

Помощь в оформлении выставки «Дорога жизни»

Приложение 1

Подвижные игры

Эстафета «Пройди полосу препятствий»

 - перешагнуть через кегли (не уронив их)

 -проползти на животе под дугой

 -проползти на четвереньках сквозь обруч и бегом вернуться назад.

 «Танки»

На полу в центре зала лежат обручи – танки, по количеству на один меньше, чем детей.

Под музыку дети бегают вокруг обручей. Как закончилась музыка, каждый участник торопится занять место в «танке» (становится в обруч).

Тот, кому не хватило «танка» (обруча, выходит из игры. После чего убирают один обруч.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока и один обруч.

«Попади в цель»

  Ход игры:

   Перед тем как начать играть взрослый показывает ребенку, как нужно правильно захватывать мячик всей ладонью и бросать, целясь в корзину.

    Чтобы начать игру дети становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. С разных сторон от цели. Ребенок получает мячики разных цветов. По слову воспитателя «Раз, два, три, в цель попади!» дети бросают предмет в корзину. Кидать мячи можно с разных позиций: стоя, сидя, правой(левой) рукой, на коленках и т.д.

     Когда все мячи брошены, производится подсчет мячей, попавших в корзину, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто попал больше число мячей.

Приложение 2

Сюжетно ролевые игры

«Лётчики»

Цель: расширение знаний детей о профессии «летчик».

Предметно-игровая среда:

Макет самолета, строительный материал, штурвал, карта, рация.

Игровые действия и ситуации: Летчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.

Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

Сюжетно — ролевая игра «Военный госпиталь».

Программное содержание игры:

1. Отражать в игре труд военных врачей, медсестер, санитарок;

2. Продолжать формировать умение объединяться в игре, выполнять взятые на себя роли;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.

4. Воспитывать уважение к военным врачам, благодарность за их тяжелый труд.

Ход игры:

Воспитатель: Врачи бывают разные, есть среди них и такие, у кого на плечах - погоны. Это военные врачи. Военный врач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. Главная задача военврача – спасать жизни раненных солдат. А помогают военным врачам в их нелегкой работе военные медсестры и санитары.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Военный госпиталь»

Что такое госпиталь?

Дети: Это больница для раненых бойцов.

Воспитатель: в нашей игре военный госпиталь находится рядом с передовой, где наши бойцы сражаются с врагом. Задача нашего госпиталя- оказать первую помощь раненым бойцам и отправить их в тыл подальше от линии фронта, где, в безопасности, они будут лечиться до выздоровления.

Давайте, вспомним какую работу выполняют врачи, какую медсестры, какую санитарки.

Дети: Главврач руководит работой военного госпиталя. Врачи-хирурги проводят операции, вытаскивают у раненых бойцов пули и осколки, зашивают раны, назначают лекарства. Медсестры выполняют назначения врача: делают перевязки раненым, дают лекарства, делают уколы. Санитарки ухаживают за ранеными, кормят их, меняют им белье, помогают умыться.

Воспитатель: Теперь нам надо распределить роли и приготовить атрибуты для игры.

Дети, с помощью воспитателя, распределяют роли: главного врача, врача приемного покоя, врача-хирурга, медсестер и санитарок.

Готовят атрибуты.

Атрибуты к игре:

1. Кушетка, и койки.

2. Подставка для лекарства.

3. Набор медикаментов.

4. Набор медицинских инструментов.

5. Биты, вата.

6. Медицинские халаты.

7. Косынки для медсестры.

8. Шапочки для врачей.

9. Медицинские карты раненых бойцов.

Воспитатель: Медицинскому персоналу приготовится к работе, прибыла машина с ранеными.

Гл. врач: Санитаркам и медсестрам помочь раненым, доставить их в приемный покой.

Санитарки и медсестры приводят раненых в приемный покой.

Гл. врач: Первыми на осмотр, проводите тяжелораненых бойцов.

Медсестра докладывает врачу приемного покоя:

Боец Иван Лишик, ранение в голову осколком мины.

Врач осматривает бойца и отправляет в операционную.

В операционной врач-хирург и медсестра извлекают

осколок, зашивают рану и переводят бойца в палату.

Медсестра врачу: Боец Максим Мельников, пулевое ранение в руку.

Врач приемного покоя: Бойцу нужна перевязка. Медсестра, проведите бойца в процедурный кабинет.

Медсестра проводит бойца в процедурный кабинет, обрабатывает рану и делает перевязку. Санитарка проводит бойца в палату.

Медсестра врачу: Боец Александр Ющенко, танкист, ожёги лица.

Врач осматривает бойца, дает распоряжения медсестре. Бойцу оказывают медицинскую помощь.

Медсестра врачу: Сержант Артем Сургаев, пулевое ранение ноги.

Врач осматривает рану и отправляет бойца в операционную. Врач-хирург проводит операцию. Санитарка переводит бойца в палату.

Медсестра врачу: Капитан Тимофей Аксенов ранение в живот. Врач осматривает бойца и отправляет в операционную.

Врач: Медсестра, заполните медицинские карты раненых бойцов.

Врач и медсестры проводят обход раненых бойцов в палате. Справляются об их самочувствии, и врач назначает им лечебные процедуры.

Медсестра санитаркам: Раненых необходимо накормить и провести гигиенические процедуры.

Санитарки ухаживают за ранеными.

Врач медсестрам: Скоро прибудет машина для доставки раненых в тыл. Прошу подготовить раненых и документы.

Медсестры проводят процедуры с ранеными и готовят документы.

Прибывает машина. Санитарки помогают раненым сесть в машину, и машина уезжает в тыл.

Гл. врач собирает медицинский персонал:

Сегодня мы оказали медицинскую помощь раненым бойцам, прибывшим к нам с передовой и отправили их в тыл. Спасибо всем за работу. Сейчас нам необходимо готовится к приему новых раненых с передовой, прошу всех приступить к работе.

Игра может повторится по желанию детей.

Приложение 3

Дидактические игры

«Что изменилось»

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

В армии служат не только мужчины, но и женщины. Женщины служат в разных войсках, в том числе и в медицинских. Сейчас мы поиграем в игру, где мальчики будут солдатами, а девочки — военными медсестрами.

Дети делятся на две группы: девочки (медицинские сестры) и мальчики (солдаты).

Воспитатель объясняет правила: Солдаты-мальчики строятся в ряд. Девочки-медсестры запоминают их последовательность справа налево или слева направо, потом закрывают глаза, а мальчики-солдаты перестраиваются. Девочки угадывают, что изменилось.

Затем девочки выстраиваются в ряд, а мальчики запоминают их порядок. Игра повторяется. Следует следить за тем, чтобы менялись местами только два игрока.

«Военная техника»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать.

Ход игры: на столе расположена военная техника в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно, запомните, где что расположено. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

1. Описать военную технику, которой не стало

2. рассказать о месте, где она находился

«Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.

Ход игры

Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.

Предложить собрать из частей целое изображение.

Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Приложение 4

Конспект НОД «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны.

Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»).

Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей:

Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и

летчики.

Воспитатель:

В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны

линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ фотографий)

Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года… В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода....

Ребенок: Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках

узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных...

Воспитатель: Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать Кусочек хлеба)

Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, они больше

походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам).

Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей:

Жизнь была тяжелая, голодная......

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает. (Показ иллюстраций)

Воспитатель:

В это же время на заводах города для фронта делали снаряды,

танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы

рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами.

Конспект НОД «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по

иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и

сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято

решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога,

не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной

смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях

находились солдаты и шоферы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек.

Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель:

Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда? Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ

по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец....

...Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень –

памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был свобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова

перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся альбомные листы и цветные карандаши и нарисовать свою «Дорогу жизни».

Приложение 5

«Блокадный пряник» Юрий Степанов

 Был конец декабря сорок первого года. В это время до войны в квартире уже пахло елкой, мандаринами и ванильным шоколадом. А душа была полна сладостного ожидания праздника. Теперь же в мрачных комнатах с забитыми наглухо окнами было пусто, холодно, и только коптилка освещала серый иней, свисавший, как вата с потолка. Приходилось мечтать, чтобы на дворе хоть немного стало тепле.

В эти дни зашла к нам тетя Паня и принесла мне билет на новогоднюю елку ДК им. «Горького». Сказала, что там будет обед и подарок. Я был очень слаб и не знал, дойду ли пешком до дома культуры, хотя перспектива (вероятность) обеда меня очень привлекала.

 А через день тетя зашла к нам снова. Мать одела меня теплей, замотала рот длинным шарфом и дала какие-то наставления, как вести себя на празднике.

Мы вышли из ворот дома по узкой тропинке, протоптанной в глубоком снегу. На углу соседнего дома, протянув поперек ноги в валенках и привалившись к стене, сидел замерзший мужчина. Нам пришлось перешагивать через его ноги.

 Тропинка шла почти у самой стены. Так было удобней ослабевшим людям придерживаться за стену. Видно, этому человеку стена уже не помогла. Тот, кто падал, подняться уже не мог.

 На берегу Обводного канала, прямо на снегу, лежали брошенные трупы, или завернутые в простыню, или вообще голые.

Как мы добрались до дома культуры, не помню. Хотя дорога была дальней. Я бы и сейчас не решился её пройти.

Помню, был обед, вкусная котлета. Был подарок. Какой не помню. Но больше всего запомнился пряник. Одно слово - пряник – кружил голову.

Но дело не в его вкусе, а в той обиде, которая с ним связана.

Помню огромную, украшенную елку посреди зала, какую ставят и теперь во дворцах культуры, детей, стоящих у стен. Деда Мороза, который изо всех сил старался завлечь детей в хоровод. Но вот какая-то женщина, громко объявила: «Кто будет плясать под елкой, получит пряник!».

Заиграла гармонь. Дети стали выходить к ёлке. Я после некоторого колебания тоже вышел, хотя никогда в жизни не плясал и не знал, как это делается. Но стал повторять те движения, какие делали другие дети: приседал, махал руками, выкидывал ноги в стороны. И сразу понял, что надолго меня не хватит. Силы были на исходе. Но, собрав всю свою волю, я продолжал какое-то жалкое подобие пляски.

 Вот музыка стихла. Я осмотрелся. Вокруг меня уже никого не было. Я отошел в сторону, чтобы отдышаться, и увидел, группку ребят, окруживших женщину, которая объявляла о награде. Поколебавшись, подошел к этой женщине.

— Разве ты плясал? — спросила она.

— Я тебя не видела!

 — С самого начала плясал!

 — сказал я.

 — Ладно, возьми пряник! Только я тебя не видела.

И так мне стало обидно. Я даже пожалел, что подошёл к этой женщине. И ругал себя за то, что вообще решился плясать.

На обратном пути к дому я рассказал тете об этом случае, но она меня ещё и поругала. Сказала, что надо быть, как другие, немного расторопней. Другие дети почему-то сразу поняли, куда надо бежать, а ты ждал, когда тебе принесут пряник на блюдечке с голубой каёмочкой.

 Тетя была права. Помню, как мне было стыдно просить пряник. Возможно, моя неуверенность и вызвала сомнение в моей искренности.

 Пряник я принес домой и разделил с мамой, но она от угощения отказалась.

Этот пряник испортил мне новогодний праздник, который в блокадную зиму был светлым пятном на фоне угнетающего мрака.

Вопросы к детям:

Почему пряник испортил новогодний праздник маленькому мальчику?

Чему научил этот случай мальчика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности

Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, в ведь это основа из основ нравственно-...

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»«Осень золотая!»»

Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно 3 – 4 года – самое благоприятное время для накопления п...

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенное дошкольное образовательное...

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенное дошкольное образовательное...

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенное дошкольное образовательное...

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенное дошкольное образовательное...

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко» р.п Куйтун Познавательно - творческий Тема: «Семья – мамин праздник» подг

laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенноедошкольное образовательноеучреждение «Детский садкомбинированного вида№ 3 «Солнышко...