Личность Петра I в художественной литературе
статья

Алиманова Алия Юнусовна

Петр I – личность, оставившая огромный след в мировой истории. Юбилейная дата, а именно 350-летие со дня рождения Петра Великого, это еще одна возможность осмыслить исторические события, связанные с правлением российского государя, и обозначить ключевые моменты в изображениях персоны императора в художественной литературе XVIII – XX веков с позиций современности

Цель работы - рассмотреть многогранную фигуру Петра через призму художественного образа, проследить трансформацию образа в разные периоды и выявить закономерности в изображении государя в художественной литературе XVIII-XX веков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Заявка

XI Епархиальные Рождественские образовательные чтения

«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

  1. Муниципальное образование: г. Салехард
  2. Название номинации: Православие и культура
  3. Название доклада: Личность Петра I в художественной литературе Ф.И.О. автора доклада: Ахметжанова Алия Юнусовна, Большакова Мария Сергеевна
  4. Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Крылышки»
  5. Контактные данные:
  • Рабочий 83492248574
  • 89920303327
  • aliya_axmetzhanova@bk.ru

Титульный лист

XI Епархиальные Рождественские образовательные чтения

«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Православие и культура

Личность Петра I в художественной литературе

Ахметжанова Алия Юнусовна

Большакова Мария Сергеевна

Воспитатели

МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки»

г. Салехард

2021 г.

Введение. Петр I – личность, оставившая огромный след в мировой истории. На протяжении нескольких столетий образ императора волновал лучшие умы творческой части человечества и находил отклик во многих произведениях искусства и литературы. Юбилейная дата, а именно 350-летие со дня рождения Петра Великого, это еще одна возможность осмыслить исторические события, связанные с правлением российского государя, и обозначить ключевые моменты в изображениях персоны императора в художественной литературе XVIII – XX веков с позиций современности.

История – это ключ к современности, и оттого, насколько мы знаем и понимаем прошлое нашей страны, зависит её настоящее и будущее. Именно поэтому актуализация опыта российского народа, связанного с царствованием Петра Великого, и его осмысление в произведениях отечественной литературы представляет для нас особый интерес и является объектом исследования.

Мы считаем, что Петр I, с одной стороны, спорная и противоречивая фигура в истории, но, с другой стороны, именно такие яркие личности заставляют общество двигаться вперед, развиваться и своим примером учат думать и действовать во благо общества и государства.

В художественной литературе, как и в искусстве в целом, можно наблюдать гиперболизацию ярчайших черт исторических персон и событий, связанных с ними. Это позволяет понять общие настроения и идейный фон, бытовавшие вокруг героя, а также настрой творческой части общества, обращающейся к теме изображения монарха в литературе.

Таким образом, цель работы - рассмотреть многогранную фигуру Петра через призму художественного образа, проследить трансформацию образа в разные периоды и выявить закономерности в изображении государя в художественной литературе XVIII-XX веков.

Основная часть. В эпоху Петра поэты и писатели воспевали императора, поскольку он олицетворял собой всю державу. Всего выделяется более тринадцати различных взглядов на персону Петра, начиная от «строителя чудотворного» до «царя – Антихриста». Обратимся к примерам изображения самодержца в художественной литературе.

В эпоху Просвещения, где сильна роль монарха – идеала для народа, примера доблести, героизма и чести, персоны высшего сословия – ставленника божьего, Петру Великому приписываются такие определения, как: «Богом венчанный», «Благочестия поборник», «Неусыпающий в бранях воин-победитель». Однако, интересна другая манера описания императора – как простого смертного, но при этом сильной личности.

Так, Василий Тредиаковский в «Смерти Петра» выразил очень трогательные и проникновенные слова грусти по утрате, которую понесла земля русская и каждый простой человек:

«Увы, мой Петре! Петре  верх царския славы!

Увы, предрагоценный! о судеб державы!

Увы, вселенныя ты едина доброта!

Увы, моя надежда! тяжка мне сухота!

Увы, цвете и свете! увы, мой единый!

Почто весьма сиру мя оставил, любимый?».

Кажется, будто это стихотворение обращено к близкому для поэта человеку. Однако не лишены строки и пафоса, за счет чего становится понятен масштаб утраты – на государственном уровне. И неспроста огромное количество памятников культуры, возведенных по указам царской семьи, посвящено фигуре Петра.

В своих лучших традициях возвышенного слога обращается к исторической личности Михаил Ломоносов в произведении «К статуе Петра Великого», приводя краткое жизнеописание самодержца и похвалу его делам. Отметим, что особо подчеркивается значимость личности Петра в вопросах просвещения российского народа:

«Рожденны к скипетру,

простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал,

чтоб нам открыть науки…» [4].
В начале XIX века поэтические строки, воспевающие императора, несколько уступают место прозаическим жанрам повествования. В центре внимания таких поэтов и писателей, как А. Пушкин, А. Башуцкий, П. Фурман, В. Аладьин, К. Массальский, Н. Кукольник и других, оказываются события годов правления Петра – преобразователя и реформатора.

Отдельного внимания заслуживает анализ пушкинского императора. Именно под пером Александра Сергеевича Пушкина рождается концептуальное ядро художественных представлений о Петре I как многогранном и творческом человеке с бешенной созидательной, демиургической энергией, творящей новый мир и новую историю России. Пушкиным закладываются основы многих авторских концепций личности Петра, пытающихся проанализировать и сопоставить противоречивые широкие и мудрые жесты, создающие основы государственности, направленные во благо страны, и временные указы, полные жестокости и своенравности, непонятой и непринятой.

Тонкий баланс удерживает поэт, обращаясь в поэме «Медный всадник» к правителю:

«О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?» [10].

И продолжает балансировать Пушкин в «Полтаве», где каждое слово о Петре противоречит предыдущему, но очень точно описывает личность Петра:

«Тогда – то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза» [10].
Кроме того, удивительно точно Александр Сергеевич использует сравнение с кораблем, говоря о переменах в России в произведении
«Арап Петра Великого», «История Петра I»: «Россия вошла в Европу, как спущенный  корабль, — при стуке топора и громе пушек» [10].

Весьма точное попадание в сравнении служит лучшему пониманию личности императора, который увлекался кораблестроением, учился у европейцев и был решительно настроен своими руками мастерить Россию, как корабль, и, конечно же, спустить на воду судно под своим руководством.

К середине XIX века в российском общественном сознании формируется понимание собственной культурной и духовной идентичности, а также роли и места государства на мировой арене. Это был результат многих внутриполитических событий и реформаторской деятельности государя, ставшей отправной точкой в развитии и распространении различных точек зрения о пути России.

Из разнообразия направлений зародилась особая художественная историософия, отразившаяся на жанровом разнообразии повествований.

О личности императора в это время писали Л. Жданов, Г. Данилевский, Д. Мордовцев, идею исторического романа развивали Л.Н. Толстой, М. Гаршин.

Например, Лев Жданов – известный прозаик XIX – XX века – обращается к теме переломных моментов в истории России. В романе «Петр и Софья» описана борьба за трон одноименных персонажей, первые знаковые моменты выступления Петра на политической арене, а именно разгром стрелецких бунтов. То, с чего началась государева история, оставила неизгладимый след на его репутации - репутации человека мощного, целеустремленного и даже жестокого. Но в конечном итоге он вошел с историю, как пишет Жданов, как человек «Железной Воли и неиссякаемой энергии, глубоко сознававший необходимость экономических, военных, государственных, культурных преобразований» [2, 1].

Даниил Мордовцев в романе «Державный плотник» описывает Петра гениальным государем, носителем идеи государственности России, которую воплощает в жизнь в течение своей завоевательной политики и внутрихозяйственной деятельности по обустройству страны. Здесь Петр Великий – «герой», «гений», «вождь», «титан», «исполин», вступивший в борьбу с природой и людьми, но верно и уверенно идущий к цели. Он и его сподвижники беспощадно уничтожают старое, ведь для строительства нового нужно освободить место. Их образы противопоставлены образам приверженцам старых традиций и идеалов. Так, Петр предстает «царем-антихристом», губящим «самое Русь» [6].

Особое место личность Петра I занимает в литературе серебряного века. Его фигуре посвятили свои произведения

  • Анна Ахматова («Стихи о Петербурге»),
  • Андрей Белый («Петербург»),
  • Александр Блок («Петр»),
  • Валерий Брюсов («К медному всаднику»),
  • Иосиф Мандельштам («Адмиралтейство»),
  • Марина Цветаева («Петру») и другие.

К примеру, Марина Цветаева выражает критические мысли о Петре, лишившем любимую столицу поэта – Москву – этого венца. Именно этот город был значим для Марины и воспринимался как символ старой, традиционной Руси с патриархальными устоями. Таким образом, произошел бунт земного царя, чье превосходство не нашло, по мнению Цветаевой, законного подтверждения: «Но выше вас, цари, колокола» [9].

В фокусе Марины Цветаевой Петр Великий претендует на всё покрывающую власть – власть не только над материальным миром, но и над иными мирами, что превращает его в Антихриста. Именно эту мысль выражает Цветаева в стихотворении «Петру» из цикла «Лебединый стан»:

«...Нет, Государь Распровеликий,

Распорядитель снов,

Не на своих сынов работал, -

Бесам на торжество!..» [9].

Построенная на крови новая империя Петра и столица (Петров град) уже с самого начала как бы обречены на гибель:

«…Родоначальник - ты - развалин.

Твоею же рукой провален

Твой баснословный град...» [9].

Естественно, о хорошей жизни здесь речи не идет. И подобные литературные примеры пугающих представлений о самодержце были не единичными. Стихотворение «Петру» перекликается с «Ужо тебе!» героя «Медного всадника», и с «Миазмом» Якова Полонского – стихотворением, где отражена история, как в петербургский дом явился призрак, на чьих костях построен город. Испарениями от болот он убивает невинное дитя.

Как и трагедия пушкинского Евгения, эта история напоминает, что рано или поздно пролитая кровь напомнит о себе тем, кто живет на земле, впитавшей ее.

И даже события революции и противостояний «красных» и «белых» поэты связывали с петровской кровопролитной эпохой. Так, Есенин поставил призраков мужиков, погибших при строительстве Петербурга, в один ряд с красногвардейцами. Для Цветаевой же революция стала закономерным результатом деятельности Петра. По ее мнению, вина его и в пролитой 200 лет назад крови:

«Державного однофамильца

Кровь на тебе, бунтарь» [9].

И стихотворение завершается призывом покончить с этим двухсотлетним ужасом:

«Но нет! Конец твоим затеям.

У брата есть сестра!

На Интернационал – за терем!

За Софью – на Петра!» [9].

В прозе первой половины XX века образ Петра представлен такими произведениями, как:

  • роман Д. Мережковского «Антихрист: Петр и Алексей»,
  • цикл рассказов, пьесы и роман «Петр Первый» А.Н. Толстого,
  • повесть Ю. Тынянова «Восковая Персона»,
  • повесть Б. Пильняка «Никола на Посадях», «Повесть Петербургская»,
  • рассказ А. Платонов «Епифанские шлюзы».

Все они являют собой общую потребность времени и являются выражением художественного сознания писателя, особенностей его миропонимания.

«Антихрист: Петр и Алексей» продолжает линию представлений о Петре, как творце противоречий старого и нового, европейского и исконно русского начал. Это произведение – третья часть трилогии «Христос и Антихрист» - самой крупной работы Мережковского, принесшей славу и общемировую известность. На примере трех эпох показана извечная борьба добра и зла, Христа и Антихриста, которая обостряется в накаляющиеся моменты истории.

Андрей Платонов в своей повести «Епифанские шлюзы» 1926 года отразил современные ему события Тамбовской засухи, в борьбе с которой он сам лично принимал участие и, поэтому, ему знакомы чувства борцов с этой проблемой. Амбиции Советской власти, стремящейся изменить силы природы, подчинить русла реки человеку, повторяли историю петровского периода. Петр – сильный, смелый, щедрый, как и новый правитель СССР, но в нем просачиваются тиранические зачатки характера. Писатель проводит параллель между Петром и Сталиным, намекая на эти черты правителей. В повести в конечном итоге побеждает природа, ставя людей на место и демонстрируя урок жизни: каким бы ни был гениальным правитель – природа сильнее человека.

В повести Юрия Тынянова «Восковая Персона» продолжается тема слабости самодержца, как простого смертного. Царь болен и немощен, теперь он не властелин судьбы, а ее жертва, видящая, как рушатся планы и дело всей жизни. Персонаж горько переживает собственное бессилие, и в этом трагизм ситуации. Отсутствует идеализация личности царя, несмотря на симпатии писателя к исторической персоне.  В противовес омертвевших внутренне, лишенных творческой энергии соратников Петра, автор воспевает гений Растрелли, как автора воскового подобия царя.  

Во второй половине XX века интерес к образу императора еще присутствует, его отражали в своих работах

  • Ю. Герман «Россия молодая»,
  • А. Соколов «Меншиков»,
  • Б. Заболотских, «Капитан четырех морей»;
  • Вс. Иванов «Ночь царя Петра»,
  • Ю. Семенов «Смерть Петра» и др.

Авторы ярко раскрывают петровские времена, однако эпоха Петра – это не только он сам по себе, но и его сподвижники, современники.

Так, например, исторический роман Александра Соколова «Меншиков» написан об известном сподвижнике Петра, государственном деятеле – А.Д. Меншикова, о восхождении к богатству, о бурной жизни и драматическом конце.

Цикл Юлиана Семенова «Версии» включает 4 повести, одна из которых «Смерть Петра». Своей задачей писатель видит – исследовать тайные страницы истории. Эта тенденция характерна времени – найти ответы на вопросы. Например, Николай Павленко в «Петре Первом» рассказывает биографию титана духа и действия – монарха. Автор дает свой ответ на вопрос: был благом или злом для России Петр Первый?

На самом деле, нельзя дать однозначного ответа на этот вопрос, поэтому художественные образы Петра – это попытки писателей провести свой анализ и установить субъективную истину: был ли самодержец «чудотворным строителем» новой Руси или же «царем-Антихристом».

Например, Даниил Гранин в «Вечерах с Петром Великим» представляет Петра масштабной фигурой на европейской арене, глобальной, живущей и душевными переживаниями, в том числе, испытывающей драматические моменты личной жизни. Писатель с большим уважением обращен к главному герою, и это отношение заметно влияет на читателя.

Выводы. Таким образом, большинство произведений, обращенных к теме личности Петра Великого, являются результатом индивидуального неповторимого образного постижения исторической действительности, отражают особенности социокультурного контекста времени, в котором создаются, и удовлетворяют потребностям времени.

Эпоха Петра в художественной литературе – это не только он сам (первый император, реформатор, энергичный правитель, страстный корабел и талантливый полководец), но и люди, которые были его современниками и сподвижниками. Они оказали немалое влияние на страну, принимали активное участие в реформах, поддерживали политические устремления и амбиции Петра Первого. И общий контекст всех этих событий правления Петра влияет на художественное воплощение личности легендарного царя и императора в литературе.

Список использованных источников:

  1. Гранин, Даниил Александрович. Вечера с Петром Великим / Д. А. Гранин. : Москва : Центрполиграф, 2014 – 400 с.
  2. Жданов, Л. Г. Новая Русь [Текст] . Петр и София : романы / Л. Г. Жданов. – Москва : Современник, 1994. – 480 с. : ил. – (Золотая летопись России).
  3. Кузнецов, А. А. Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ / А. А. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57500/ (дата обращения: 27.09.2021).
  4. Ломоносов, М. В. Избранные сочинения [Текст] / М. В. Ломоносов. – Москва : [б. и.], 2008. – 303 с.
  5. Мережковский, Д. С. Антихрист (Петр и Алексей) [Текст] : роман / Д. С. Мережковский. – Москва : Современник, 1993. – 448 с. – (Государи Руси Великой).
  6. Мордовцев Д. Л. Державный плотник : исторические романы. – Москва : Советская Россия, 1991. – 345 с.
  7. Павленко, Н. И. Петр Первый / Н. И. Павленко. – 2-е изд., доп. – Москва : Просвещение, 1989. – 175 с. : ил.
  8. Платонов, А. П. Избранное. Повести. Рассказы. Пьеса. Сказки. Автобиографическое / А. П. Платонов. – Москва : Правда, 1989. – 445 с. : ил.
  9. Поэзия Серебряного века [Текст] : любовная лирика поэтов Серебряного века / Сост. И. Мазнин. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 414 с. : ил.
  10. Пушкин, А. С. Стихотворения и поэмы [Текст] : сборник / А. С. Пушкин. – Москва :  Худож. лит., 1972. – 623 с. : ил.
  11. Русская поэзия XVIII века [Текст] : сборник – Москва : Худож. лит., 1971. – 719 с. : ил. – (Библиотека всемирной литературы. Серия первая ; Т. 64).
  12. Соколов А. Менщиков : роман – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1993 – 440 с.
  13. Старые годы [Текст] : Рус. историч. повести и рассказы перв. половины XIX в. / сост. А. Б. Рогинский. - Москва : Худож. лит., 1989. - 367 с.
  14. Тынянов, Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара  [Текст]. Рассказы : роман / Ю. Н. Тынянов ; авт. предисл. В. А. Каверин ; худож. А. З. Иткин. – Москва : Правда, 1984. – 576 с. : ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...