Доклад на тему: "Художественная литература - средство духовно богатой личности ребёнка"
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
"Художественная литература - средство духовно богатой личности ребёнка"
Доклад воспитателя "Мещеряковского МБДОУ" Хамидуллиной Э.Р.
на педагогическом совете на тему:
"Художественная литература - средство
духовно богатой личности ребёнка"
Февраль 2012
Тема: Готов ли ваш ребенок к детскому саду (анкета для родителей)
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное -
Неустойчивое -
Подавленное -
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) -
Долго не засыпает -
Неспокойно -
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч -
1 ч -
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно
отрицательно
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой -
Нет и ходит мокрый -
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
__________________________________________ -да
Нет -
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да -
Иногда -
Нет -
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно -
Не всегда -
Не играет сам -
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт -
Избирательно -
Трудно -
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт -
Избирательно -
Трудно -
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко -
Тяжело -
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть -
Нет -
Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге закладывает базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.
Именно литература на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя организации совместной с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это прежде всего общение.
Частое и регулярное чтение литературных текстов в умелом их сочетании с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности
В условиях новых научно-технических достижений XX-XXI вв.
по изменению природы человека, связанных с информатизацией и глобализацией человеческого общества, новое поколение меняется соматически, психически, ментально, а значит - духовно. В сфере образования и самообразования человек в условиях новых биотехнологий, социотехнологий широко вовлечен в новую форму своего бытия - в виртуальную реальность. Колоссальное воздействие телевидения, рекламы, компьютерных технологий, сети Интернет меняет целостную картину мира, сознание, отношение человека к окружающему миру, к другим людям и к себе самому
Как показано в трудах Флейриной, Саккулиной и других педагогов, работающих в области художественного воспитания дошкольника, при правильной организации педагогического процесса у ребёнка формируются реалистические тенденции, которые обнаруживаются как в его собственном творчестве, так и в его отношении к художественной литературе. Художественная литература выступает как средство эмоционального развития.
Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература -это комплекс произведений, созданных специально для детей с учётом психофизиологических особенностей их развития.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Вся работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом нами используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения.
Это и
Ø рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке,
Ø демонстрация иллюстраций и картин,
Ø показ способов действий,
Ø коллективное чтение,
Ø заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок,
Ø игры-драматизации, игры-инсценировки,
Ø дидактические и настольно-печатные игры,
Ø упражнения в проговаривании, звукоподражание,
имитация действий.
При этом большую роль мы уделяем выразительности своей речи, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Процесс эмоционального развития очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.
Большое внимание мы уделяем сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам
В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки народов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эмоционального развития, язык усваивается в его эмотивной стороне. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Таким образом, художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»
МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...
Родительское собрание - практикум "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности ребёнка"
Практикум с использованием разнообразных активных форм взаимодействия с родителями. Для эффективного проведения собрания трбуется подготовить помещение для организации работы родителей в составе малых...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Готовясь к занятиям, нужно постоянно думать, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?...
Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций.
Инновационная разработка проекта "Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций"....
Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»
Цель педсовета: совершенствовать работу педагогов ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...
Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»
Цель педсовета: совершенствовать работу педагогов ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...
Доклад на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника».
Художественная литература - является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе....