Как влияет художественное слово, художественная литература на развитие личности ребёнка.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Как влияет художественное слово, художественная литература на развитие личности ребёнка.
В процессе формирования личности ребёнка важное место принадлежит художественной литературе, художественному слову.
Книга для многих поколений была самым важным источником познания нового, неведанного.
Хотелось бы, чтобы и наши дети полюбили книгу, ведь книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, развивает вкус.
Книга способствует появлению у ребёнка собственных суждений о прочитанном, потребность высказываться, развивает речь. Таким образом возникает детская художественная речевая деятельность: т.е. дети начинают воспринимать худ. Литературу, загадки, рассказы, сказки.
Художественно-речевое воспитание направленно прежде всего на развитие любви и интереса к литературе.
Возникший у ребёнка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане.
Конечно, процесс этот трудный и длительный: от первых проявлений внимания ребёнка к слушанию потешек , сказок – к пониманию связи содержания и формы произведения, к творческому восприятию, умению выразительно исполнять его.
В нашем учреждении мы знакомим детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, потешкой, скороговорками.
Форма преподнесения любого произведения зависит от его жанра; от возраста детей и от умения педагога преподнести это произведение детям.
Но одно из главных условий чтения рассказа – это эмоциональное отношение взрослого к читаемому, его артистичность, искренность.
Что даёт ребёнку художественная литература, в частности сказка? Как влияет на формирование личности?
Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, так у ребёнка появляются новые знания и представления, эмоциональное отношение к окружающему, людям, предметам и явлениям.
В связи с этим перед взрослым встают две основные задачи:
-понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, рассказа, стихотворения, а если нет, почему?
- а во вторых помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведений.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально – нравственного играют иллюстрации в детских книгах, отдельные иллюстрации, а ещё различные диафильмы по сказкам.
«Сердце замирает у ребёнка (- писал В.А. Сухомлинский) -когда он слушает или произносит слова, создающие фактическую картину». Это было сказано давно, но хотелось бы, что бы и у наших детей билось сердечко во время слушания сказки, рассказа, или просмотра.
Мы много лет говорили детям о Ленине, о октябрьской революции – сейчас всё это потеряло ценность. Но и в наше время можно подбирать такие произведения и по ним планировать занятия: об этом говорят наши проведённые мероприятия:
- «Москва – столица России»;
- «Что, где, когда?» (о городе Тулуне);
- «Чудо цветок – подснежник»;
- «Путешествие по городам Золотого Кольца»;
- «Путешествие в деревню Дымково»
Здесь мы знакомили детей с Родиной – Россией, и малой родиной г. Тулуном –делали это наглядно. Рядом с детьми играют взрослые, своим примером показывая, как правильно вести себя на сцене.
Планируя работу по художественно – речевому воспитанию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средством и исполнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)
Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как...
Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка.
Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т.к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отно...
ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего ми...
«Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»
Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький)....
Папка-передвижка "Роль художественной литературы в становлении личности ребёнка"
Мир художественной литературы очень богат и многогранен; в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильная художественная литература оказывает значительное влияние на нравственное ст...
Консультация для родителей «Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»
laquo;Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»...
Консультация « Роль детской художественной литературы в формировании личности ребёнка»
В развитие личности ребёнка огромный вклад вносит художественная литература. Её значение было бесценно и значимо во все времена. И роль её будет неизменна многие годы, если только будут соблюдены...