Консультация для педагогов. Тема "Арт - терапия"
консультация
Консультация дает разъяснение педагогу, как с помощью арт - терапии избавить ребенка от страхов, раскрепостить ребенка, помогают разрешить внутренние конфликты, обнаружить в малыше скрытые способности. "Арт - терапия" дословно переводится как "лечение искусством".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_art-terapiya.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
на тему: «АРТ - ТЕРАПИЯ».
Подготовила: Назаренко Галина Михайловна
МБДОУ № 25 «Светлячок» ст. Отрадной.
ЧТО ТАКОЕ АРТ – ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
Арт –терапией называют использование самых разных видов искусства в лечебно – профилактических и коррекционных целях. «Арт – терапия» дословно переводится как «лечение искусством». Это особая форма психотерапии, основанная на творчестве. В ход могут идти и привычные малышам лепка и рисование, и незнакомые для них разновидности творчества, например, компьютерная анимация. Разные методики арт – терапии с успехом используются и для диагностики психического развития и эмоционального состояния ребенка, и для лечения заболеваний. Они обнаруживают в малыше скрытые способности, избавляют от страхов, помогают решать внутренние конфликты. Материалы и пособия различны: аудиозаписи, графика, живопись, коллаж, фотография, скульптура, пластилин, тесто, глина, а также песок и вода. В ход могут идти марионетки, различные игрушки, природные материалы. В зависимости от того, какие материалы используются, как правило, разновидность арт – терапии и получает свое название.
Дети, имеющие неправильное представление об окружающем мире, воспринимают его как хаотичный набор элементов. Случилось это из-за болезни, задержки развития, в результате недостаточных занятий с малышом в раннем детстве или в силу индивидуальных особенностей развития ребенка – в любом случае таким детям бывает трудно найти свое место в жизни и обществе. Занятия творчеством помогают малышу гармонизировать видение окружающей его природы, цивилизации, человеческого общества. Дело в том, что в процессе творчества активно задействуется правое, «творческое» полушарие мозга, в то время как современная цивилизация в основном задействует левое, «логическое». И если малыш по факту своего рождения творец, а не логик, ему легче выплеснуть свои переживания в виде глиняной скульптуры или выстроенной в песочнице армии оловянных солдатиков, нежели объяснить проблему словами. Ребенок может не говорить или не признавать свои проблемы, но при этом рисовать, лепить, придавая образное значение своим страхам и переживаниям.
Взрослый может поделиться проблемами с друзьями, обсудить сложную ситуацию с людьми, которым доверяют, наконец, сходить к психологу. Но ребенок не умеет формулировать, что его тревожит. Скорее, он будет проявлять душевную дисгармонию непослушание, замкнутостью или излишней расторможенностью, чем скажет: «Мама, меня тяготит, что в детском саду ко мне относятся не так, как мне хотелось бы». Вот тут и приходят на помощь занятия творчеством, на протяжении занятия ребенок будет делать то, что ему интересно – рисовать, лепить, строить песочные замки или моделировать икебану, и все время слышать слова поощрения и поддержки. И, скорее всего, занимаясь любой разновидностью творчества, малыш попытается заново пережить, «проиграть» волнующую его ситуацию, осознать ее наиболее удобным способом. Творчество позволяет максимально самовыразиться, проявить свои переживания ярче, чем в речи или письме.
Все методики арт- терапии щадящие для ребенка. Педагог, знающий арт -терапию, аккуратно и издалека настроят малыша на диалог, постепенно, через творчество, сформирует мостик доверия, и ребенку проще будет рассказать о том, что его тревожит, а также пережить проблему. После первого же занятия вы заметите, как горят глаза детей, а потом обязательно услышите просьбу еще раз позаниматься. И постепенно навыки и психология ребенка начнут меняться, он будет более позитивно настроен, и эти перемены обязательно проявятся в его поведении.
РИСУНОК И СКУЛЬПТУРА В АРТ - ТЕРАПИИ.
Арт – терапия – прекрасный путь установить правильные отношения с миром. Средствами искусства ребенок может выразить себя и узнать больше о других. Выстраивая взаимоотношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, он получает новый опыт, который может внести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Даже совершенно здоровый ребенок, прошедший курс арт – терапии, замечает, что из бросового материала (шишки, бумажки, листики, проволочки) можно создавать красивые вещи. Он видит, что имеет успех в отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков. К нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве подсознательно переносится и на повседневную жизнь.
Рисование – самый распространенный вид арт – терапии. Это естественное для всех детей занятие помогает точно идентифицировать состояние ребенка, а также помочь ему справиться со многими комплексами и страхами. Изотерапия – самый изученный метод, он дает больше всего возможностей для психоанализа, определенные фигуры, изображенные ребенком, цвета, которые он использует для своей картины, - все это показывает, насколько малыш напряжен, что его тревожит, какие переживания он не может высказать словами. Ребенок изображает в красках свое настроение, любовь, свой мир, выплескивая на бумагу обиды и страхи. А потом , после первого курса рисования и обсуждения картин с психологом, постепенно вносит коррективы в свое творчество. А ведь можно рисовать не только кистью или карандашами – как здорово лить или разбрасывать краску, а потом сложить лист бумаги и посмотреть , какие узоры получатся. Или делать коллажи. Или обмакнуть пальцы в краску и смотреть, какие веселые разноцветные отпечатки остаются на бумаге (методика рисования пальчиковыми красками применяется в работе с самыми маленькими). Важно и непосредственное воздействие на ребенка цвета, формы, линий. Например, в странах каллиграфического письма (Китай, Япония) для лечения нервных расстройств и душевных потрясений давно применяют рисование иероглифов.
Лепка развивает мелкую моторику, внимательность, наблюдательность и усидчивость, а под руководством педагога – психолога помогает корректировать многие заболевания и поведенческие отклонения, например, снимает излишнюю «моторность», структурирует энергию ребенка, направляет ее в правильное творческое русло. Ребенок может выбрать наиболее подходящий материал для творчества – это глина, пластилин, соленое тесто, воск. Одна из интересных разновидностей скульптурной арт – терапии – маскотерапия – эффективна в лечении различных страхов, даже неосознанных и пережитых ребенком очень давно. Портрет – маска становится негативным двойником малыша и после завершения работы остается в мастерской навсегда заброшенным. Ребенок, приходящий на такое занятие, может выбрать – либо он сам создает из пластилина или глины портрет – маску, либо это делает педагог. Таким образом, работа педагога – арт – терапевта в тесном сотрудничестве с педагогом – психологом помогает избавляться от страхов и навязчивых переживаний не только детям, но и взрослым.
РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ АРТ - ТЕРАПИИ.
МУЗЫКА помогает ребенку снять стресс, отрегулировать речевые нарушения и отклонения в поведении, а зачастую и вовсе устраняет симптомы неврологических проблем. Занятия музыкальной терапией мало напоминают классическое прослушивание музыкальных произведений, ребенку преподаются базовые музыкальные понятия в виде игровых образов. Например, семь нот – это птички – сестрички, сидящие каждая на своей веточке (линии нотного стана), и у каждой птички свой голос – тон. Дети путешествуют по сказочному лесу и узнают, как резвятся маленькие нотки и радуют лесных жителей своими песнями.
ТАНЕЦ – такое же средство выражения мыслей и чувств, которые нелегко перевести в слова, вербализовать. Занятия танцами помогают снять эмоциональное напряжение и увеличить подвижность ребенка. Этот вид арт – терапии прекрасно подходит для профилактики и коррекции ортопедических проблем (плоскостопие, сколиоз). Согласитесь, это намного интереснее для ребенка, чем занятия ЛФК в группе детской поликлиники.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (ТЕАТРОТЕРАПИЯ) знакомит ребенка с миром человеческих переживаний и отношений. Участие в театральной постановке даже для узкого круга зрителей вызывает в душе ребенка эмоциональный отклик, погружает его в мир собственных переживаний. Чувства здесь можно выразить не только словами, но и мимикой, жестами, движением. Примеряя на себе различные образы, ребенок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность. Уметь выразить свои чувства и понять переживания другого человека – одна из главных задач любого психокоррекционного воздействия. И потом, кто может предсказать, что больше пригодится в жизни – знания по математике или понимание других людей?
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ может стать основой для серьезного анализа состояния малыша и лечения большого количества заболеваний – от задержки психического развития до легких форм аутизма. Помогает песочная терапия и детям, пережившим однократный стресс – переход в другой садик, переезд на новое место жительства, болезнь кого – то из близких. Основные составляющие занятия – это непосредственно песочница (прямоугольная, небесно – голубого цвета с мелким светлым песком), вода и большое количество игрушек всех групп, цветов, размеров и разновидностей. Здесь представлены люди, животные, сказочные персонажи, здания, транспорт, просто мелкие предметы. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог точнее выстроить в песочнице свой персональный мир. От занятия к занятию его мир будет меняться. В зависимости от того, что построил малыш, педагог делает вывод и его душевном состоянии и необходимости коррекции.
«ИМАГОТЕРАПИЯ» происходит от слова «образ». Основная задача занятий – формирование правильного образа человека, окружающего мира или конкретной ситуации. В основе занятий – сказки, и одна из разновидностей методики – сказкотерапия. Строятся занятия по – разному. Например, на пересказе выбранной сказки или диалоге с педагогом на основе сказочного сюжета. Ребенку предлагают создать самостоятельную сказочную импровизацию или мини – постановку. Конечная цель – эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений о том, что его окружает, укрепление чувства уверенности в себе и привитие навыков коллективного творчества. Спектр показаний имаготерапии весьма широк и может быть рекомендован практически любому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Музыкальная терапия в педагогике"
Консультация на тему: "Музыкальная терапия в педагогике"....
консультация для педагогов "Песочная терапия"
Игры с песком не только стимулируют фантазию детей, но и свою очередь позволяют обнаружить скрытые части «Я», понять существо и особенности переживаний ребёнка.Песочная картина, создаваемая ребёнком, ...
Консультация для педагогов Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста
Рассмотрим такие понятия Арт-терапия, нетрадиционные техники рисования, хромотерапия, изотерапия, значение цвета....
Консультация для педагогов Песочная терапия
Игры с песком способствуют формированию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.Эти занятия направлены на формирование у ребенка следующих умений:- организовывать совместную иг...
Консультация для педагогов "Песочная терапия".
Консультация для педагогов "Песочная терапия"...
Консультация для педагогов "Танцевальная терапия для детей".
Занятия танцами помогают эмоциональному раскрепощению, свободе от напряжения и достижению гармонии....
Консультация для педагогов "Песочная терапия"
Консультация для педагогов "Песочная терапия" с презентацией (с фотографиями)Песочная терапия – это игры с песком как способ развития ребенка. Эта терапия очень близка детям, ведь они ...