Консультация для педагогов "Музыкальная терапия в педагогике"
методическая разработка по теме
Консультация на тему: "Музыкальная терапия в педагогике".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация " Музыкальная терапия в педагогике"..doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная терапия в педагогике.
В настоящее время свыше 1 млн. детей на территории России отнесены к категории инвалидов и показатель числа дошкольников с различными формами отклонений в здоровье неуклонно растёт.
Низкий уровень медицины, неразвитая сеть реабилитационных центров, несовершенная система обучения и воспитания больных детей препятствуют процессу активного включения дошкольников в социальную среду, развитию у них социально значимых личностных качеств и творческих способностей.
Музыкальная деятельность дошкольников с ограниченными физическими возможностями выступает как активная специфическая форма освоения действительности, в процессе которой развиваются психофизические личностные качества детей на основе овладения навыками музыкальной деятельности, формирования представлений о средствах музыкальной выразительности и о музыке как социальном явлении.
Актуальность музыкальной деятельности в контексте проблемы вживания больных детей в социальную среду обусловливается рядом причин, среди которых - возможность коррекции физических отклонений, развития психических функций ребёнка, социально значимых способностей и чувства общности, формирование позитивных взаимоотношений между ребёнком и социальной средой в процессе музыкального воспитания.
Музыкальное воспитание детей с ограниченными физическими возможностями основано на теории компенсации (А. Адлер, Л. С. Выготский). Компенсация – замещение или перестройка нарушенных функций организма. Она представляет своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений. У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, развитие личности.
Доминирует в процессе музыкально-педагогического воздействия на детей-инвалидов музыкально-коррекционная работа.
Коррекция – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается также исправление отдельных дефектов (например, коррекция звукопроизношения) или целостное влияние на личность аномального ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развитии
Музыкально-коррекционная работа – это специально организованные музыкально-педагогические мероприятия по восстановлению эмоционально-волевой сферы ребёнка, формирование познавательных функций, развитие речевой и двигательной активности. Она выступает как организационная совокупность видов, форм, методов, средств, направленных на осуществление педагогической цели – создание условий
Для коррекции нарушенных функций, формирование познавательной активности, развитие личностных качеств детей.
Характер физического недостатка определяет направления, формы и содержание музыкально-коррекционной работы:
При нарушенной моторике – детский кукольный театр, музыкально-ритмическая деятельность, музыкально-ритмические игры, основанные на кистевых и пальцевых движениях;
При нарушенном звукопроизношении – музыкально-артикуляционная гимнастика, детский музыкальный и устный фольклор, ролевые песни;
При несформированном фонематическом слухе – дидактические игры на дифференциацию звуковой реальности, вокальные игры-звукоподражания;
При неразвитой экспрессивной речи – анализ взаимосвязи речевой интонации, логики речевого высказывания и средств музыкальной выразительности в процессе музыкально-дидактических игр, вокальные игры на отработку элементов речи и т. д.
Наиболее частая форма отклонений в развитии детей, с которой приходиться сталкиваться музыкальному руководителю в условиях дошкольного учреждения, - нарушения речи. Такая патология отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности, создаёт трудности в социализации. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, на формирование высших уровней познавательной деятельности, которые обусловлены тесной взаимосвязью речи и мышления. У детей с отклонениями в развитии речи ограничены социальные контакты, а следовательно, и познание ребёнком мира. Ограниченность общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает специфические особенности в эмоционально-волевой сфере, способствует развитию негативных качеств характера: нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности.
Именно звуковые дефекты речи дошкольников средствами музыкальной деятельности можно эффективно корректировать на музыкальных занятиях.
У детей с речевой патологией плохая дикция, монотонная, вялая и неэмоциональная речь. Они не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата; у них нарушен фонематический и звуковой слух, не сформировано правильное дыхание.
Причины и виды нарушения речи у детей определяют основные направления коррекционной работы на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении: формирование экспрессивной речи; развитие артикуляционного аппарата; формирование артикуляционного уклада звуков; развитие фонематического слуха; развитие речевого слуха; развитие дыхания; развитие мелкой и общей моторики.
Для коррекции отклонений в развитии речи наиболее оптимальными представляются следующие виды музыкальной деятельности:
- пение (формирует экспрессивную речь, вырабатывает такие качества голоса, как тембр и силу);
- музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики и звукоподражания (формирует дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, развивает артикуляцию);
- музыкально-дидактические игры (развивают речевой, звуковысотный слух, внимание, память, интеллектуальную сферу);
- музыкально-ритмическая деятельность (развивает мелкую и общую моторику).
С Глубокой древности музыкальная деятельность считается одним из эффективных средств развития и отчасти лечения детей с различными отклонениями в здоровье: обогащает двигательный, речевой, эмоциональный, социальный опыт, в определённой мере корригирует физические недостатки, стимулирует формирование психических функций и развитие личностных качеств детей. Музыка может быть основой духовного, нравственного сознания ребёнка, формирования у него ценностного отношения к действительности.
Активизация музыкально-образного восприятия определяется синтезом музыкальной и речевой деятельности дошкольников на занятиях, формированием представлений о средствах музыкальной выразительности и их связи с поэтическими образами и стимулирует развитие восприятия ребёнка в целом.
Вокальная деятельность в системе коррекционной работы глубоко специфична. Представляется целесообразным использовать её в следующих формах: артикуляционная и дыхательная гимнастика, мелодизированные речевые игры, музыкально – артикуляционная гимнастика на формирование артикуляционной моторики и артикуляционного уклада определённых звуков. Поэтические тексты придают коррекционной работе эстетическую окрашенность и делают её привлекательной для детей.
Музыкально – ритмическая деятельность дошкольников с отклонениями в развитии имеет свои особенности: в её основе лежит гимнастика с элементами лечебной физкультуры, музыкально-ритмическая деятельность направлена прежде всего на обогащение двигательных навыков и на осознание ребёнком собственных движений. Поэтические тексты стимулируют двигательную активность детей, коррекционной работе придают форму эстетического переживания. С целью укрепления психического здоровья детей и развития их эмоционально – волевой сферы в музыкальные занятия включаются элементы психогимнастики: музыкальные игры на развитие внимания, памяти, на преодоление двигательного автоматизма, а так же мимические и ритмо-пластические этюды, упражнения для тренировки отдельных групп мышц.
Ежегодно выявляется всё больше детей с нарушением зрения.
Главное содержание музыки – чувство, эмоция, настроение, поэтому именно на музыкальных занятиях особенно видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения.
Музыкальный руководитель должен знать, что в процессе приспособления и перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразвития зрительных функций человека (при компенсации), никаких принципиально новых физиологических механизмов не возникает. Это те же нервные процессы, свойственные нормальному организму, но протекающие своеобразно, в зависимости от степени и структуры патологии, от содержания и условий деятельности и от общего состояния организма ребёнка, его индивидуальных особенностей.
Главной задачей в работе с такими детьми является создание на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. Тогда можно развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще и особенно к музыкально-ритмическому движению, пению, и музыкальной игре-драматизации. С помощью перечисленных видов музыкальной деятельности удаётся развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Музыкальное воспитание помогает детям обрести уверенность в себе..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Проблема одаренности в современной педагогике"
Консультация...
Консультация для воспитателей: "Принципы лечебной педагогики"
Уважаемые, коллеги. Я работаю в специализированном доме ребёнка, преназначенном для медико - социальной и педагогической реабилитации детей в возрасте до четырёх лет. В своей работе применяю, ка...
Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...
Презентация - консультации для педагогов ДОУ "Музейная педагогика"
Консультация представленна в виде презентации для более интересного восприятия темы о технологиях музейной педагогики в условиях ДОУ....
Консультация для педагогов ДОУ «Музейная педагогика в ДОУ»
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышение значения его образовательной функции. Активно ведется...
Консультация для родителей "Психология и педагогика детей раннего возраста"
Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малы...
Консультация для воспитателей: «Миражи песчаной педагогики. Игры на влажном песке»
Консультация для воспитателей:«Миражи песчаной педагогики. Игры на влажном песке»...