Консультация для педагогов "Песочная терапия".
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для педагогов "Песочная терапия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogo1.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Песочная терапия
Игры с песком способствуют формированию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.
Эти занятия направлены на формирование у ребенка следующих умений:
- организовывать совместную игровую деятельность;
- принимать и исполнять соответствующую роль;
- "слушать" свои чувства и переживания и высказывать свои мысли;
- гармонично и эффективно общаться с другими.
Задачи, которые педагог решает на занятии:
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- развивать фантазию и образное мышление;
- способствовать проявлению эмпатии;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам (5-6 детей) один раз в неделю; длительность 15-30 мин.
Первые занятия планируются как индивидуальные, последующие направлены на организацию коммуникативных, совместных форм деятельности детей.
Процесс психокоррекции всегда начинается с установления контакта. Если ребенок не идет на контакт, демонстрирует отсутствие интереса к работе, педагог сам начинает играть с песком, строить свою страну, создавать свою картину, комментируя при этом все замыслы, действия, как бы разговаривая с собой. Обычно ребенок присоединяется к игре. Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации эмоционально откликаются на яркие впечатления, педагог использует в работе цветной песок. Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.
Способ получения цветного песка прост: во влажный песок нужно добавить разведенную доконсистенции густой сметаны гуашь, хорошо размешать массу и дать ей просохнуть, затвердеть. Затем положить в пакет и размельчить молотком.
При создании "песочной" картины, помимо основного материала, можно использовать любые игрушки, предметы, фигурки, вылепленные из пластилина, глины, теста, бросовый и природный материал.
Чтобы игра получилась, необходимы правила, поэтому ребенку предлагается принять на себя роль творца, волшебника, «кодекс чести» которого не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает другой волшебник.
Эти правила отрабатываются в играх с песком - включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, преодоления трудностей.
Примерные конспекты мероприятий:
«Путешествие Золотой рыбки»
Материал. Песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий цвет («песочный лист»); в нем на песке - золотая рыбка, вылепленная из влажного цветного песка. Влажный песок; сухой цветной песок. Поднос с речными камешками. Кукла-марионетка Песочный человек.
Ход занятия
Педагог приглашает группу детей в свой кабинет. Они садятся на стулья вокруг«песочного листа», прикрытого тканью.
Педагог. Здравствуйте, дети! Я пригласила вас, чтобы познакомить с удивительнойПесочной страной. Здесь, в песочнице, живет хранитель песка – Песочный человек. Он очень веселый, знает много игр, историй, сказок, но поделится всем этим только с тем, кто будет соблюдать его правила.
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки. (Вместе с детьми выполняет эти действия). Теперь назовите свои имена. (Дети называют). Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочный человек, приди!
Звучит музыка. Педагог берет в руки куклу-марионетку. Песочного человека.
Откройте, пожалуйста, глаза. Давайте знакомиться с Песочным человеком. Послушаем, что он скажет (здесь и далее говорит за куклу).
Песочный человек.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря -
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна.
Дети, поняли меня!
Музыка затихает. Дети вместе с педагогом повторяют стихотворение, начиная со слов«Здесь нельзя кусаться, драться.».
Рассказ Песочного человека.
Друзья мои, садитесь на стулья. Я расскажу вам историю про Золотую рыбку. (Звучит музыка).
В сказочной Песочной стране жила прекрасная Золотая рыбка. Все обитатели ее очень любили, и она их тоже любила, но у нее не было похожих на нее подружек.
Однажды Золотая рыбка узнала, что в другой стране живут веселые, добрые, умелые дети, которые умеют лепить золотых рыбок. «Они мне обязательно помогут!» - подумала Золотая рыбка и. позвонила в наш детский сад. Она приглашает вас в Песочную страну.
Настрой на совместное творчество создан. Важная психологическая информация получена. Теперь ее необходимо закрепить.
Создание песочной «картины».
Музыка затихает. Педагог снимает ткань с «песочного листа».
Песочный человек. Посмотрите, вот она, Золотая рыбка! Правда, красивая? (Дети делятся своими впечатлениями). Итак, друзья мои, как вы считаете, мы можем помочь рыбке? (Ответы детей).
Давайте попробуем слепить из сырого песка подружек Золотой рыбки.
Звучит музыка. Педагог вместе с детьми лепит рыбок. Если кто-либо из детей задумал слепить что-то другое, это необходимо поощрить, но нужно обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание.
Песочный человек. Какие разные рыбки получились. Но все-таки они не такие яркие, как Золотая рыбка. Что необходимо сделать, чтобы они засверкали, засияли и превратились в настоящих золотых рыбок? (Предположения детей). Безусловно, нам поможет цветнойпесок. (Дети вместе с педагогом украшают рыбок.)
Педагог. Теперь все рыбки яркие. Давайте украсим и водоем, где они обитают. На дне хорошо видны разноцветные камешки. (Выставляет поднос с речными камешками. Дети выкладывают их на песке). В сказочной подводной стране есть растения. Кто знает, как они называются? (Водоросли). Какого они цвета? (Зеленого, бордового). Возьмем цветнойпесок и «нарисуем» водоросли.
По окончании работы Песочный человек предлагает вымыть руки и сесть на свои стулья. Музыка затихает.
Эмпатия.
Педагог обращается к детям от своего имени, стараясь вызвать эмпатию к персонажамзанятия). Сегодня мы познакомились с Песочным человеком, который научил нас правилам игры с песком, мы помогли Золотой рыбке приобрести друзей и стать по-настоящему счастливой, мы с вами создавали сказку, а это самое прекрасное - быть добрым творцом. У меня сейчас очень хорошее настроение: я узнала много интересного и прекрасно отдохнула, играя с вами и с Песочным человеком. А что узнали вы? Какое у вас настроение? (Ответы детей).
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Теперь, мои милые творцы, я прошу протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились.
«Солнечный мальчик»
Материал. Песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий цвет («песочный – лист»); в нем на песке - портрет Солнечного мальчика, «нарисованный» цветным песком. Сухой цветной песок. Кукла-марионетка Песочный человек.
Ход занятия
Педагог приглашает группу детей к себе в кабинет. Они садятся на стулья вокруг«песочного листа», прикрытого тканью.
Педагог. Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня мы снова встречаемся с Песочным человеком.
Ритуал «входа» в Песочную страну (тот же, что на предыдущем занятии).
Рассказ Песочного человека.
Я рад, что вы, друзья, хорошо запомнили и мои правила! Садитесь на стулья, и я расскажу вам еще одну удивительную историю. (Звучит музыка).
В Песочной стране жил Солнечный мальчик. Он любил смотреть на все красивое, безобразное же под его взглядом превращалось в прекрасное. Он любил слушать мелодичные нежные звуки, но если он слышал, что кто-то зовет на помощь, спешил к этому человеку, животному или растению и согревал его теплом своей души, делился всем, чем мог. Доброта - самая главная защита! Обитатели волшебной страны очень любили его.
Солнечный мальчик был великим фантазером: перед тем как заснуть, он закрывал глаза и представлял, как летает над морями, океанами, лесами, горами, снегами, погружается в морские пучины, взлетает к звездам, забирается в расщелины скал, перепрыгивает пропасти, спускается в пещеры.
«Ах, как красива наша планета! - думал Солнечный мальчик. - Как сделать ее еще прекрасней? Какими сильными должны быть лучи моей любви, чтобы растопить зло, оставшееся на Земле! Какими добрыми и умелыми должны быть мои руки, чтобы превратить ее в цветущий розовый сад!»
Создание песочной «картины».
Музыка затихает. Педагог снимает ткань с «песочного листа».
Песочный человек. Друзья мои, как мы можем помочь Солнечному мальчику превратить Землю в цветущий сад? (Предложения детей).
Сейчас попробуем создать Мир счастья на «песочном листе».
Звучит музыка. Педагог начинает создавать абстрактную картину из цветного песка вокруг портрета Солнечного мальчика: подает пример для подражания и способствует развитию фантазии. Если кто- то из детей задумал изобразить что-то конкретное, это необходимо поощрить, но обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание. Педагогу следует обратить внимание на то, какой песок использует каждыйребенок: цвет - это показатель его эмоционального состояния на данный момент.
Музыка затихает.
Песочный человек. Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло. Я знаю: зло никогда не поселится в нашей, сказочной Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки.
Песочный человек предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.
Эмпатия.
Педагог обращается к детям от своего имени, стараясь вызвать у них эмпатию к персонажам занятия.
Педагог. Песочный человек познакомил нас сегодня с Солнечным мальчиком, который любит все живое и доброе на Земле. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное и верить в свои силы.
У меня сейчас очень хорошее настроение, я прекрасно отдохнула, играя с вами и сПесочным человеком. А какое настроение у вас? (Ответы детей).
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Педагог. Теперь, мои милые творцы, я прошу протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мой дом - Вселенная, а я - ее частичка, частичка-точечка, частичка-невеличка. Звездочка блистает - тоже точечка, но свет ее сияет и путь всем освещает. Я звездочкой блесну, всем людям помогу!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль песочной терапии в развитии сенсорного воспитания"
консультация для воспитателей...
Консультация "Методы арт-терапии"
Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а ...
Презентация к консультации "Телесно - ориентированная терапия, как здоровьесберегающий компонент воспитательно - образовательного процесса".
Телесно ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста....
Консультация "Телесно - ориентированная терапия, как здоровьесберегающий компонент воспитательно - образовательного процесса".
Телесно-ориентированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Терапия музыкой"
О терапевтическом значении музыкальных произведений...
Консультация "Использование песочной терапии в работе воспитателя"
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребе...
Консультация Применение арт-терапии технологии МОЗАРТИКА в проф-ке и коррекции дезадаптивных форм поведения дошкольников
МозартикаНазвание произошло от игры - мозаика и выражения искусством - арт.Относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методик.Включает в себя методы пс...