проект
проект
«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Проект
«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Агафонова Наталья Владимировна
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
-2021-
Паспорт образовательного проекта
Название проекта: | «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста» |
Цель: | Создание условий для развития речи детей через творческую активность в музыкально-театрализованной деятельности. |
Задачи: | Развивать познавательную активность; Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; Воспитывать культуру речевого общения; Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать и инсценировать их средствами музыкального театра. |
Проблема: | Отсутствие эффективных форм организации музыкально- театральной деятельности. |
Актуальность проекта: | Актуальность моей темы состоит в том, что музыкально-театрализованные игры являются благоприятной средой для развития творческих способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к мышлению, помогает разнообразить речевую практику дошкольников. Именно театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. |
Руководитель проекта: | Агафонова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель, I квалификационной категории |
Вид проекта: | Творческий |
Участники проекта: | Дети, педагоги, родители. |
Продолжительность проекта: | Долгосрочный |
Сроки реализации: | Сентябрь – ноябрь 2021 г. |
Виды деятельности: | Музыкальная деятельность, игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская. |
Этапы реализации проекта: | I этап - подготовительный Цель: создание условий для реализации проекта Задачи: - Изучить литературу по данной теме. -анкетирование, информирование родителей и привлечение их к созданию условий для театрализованной деятельности; - Подобрать методическое обеспечение по теме проекта -Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.
II этап - практический Цель: реализация проекта по всем направлениям Задачи: - Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценировках драматизациях, праздниках и т. д. - Развивать речь, творческое воображение, коммуникативность. - Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. - Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству. III этап - итоговый Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития. Задачи: - Анализ работы педагога. - Выступление на тему «Итоги работы по проекту «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста» |
Предполагаемый результат: | Для воспитанников: -Повышение интереса детей к театрально – игровой деятельности. - Расширение представлений детей об окружающей действительности. -Обогащение и активизация словаря детей. -Усовершенствование интонационной выразительности речи. - Развитие памяти, творческого мышления, воображения, внимания детей. Для педагогов: 1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей. 2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве музыкально-театрализованной деятельностью в детском саду. 3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления различных видов театра. Для родителей: 1.Осуществлять взаимодействие с родителями по теме проекта. 2.Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы. |
На сегодняшний день проблема развития речи является очень актуальной, так как процент дошкольников с речевыми нарушениями очень высок, о чем свидетельствуют результаты мониторингов. В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
Согласно образовательного стандарта цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
В соответствии с ФГОС игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
Я заметила, что многие дети любят играть в настольный театр, они обыгрывают знакомые сказки и составляют свои необычные рассказы. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что театрализованная и музыкально-театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром.
В основу своей работы, по этой теме, я взяла долгосрочный проект «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста», который помогает шире решать поставленные задачи. Участниками проекта стали дети, педагоги и родители.
На первоначальном этапе, в процессе игровой деятельности детей, мы совместно с воспитателями всех возрастных групп определили уровень развития речи каждого ребёнка, и сделали вывод, что не все дети групп проявляют интерес к театрализованной деятельности, некоторые слабо владеют речью, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Полученные результаты мы зафиксировали в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для достижения цели определила последовательность действий:
-Изучение научно-методической литературы по теме.
-Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми.
-Разработка перспективного плана работы с детьми по музыкально-театрализованной деятельности
-Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства
Планируя музыкально-театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:
- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
- доступность содержания деятельности;
- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- постепенное усложнение;
- цикличность.
В группах мы оборудовали театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Так как предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, декорации.
Подобрала картотеку Театрализованных игр: «В детском мире», «Как варили суп», «Телепаты», «Страна вообразилия» и др.
Оформила для инсценировки сборник сказок:«Сон колобка», «Рыбка буль-буль», «Сказка о солнышке» и т.д. Подобрала музыку к различным образам сказочных героев, провела музыкально-театрализованные представления по сказкам «Гуси - лебеди», «Девочка и зонтик», «Лесная сказка» и др.
В повседневной жизни я использую разные виды кукольных театров. Детям младшего возраста интересным и простым является настольный театр. Для настольного театра, использую разнообразные игрушки, фигурки, бумажный театр. Цель таких показов развлечь и порадовать детей сделать куклу более интересной помочь внести разнообразие в их игровую деятельность. Далее знакомлю детей с наручным театром, где требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки перчатки. Для показа спектакля с такими куклами нужна ширма. В свою очередь такие куклы изготавливаются самостоятельно педагогами, а также воспитанники и их родители могут принять активное участие в создании персонажей. В средней группе с детьми осваивая игру с куклами бибабо или куклы рукавички, развиваем умение разговаривать голосом куклы. С детьми старшего дошкольного возраста мы показываем спектакли для детей младших групп, используя актерское мастерство. Дети с удовольствием показывают малышам музыкально-кукольные спектакли -Колобок, Репка и другие, с помощью метода «Поэтическое музицирование» дети озвучивают стихи, у них развивается чувство ритма, хорошая артикуляция и дикция.
Работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён офлайн - семинар «Роль театра в развитии речи детей»
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и музыкально-театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме. Также размещаю информацию по данной теме «ВКонтакте», в социальной сети групп детского сада. Родители являются, непосредственными участниками воспитательного образовательного процесса всегда оказывают нам помощь в постановке сказок, учат с детьми роли, шьют костюмы, изготавливают маски. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому развитию детей. Участие родителей, вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за своих родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности – слушанием, рисованием, ознакомлением с окружающим миром, физической культурой и т.д.
Инструктор по физической культуре помогает в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.
Итоговым мероприятием я взяла наиболее загадочный и интересный детям– теневой театр. Этот вид театра очень эффективен в развитии воображения детей, поскольку позволяет не просто инсценировать уже готовую сказку, но и доосмыслить ее, «дорисовать» героя в своем воображении, его эмоции и настроение. Импровизация в теневом театре помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции: прячась за ширмой дети чувствуют себя защищенными, раскрываются.
Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моем проекте и подтверждает свою актуальность.
Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка музыкально-театрализованных игр оправдала себя:
-У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
-Обогатился и активизировался словарь детей.
-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.
Трудности и проблемы при работе над данной темой
Я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. Вторая же трудность несколько сложнее. Дети хотят исполнять роли добрых, сильных персонажей и не хотят играть отрицательных героев. В этом случае я объясняю, что каждая роль по -своему хороша, а отрицательная намного сложнее. Стараюсь, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Этот увлекательный процесс занимает много времени и отнимает много сил, но результат – эмоциональный комфорт и удовлетворенность от работы, аплодисменты и радостные лица маленьких артистов, благодарные родители и всеобщий праздник!
Подводя итог, хочется отметить, что влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи по развитию речи.
Содержание моей работы может быть использованы всеми педагогами. Театрализованная деятельность может быть организована в утренние, вечерние часы и включаться в различные занятия.
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения |
Сентябрь | 1.Беседа «Здравствуй, театр!» 2. Мимика – «Подбери маску». 3.Музыка осени
4.Чтение осенних стихотворений наизусть под музыкальное сопровождение – основа актёрского мастерства. | Познакомить с волшебным миром театра. Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. Создать условия красиво двигаться под музыку Соотносить стихотворный текст с выразительным движением под музыку | Беседа Игровые упражнения Игра –импровизация «Листочки в саду» Игра «Язык жестов» |
Октябрь | 1.В гости к сказке 2.«Девочка и зонтик» 3.Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам» 4.Роль театра в развитии речи ребенка | Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность. Побуждать детей к выражению образов героев в движении, импровизировать под музыку. Развивать творческие способности детей Порадовать детей, создать дружескую атмосферу Способствовать активному вовлечению родителей в совместную театрализованную деятельность | Развлечение в младшей группе Театрализация в старше-подготовительной группе Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья» (театр масок) Офлайн-семинар |
Ноябрь | 1.Страна воображения 2.Музыка в сказке 3. Веселые котята 4.Итоговое развлечение «Гуси-Лебеди»-теневой театр. | Создать положительный эмоциональный настрой, учить действовать с воображаемыми предметами. Побуждать детей к выражению образов героев в движении, учить импровизировать под музыку, координации движений. Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности. Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности | Упражнения на развитие воображения и внимания.
Разучивание музыкальных номеров Упражнения –этюды, отражающие образы персонажей сказки. (день матери в младшей группе) Постановка теневого театра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
- Мне нравится (2)