Консультация для педагогов «Технология активизирующего обучения речи О.А. Белобрыкиной»
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
МАДОУ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
Консультация для педагогов
«Технология активизирующего обучения речи
О.А. Белобрыкиной»
Подготовила:
воспитатель Кабалина Т.Н.
Мещерино –1
2022
Доказано, что период дошкольного детства – этап активного развития речи. Формирование полноценной личности ребенка напрямую зависит от своевременного овладения им литературными нормами языка. Все дело в том, что человек, не имеющий проблем с речью, легко вступает в контакт с другими людьми, с легкостью выражает свои мысли, правильно задает вопросы, умеет договориться о совместной деятельности. Совершенно противоположно дела обстоят у человека, речь которого несовершенна. Ему весьма затруднительно строить взаимоотношения с окружающими, что нередко сказывается на характере человека.
В современных условиях, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом, правильная, чистая речь становится одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки развития речи зачастую приводят к неуспеваемости, становятся причиной неуверенности ребенка в себе, а в дальнейшем и к более негативным последствиям. Именно поэтому очень важно не упустить сенситивный момент для развития речи.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника — одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Без участия речи ребёнок не может осознавать мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. Постепенно речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые обеспечивают возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
В новых условиях развития образования традиционные методы обучения выглядят недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям нового стандарта. Возникает необходимость внедрения в педагогический процесс новых методов и технологий.
Именно они открывает другие возможности для воспитания и обучения детей, а их результаты нацелены на будущее каждого ребенка.
Рассмотрим одну из современных педагогических технологий - «Технологию активизирующего обучения речи Ольги Афанасьевны Белобрыкиной». Она нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
Как известно, основными видами деятельности ребенка - дошкольника являются игра и общение. Именно поэтому общение на фоне игры становится той необходимой основой, в результате которой происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
О.А. Белобрыкина считает, что, основной предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствовал бы возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Существует множество лингвистических игр, которые не только способствуют расширению словарного запаса ребёнка, но и развивают его воображение, способствуют творческому мышлению. Это игры, правила которых ориентированы не на внешний вид слова и его формальные особенности, а на его смысл и содержание.
Одна из простейших игр – подбор слов определённой смысловой группы. Ведущий устанавливает количество слов, которые нужно подбирать. Участники выстраиваются в шеренгу, и ведущий бросает одному из них мяч с вопросом типа «Сколько ты знаешь…. (домашних животных, ягод, птиц и т.д.), участник должен поймать мяч и ответить, ударяя мяч об пол соответствующее число раз (5) – я знаю пять и перечисляет.
На обогащение словарного запаса рассчитаны игры с отгадыванием слов. Играют два человека. Лучше, если сначала взрослый загадает несложное слово, а ребёнок попробует его отгадать, задавая вопросы.
Самая творческая разновидность лингвистических игр – те, в которых смысловое условие служит основой для создания новых слов или текстов. Обычно эти игры предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста, но могут быть адаптированы и для более младших.
Среди лингвистических игр, предлагаемых автором, можно выделить следующие:
- «РАЗНЫЕ СЛОВА» «Что бывает?» (К слову – прилагательному подбирают существительное. Н р, «зелёный» помидор, ель, трава, дом и т.д.) Эмоционально привлекательной основой и стимулом могут служить поэтические произведения:
«КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА»
Есть сладкое слово – ракета,
Есть быстрое слово – конфета,
Есть кислое слово – вагон,
Есть слово с окошком – лимон.
Есть слово колючее – дождик,
Есть слово промокшее – ежик.
Есть слово упрямое – ель,
Есть слово зеленое – цель.
Есть книжное слово – синица,
Есть слово лесное – страница,
Есть слово веселое – снег,
Есть слово пушистое – смех.
(М. Пляцковский)
- «ДОБАВЛЕНИЕ». «Пропущенные слова». Ведущий произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала»; «Кошка поймала в саду»; «Шерсть у кошки, коготки». В дальнейшем ребёнок и взрослый могут поменяться ролями.
- «ЗАМЕЩЕНИЕ». «Назови предмет по действию» (ручка – писалка, пчела – жужжалка, собака кусалка, занавеска – затемнялка и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т.д.).
- «ДИАФИЛЬМ».
- «КЛАССИФИКАЦИЯ». «Назови одним словом» (клубника и малина; чашка и тарелка и т.д.)
- «НА ЧТО ПОХОЖЕ?». «Буквы и цифры»
- «СРАВНЕНИЕ». «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). «Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот – крот; кот – ток и т.д.).
- «РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ».
- «НЕБЫЛИЦЫ».
- «ВСЁ НАОБОРОТ». «Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т.д.).
- «РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА». Монолог повествование может идти от имени любого лица: предмета, явления, живого или неживого существа и т.д. Н р, рассказчиком будет собака. Рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке собаководства. Перед началом рассказа монолога можно провести беседу: о чём могла бы рассказать собака? Наверное, о сахарной косточке, которой угостил её добрый хозяин; о запахах, которые её окружают.
- «ТЕЛЕВИЗОР» Эта игра служит наилучшим средством устранения барьеров в общении детей друг с другом. Содержание телепередачи может быть разнообразным. Допускается и возможность совместного действия актёра и зрителя. Зритель имеет право вмешиваться в ход передачи, выражать своё отношение к происходящему, принять своё участие.
- «МАГНИТОФОН». Игра «Регулирование». Совместно с ребятами оговорите условные обозначения для каждой речевой характеристики. В процессе этой игры, основная задача детей вовремя и правильно отреагировать на команду ведущего, который каким - либо условным знаком оповещает о характере произведения речевого образца.
«Фонограмма» Игроки делятся на несколько групп, каждая из которых получает задание озвучить (при помощи разных приёмов: звукоподражание, извлечение звуков из настоящих предметов и т.д.) какое - либо слово, фразу без его прямого называния, произнесения. После короткого обсуждения задания одна из групп детей располагается за ширму и демонстрирует «звукозапись». Остальные слушатели. Темы для озвучивания: «Вылет самолёта», «В лесу», «Чаепитие», «Утро в деревне» и т.д.
- «КТО КЕМ БУДЕТ» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).
- «КТО КЕМ БЫЛ» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).
- «ЧЕМ БЫЛ, ЧЕМ СТАЛ» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).
- «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).
Предлагаемые автором лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, что позволяет каждому воспитаннику легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Использование современных педагогических технологий в ДОУ позволит вывести воспитательно – образовательный процесс на качественно новый уровень. В идеале необходимо использовать несколько технологий одного направления, чтобы достичь максимально высокого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"
В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....
Консультация для педагогов "Технология проблемного обучения"
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...
Консультация для педагогов "Технология обучения образной речи".
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...
Консультация для педагогов «Технология синквейна» на педагогическом совете «Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»...
Консультация для педагогов: "Технология синквейна в развитии речи дошкольников".
Синквейн — это нерифмованное стихотворение из пяти строк.В работе с детьми в детском саду применяется дидактический синквейн, в котором чёткое соблюдение правил составления не обязател...
Консультация для педагогов: «Технология синквейна в развитии речи дошкольников.
Консультация для педагогов: «Технология синквейна в развитии речи дошкольников....
Консультация для педагогов технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон
Консультация для педагогов технологии деятельностного метода обученияЛ.Г.Петерсон...