Консультация для педагогов технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон
консультация
Консультация для педагогов технологии деятельностного метода обучения
Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода обучения
Л.Г.Петерсон
Составила
Лушкина С.А.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Современная концепция дошкольного образования, которое должно стать, по мнению разработчиков новой версии закона «Об образовании», «доступным и бесплатным», предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.
Поэтому педагогам необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Технология деятельностного метода обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной самостоятельной учебно-познавательной исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Данный подход направлен на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Реализация технологии деятельностного метода в процессе воспитательно-образовательной работы обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Таким образом обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в группе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. У детей формируется умение осуществлять собственный выбор, так как им систематически предоставляется возможность выбора.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме. Они интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Типология занятий в дидактической системе деятельностного метода
Выделяются 3 основных типа занятий с дошкольниками:
занятия «открытия» нового знания;
тренировочное занятие
итоговое занятие.
Структура занятия каждого типа и дидактические задачи каждого этапа занятий являются адаптацией технологии деятельностного метода для детей данного возраста с учетом целей дошкольной подготовки.
Занятия «открытия» нового знания
Особенностью занятий является то, что перед детьми ставятся новые образовательные цели, которые формулируются следующим образом:
сформировать представления о…..
сформировать опыт…
тренировать (ту или иную мыслительную операцию, познавательный процесс, деятельностную способность и т.д.)
Структура «занятий открытия нового знания» имеет следующий вид:
1. Введение в игровую ситуацию.
Наэтом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. То есть началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и понимания его причины ( «не получилось», «почему не получилось»).
3. Открытие детьми нового знания.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксирует вместе с детьми в речи и знаково.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. В старшей и подготовительной группах возможна работа в учебной тетради.
Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
5. Итог занятия.
В завершение воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились…., узнали…».
Организуется рефлексия и самооценка детьми собственной деятельности на занятии .
(«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»).
Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности и может проводится в трех аспектах:
Оценка содержания занятия:
занимательно
интересно
познавательно
полезно
продуктивно
Оценка деятельности на занятии:
задумался
удивился
загорелся
убедился
принял решение
Оценка внутреннего состояния на занятии:
взволнованное
удовлетворенное
позитивное
отличное
При оформлении конспекта занятия «открытия нового знания» надо помнить, что необходимо:
- отмечать смену положения детей (на ковре, за столами, у фланелеграфа, сидят, стоят….);
- прописывать диалоги для организации открытия нового знания (наводящий или побуждающий);
- указывать способ и форму фиксации вывода.
Продолжительность этапов занятия «открытия нового знания» зависит от того, на какой ступени обучения находятся дети (младшая, средняя, старшая или подготовительная группа) и от дидактических целей занятия.
Тренировочные занятия
На этих занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Параллельно с этим идет закрепление материала предыдущих занятий. Поэтому основной целью тренировочных занятий является:
тренировать … (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т.д.);
закрепить, отработать (однако данные формулировки менее предпочтительны, так как их смысл предполагает активность педагога, а не ребенка)
Структура тренировочных занятий аналогична предыдущей, но для создания затруднения в ходе дидактической игры используются мотивационные ситуации типа:
- «помоги герою»;
- «путешествие»;
- «соревнование»;
- «достань подарок» (например, заранее приготовленные подарки находятся под замками; на обратной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить);
- решение бытовых вопросов…
Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные на занятиях знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.
Итоговые занятия
Цель итоговых занятий – проверить уровень сформированности … (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т.д.).
Методические приемы организации занятия, его структура не отличаются от тренировочного занятия, потому что в игре ребенок чувствует себя раскрепощено и результаты проверки будут более объективны.
Если на итоговом занятии будет обстановка экзамена, то дети потеряют интерес к занятиям, а результаты проверки нельзя будет считать объективными.
Организуя работу на итоговом занятии, надо помнить:
- групповую работу воспитатель использует для выявления коммуникативных способностей;
- основными формами работы должны быть индивидуальные задания с письменной фиксацией результатов.
Заключение
При использовании деятельностного метода обучения и в силу особенностей психологического развития детей дошкольного возраста возможно достижение таких задач дошкольной подготовки, как:
- формирование умения работать в коллективе;
- направленность на получение совместного положительного результата;
- мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности.
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
- возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
- возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
- значительно сокращается время обучения,
-наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
г. Краснокаменск 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образовательная ситуация с дошкольниками», разработанная в соответствии с этапами технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.
Конспект образовательной ситуации по развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «Птицы Прибайкалья»...
Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000..» Л.Г.Петерсон
Технология деятельностного метода обучения«Школа 2000..» Л.Г.Петерсон...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...
Технология деятельностного метода обучения ситуация.
Данная технология состоит из 6 последовательных этапов. Технология Ситуация дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в по...
Семинар-тренинг для педагогов «Технология активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе»
Семинар-тренинг для педагогов«Технология активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе»...
Консультация для педагогов «Формы и методы обучения детей поведению на улице»
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с ма...