Где образование в детском саду
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_obrazovanie_v_detskom_sadu.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

            МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Выступление на педсовете на тему

«Где образование в детском саду?»

                                                         Подготовила: воспитатель группы

                                                         раннего возраста «Колосок»

                                                           Никадимова Е.В.  

                                                 

Воронеж 2021

Где место общения в детском саду?

     Весь день ребенка в детском саду «пронизан» разными отношениями с взрослыми и детьми. Воспитатели часто общаются с детьми в течении дня, однако они не часто побуждают детей объяснять ход своих рассуждений или отвечать на вопросы о взаимосвязях, также воспитатели часто не делают паузы в диалоге, для того, чтобы дети могли подумать. При этом ценен каждый момент взаимодействия не только на занятиях, но и в свободной деятельности, а также режимные моменты, ребенок обобщает опыт заботы о нём: с какой интонацией говорит взрослый, как называет, помогает ли, когда трудно. При чём моменты, когда ребенок особенно уязвим имеют огромное значение для его психологического благополучия в детском саду. И поэтому особенно важно, чтобы отношения в которые включен ребенок были теплыми, уважительными, поддерживающими. Опыт такого общения позволяет ребёнку стать более устойчивым, научиться справляться с изменениями и разнообразными трудностями в жизни.

   Общение является главным источником развития. Но очень часто в практике детского сада общение подменяется коммуникацией. Это происходит тогда, когда взаимодействие взрослых и детей сводится к обмену информацией, инструкциям и указаниям. Распространённой причиной такой подмены является предпочтение педагогом только одной позиции- позиции «над» (классическая позиция учителя).

     Подлинное общение возможно лишь в диалоге с ребенком, когда взрослый с уважением и интересом относится к детским идеям и замыслам, помогает ему выразить свои эмоции и понять эмоции другого, поделиться переживаниями. При этом взрослый гибко использует разные позиции, действуя с детьми «на равных», задавая вопросы из позиции «под».

        Примеры при позиции взрослого при обсуждении свойств снега:

 «Над» (даёт инструкцию). Снег тает и превращается в воду.

«Под» (задает вопросы и ошибается). Я хочу оставить себе снежинку на память. Занесу её в группу…

«На равных» (предлагает ребенку действовать вместе, как равным). Давайте проверим, что произойдёт, и проведем эксперимент.

«Пра-мы» (взрослый присоединяется к ребёнку, и они действуют как одно целое, комментируя совместные действия). Мы сейчас наберем снег, а потом поставим его на батарею…

«Отстраненно- независимая» (занимая эту позицию, взрослый рядом с ребенком, исследующем снег, открыт для детских вопросов и готов прийти на помощь при необходимости). 

      Взрослый своим примером показывает ребенку, как общаться уважительно, внимательно относясь к чувствам и потребностям другого человека, соблюдая правила и не нарушая чужие границы. Здесь важен вопрос отношения к личному пространству ребёнка. Поэтому очень важно, например, оборудовать доступное место для личных границ ребёнка. Часто проблема уважительного отношения к ребенку ярко проявляется именно в организации пространства: «Как близко стоят кроватки? Кому разрешен доступ в шкафчик ребенка?».

   Установление правил группы-ещё один важный аспект, влияющий на то, как ребенок чувствует себя в детском саду. Только если ребенок участвует в установлении правил, он ощущает себя их субъектом и видит уважение к своим потребностям со стороны взрослого. Именно такие правила, которые рождаются в диалоге, помогают ребёнку управлять своим поведением. Если же ребенок- «заложник» взрослых требований и указаний, то он соблюдает дисциплину только в присутствии взрослого, испытывая большое напряжение и не чувствуя себя психологически комфортно в группе.   В мире взрослых принято спрашивать разрешения сесть рядом, в разговоре ждут ответа и не перебивают, не хватают и не одергивают, просят прощения. В этих правилах закреплено уважение к личности, и педагоги в повседневной работе должны соблюдать эти правила по отношению к детям.

Примеры создания условий для развития общения детей, когда они чувствуют ценность и значимость не только своих, но и чужих идей, если:

  • Существует традиция групповых сборов (общий круг утром и вечером).
  • У каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным;
  • Взрослый помогает детям устанавливать правила уважительной беседы и соблюдать их (поднимать руку, не перебивать, соблюдать очередь, использовать вежливые слова).

Неправильно:

  • В течении дня в детском саду одно организованное занятие сменяет другое;
  • На режимные моменты, свободную деятельность остаётся мало времени, они происходят в суете и спешке;
  • Взрослый торопит, одергивает детей, делает что-то вместо них.

Правильно:

  • Воспитатель чуток к переживаниям ребёнка;
  • Обращается к эмоциям ребёнка и признает их, не осуждает и не стыдит;
  •  Называет эмоции ребёнка и других детей, а также свои собственные.
  • Спрашивает у родителей о его привычках, интересуется, что любит ребёнок, а что нет.
  • Рассказывает родителям о позитивных моментах жизни в присутствии ребёнка.
  • Хвалит ребёнка
  • Не ругает и не стыдит
  • Не прибегает к родителям, как к угрозе.

Трудности, с которыми может столкнуться воспитатель

  • Переполненность групп и высокая загруженность педагога рутинной работой.
  • Отсутствие у педагогов собственного опыта личностно-ориентированного образовательного взаимодействия
  • Профессионального «выгорания» педагогов.

«Как говорить, чтоб дети думали, и как думать, чтобы дети говорили?»

     Исследование показало, что педагоги редко говорят с детьми о логических связях, особенно во время свободной деятельности детей, стимулируют их проговаривать мысли вслух, размышлять в течении дня, вводят понятия с учётом интересов детей.

    Часто между воспитателем и детьми разворачивается так называемый «учебный» диалог, в котором педагог задает вопросы, а дети хором и быстро отвечают, не подумав, а угадав ответ по интонации. А настоящий диалог там, где обсуждается настоящая проблема, где собеседники с интересом ждут ответа друг друга, где есть место для рассуждения, диалог вносит свой вклад в тот образ себя, и который формируется у ребёнка.

Неправильно: 

  1. ответ всегда однозначный и не терпит возражений;
  2. ответ всегда известен взрослому, и он проверяет, знают ли его дети;
  3. педагог строго требует и не поощряет обмен суждениями между детьми.

При таком общении, с большей вероятностью, дети будут считать, что:

  1. их собственный ответ не представляет ценности;
  2. главное- чтобы тебя похвалили, а не решение задач;
  3. самостоятельное мышление –небезопасно;
  4. проблемные ситуации-это неприятно.

Правильно:

  1. взрослый предлагает задачу, ответ на которую неизвестен и интересен ему самому;
  2.   у задачи может быть несколько интересных ответов;
  3.  взрослый призывает обсуждать проблемной ситуации вместе, потому что в группе могут рождаться разные интересные идеи;
  4.  приветствуются возражение, и на них никто не обижается.

     При таком общении у детей будет появляться:

  •  чувство самоуважения, радость авторства;
  •  представления о том, что идея- это ценность;
  •  азарт и радость при встрече с проблемной ситуации, а по-другому познавательная активность, радость совместного решения задачи.

   В обсуждениях важно опираться на детский опыт, конкретные чувственные впечатления, полученные в ходе наблюдение и экспериментирование. Детям легче и интереснее обсуждать то, что они могут потрогать.

    В общении используются вопросы «открытые» и «закрытые». «Открытые» вопросы начинаются со слов: «Как? Что? Зачем? Почему?»  и по своей конструкции предлагают разные ответы. «Закрытые» вопросы предполагают ответ «да» или «нет» или выбор нескольких предложений. Открытый вопрос дает больше возможностей для рассуждений, но и закрытые вопросы также могут быть вполне развивающими, если взрослый предполагает не только точку зрения, но и аргументирует её.

   В диалоге рождается умение выдвигать идею, обосновывать своё суждение, возражать и принимать возражение, а именно это и есть мышление. В диалоге рождается умение думать, поэтому для диалога важно как располагаются собеседники. Для так называемой «солирующую»  педагогики важно, чтобы всё внимание было устремлено на одного человека- педагога. И если дети сидят за партами, то их общения   в ходе занятия не предусмотрено.  Все должны слушать только педагога. Поэтому для обсуждения подходит совсем другое расположение -это круг Дети все могут видеть друг друга и общаться к друг другу напрямую.  В ходе такого диалога у детей формируется ценность собственной идеи, дети учатся аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи. Возможности для размышления и диалога можно обнаружить всегда: во время прогулки, одевания, накрывание столов, во время свободной игры.

    Важно не только задавать вопросы, но и представляет детям пространство для ответа. Все вопросы должны задаваться заинтересованным голосом. Ребёнку также важны время и внимание у взрослого, который слушает детский ответ.

 Для организации диалога в группе очень важно создавать поддержки детских идей, чтобы детям не было страшно высказываться, как правило если педагог внимательно и с интересом слушать детские ответы, дети учатся тоже внимательно и с уважением слушать друг друга. Диалог становится возможным, когда вводятся правила обсуждения, важно чтобы они были введены вместе с детьми, и они понимали их необходимость. При этом обсуждение правил помогает развивать такие важные умения слушать и слышать другого, уважать чужое суждение, задавать вопросы. Например, при самостоятельной игре в центрах активности, благодаря вопросам педагога, дети могут решить образовательную задачу или развить увлекательный познавательный сюжет, а это требуют более сложных мысленных действий от детей.

  Трудности для педагога:

  1. поначалу трудно сформулировать вопрос, который будет интересен детям;
  2.  сложно начать задавать детям вопросы, вместо того, чтобы дать им готовую информацию;
  3.  трудно не помогать детям, если они отвечают не быстро или не отвечают совсем;
  4.  сложно ввести правило говорить после того, как поднимешь руку и тебя спросят. Ведь обычно дети начинают говорить, сразу, как только поднимут руку, не дожидаясь, пока их спросят;
  5.  трудно реагировать на неожиданные детские ответы;
  6.  нелегко первое время принимать ответы.

    Педагог должен относиться к ребёнку тепло и уважительно, показывать заинтересованность  в его идеях и гипотезах.  Взрослый должен создавать условия для развития самостоятельности и инициативности, предлагать детям обсуждение при решении возникающих в группе проблем. Педагог должен создавать условия для развития продуктивного взаимодействия в больших и малых группах, со сверстниками и взрослыми, помогать детям вести беседу.

«Зачем и кому нужно гибкое планирование распорядка дня?»

   В ходе исследования было выявлено, что в группах чаще всего встречается жёсткий распорядок дня, не подразумевающий каких-либо изменений, который включает типовые занятия и мероприятия, инициированные преимущественно педагогом.  Дети знакомы с распорядком дня, но не могут его изменить, и на самостоятельную свободную деятельность времени недостаточно.

   Дети живут настоящим, им важно и интересно то, что происходит с ними и вокруг них именно в настоящий момент. Поэтому деятельность должна быть наполнен смыслом для детей, и  вокруг значимых для детей событий. Жестко регламентированное планирование с установленными темами, взятыми из примерной программы, и неадаптированные под конкретную ситуацию в группе, не позволяют учитывать потребности и желания детей.  Чтобы тема «сработала» ребёнок должен быть погружен в деятельность. А это возможно только, если он испытывает интерес и потребность в этом.

   Преимущества и особенности гибкого планирования:

  1. строится на уникальности из конкретной ситуации;
  2.  позволяет решить образовательные задачи через организацию специальных условий, которые отвечают внутренним потребностям ребёнка;
  3. подразумевается применяемость организованной и свободной деятельности детей;
  4.  предполагает партнерской позиции взаимодействия воспитателя и ребенка;
  5.  помощниками при планировании в этом случае будут выступать детские вопросы, рассказы из личного опыта и ситуации, возникающие в группе. Воспитатель должен быть внимательным, чтобы заметить детские вопросы, чтобы откликнуться на них и
  6.  создать образовательную ситуацию.

      Создавать ситуации развития ребёнка в детском саду можно всегда. Ребёнок развивается не только на организованном педагогом занятии, но и во время завтрака или обеда, в процессе подготовки ко сну, в ходе самостоятельной и свободной деятельности, и даже на прогулке. Наибольшее образовательные эффекты имеет работа в зоне интересов ребенка. Усиливать образовательные ситуации воспитатель может разнообразными вопросами, поощряющими познавательный интерес в малых группах и при обсуждении вопроса или проблемы.

 Как внедрять гибкое планирование в практику работы?

      Во-первых, конкретную тему, направление деятельности детей или формирование навыка и умения нужно заменить на узкие темы для изучения, на идее для размышления и творчества. Во-вторых, не ограничивать идеи на конкретном предметном содержании или жесткими временными рамками. В-третьих, предложить воспитанникам самостоятельно придумывать пути воплощения идеи. Дать им возможность отразить собственные интересы и желания.

    Отдельно стоит сказать, что планирование тесно связано с диагностикой воспитанников, поэтому нужно постоянно наблюдать за развитием детей. Воспитатель должен прогнозировать, что и как нужно сделать, какие условия создать, чтобы решить актуальные образовательные задачи. Не только воспитатель, но и музыкальный руководитель, и инструктор по физическому развитию наблюдают и взаимодействуют с детьми, они становятся помощниками при обсуждении в коллективе и совместном планирование зоны ближайшего развития ребёнка. Для гибкого планирования такие встречи могут проходить один раз в 3 месяца.  Замечательно, если в детском саду предусмотрено специальное место для присутствия разных специалистов, каждый из которых мог бы участвовать в ситуации с позиции своего опыта, где нужно зафиксировать образовательные задачи, способы и предложения для её решения. Также родители являются источником ценной информации о ребенке, о важных событиях его жизни. Для планирования нужно учитывать эту информацию и направлять её на решение образовательных задач.

    Как вариант организации гибкой образовательной деятельности детей: когда дети, приходя утром группу, самостоятельно выбирают то, что им хотелось бы сегодня сделать или заниматься. Для этого можно нарисовать картинки с видами деятельности, прикрепить их магнитных доске, и каждый ребёнок выбирает деятельность, которая ему интересна и прикрепляет по соответствующей картинкой свою фотографию.  Доска должна быть размещаться на уровне роста ребёнка. Еще вариант: это обсуждение с детьми возможных видов деятельности. При этом формируются определенные правила, например, во время прогулки все идут на улицу, так как свежий воздух важен для здоровья, и заменить прогулку другой деятельностью нельзя.

      Таким образом, реализация программы и распорядок остаются, но формы и способы выбираются педагогом. Поэтому не надо механический следовать рамочному распорядку дня, а выбирать то, что будет интересно детям.

     Трудности для воспитателя:

  1. первое время трудно реагировать на все предложения детей и включать их в образовательную деятельность;
  2. трудно работать не со всей группой детей, а с малыми группами. Ведь воспитатель один, а детей много.
  3.  сложно отказаться от календарного планирования, установленного и реализуемого комплексной программой;
  4.  сложно строить распорядок дня, соблюдая нормативные требования, таким образом, чтобы, было достаточно времени для свободной деятельности детей;
  5.  сложно планировать образовательную деятельность, не зная заранее ход занятия и его тематику.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемы литературного образования в детском саду"

В данной работе отражена актуальность литературного образования детей в дошкольнолм учреждении; особенности восприятия детьми дошкольного возраста творчества Пушкина. Представлен конспект сценария-утр...

Проект "«Внедрение новых форм музыкального образования в детском саду»

В условиях информационного общества особенно остро стоит вопрос о духовном, нравственном и эмоциональном аспектах воспитания подрастающего поколения. Как вырастить человека, а не робота;  как при...

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Метод моделирования в непрерывности экологического образования в детском саду и школе.

Исползование метода моделирования в экологическом образовании, его непрерывность применения как в детском саду, так и в школе....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....