«Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа посредством экскурсий в краеведческие музеи» статья
статья (подготовительная группа)

Цветкова Наталия Борисовна

Внедрение такой формы работы (экскурсии в краеведческие музеи), даёт возможность детям приобрести опыт познания, создаёт ситуации переживания и преобразования окружающей действительности, способствует формированию познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnogo_interesa_u_detey_6.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа посредством экскурсий в краеведческие музеи»

          Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в дошкольной педагогике и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

На современном этапе развития общества к русскому народу  постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, истории, фольклору, художественным промыслам, декоративно–прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность формирования познавательного интереса у детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей. Внедрение такой формы работы как экскурсии в музей в формирование познавательного интереса дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Применение личностно–ориентированной модели дошкольного образования, в противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Именно в период развития повышенного интереса у детей и следует формировать познавательный интерес к быту русского народа.

По мнению Л.В. Коломийченко, дети к 6–7 годам имеют дифференцированные представления и испытывают познавательный интерес к быту русского народа:

  1. к функциональному назначению построек на русском подворье;
  2. к назначению русской избы и ее убранству;
  3. к различным видам труда русского крестьянина, используемым материалам и инструментам;
  4. к русскому традиционному костюму.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле.

Изучение истории русского народа, его быта и традиций невозможно без развития интереса к русской деревне, ведь большинство населения Российской Империи было сельскими жителями. В русских деревнях, как и раньше, тщательно берегли древние традиции и обычаи, оставалась неизменной и этика семейных отношений, особое внимание уделялось гостеприимству и взаимовыручке.

По определению Ю.С. Рябцева, традиционная русская деревня – это небольшое поселение, большинство архитектурных форм которого были выработаны в ходе эволюции. Большинство домов было построено из дерева, поскольку именно данный материал был одним из самых дешёвых и распространённых на территории России. Русская изба всегда была добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет.

Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света, самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас.

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур.

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами.

Обычный быт русских крестьян состоял из хозяйской работы по дому, уходом за скотом и пахотой в поле. Трудовые будни наступали ранним утром, а вечер, как только солнце оказывалось на закате, не простой рабочий день заканчивался вечерней трапезой, чтением молитвы и сном.

Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался.

Формирование познавательного интереса у дошкольников к быту русского народа осуществляется разными методами. С этой целью воспитатель использует экскурсии, наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов, которые отражают элементы народного быта. Экскурсии – один из видов занятий по формированию познавательного интереса к быту русского народа. Во время экскурсии в музей ребенок может в естественной обстановке наблюдать народный быт, увидеть, как люди жили и чем занимались, в какие игрушки играли их дети, для чего предназначался тот или иной предмет.

Хорошо известен опыт работы Нижнего Новгорода по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитие познавательного интереса к быту русского народа (авторы программы О.Л. Князева, М.Д. Маханева); программа введения детей в традиционную русскую культуру «Наследие» (автор М. Новицкая); опыт работы по воспитанию детей в русских национальных традициях педагогов яслей–сада города Коврова (авторы П.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева); программа «Весточка» по ознакомлению детей 6–7 лет с историей, бытом и культурой русского народа (автор Т. Ревенок) и другие. Процесс социализации личности происходит в условиях жизни того народа, где проживает человек.  Именно поэтому, возраст 6–7 лет явился благоприятным и своевременным периодом приобщения к быту русского народа. Таким образом, можно отметить, что экскурсии в музей предоставляют  большие возможности для того, чтобы сделать процесс воспитания дошкольника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращают его в существенный фактор развития личности.

Список используемой литературы:

  1. Вахрушева, Л.Н.  Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  2. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. – 2011. – №4. – С. 29 – 35.
  3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно–метод. пособ. / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб. : Детство–Пресс, 2010. – 304 с.
  4. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально–коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников : учебно–метод. пособ. /  Л.В. Коломийченко. – Пермь : Сфера, 2015. – 160 с.
  5. Рябцев, Ю.С.  Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре: учебно–метод. пособ. / Ю.С. Рябцев. – М. : Владос,1995. – 383 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой

Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.В данном опыте раскрыта актуальность педагоги...

Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов

материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп...

Статья "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр"

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании у детей дошкольного возраста.Проявление познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста выражается в п...

Конспект НОД по образовательной области познавательно развитие для детей старшей группы «Из истории быта русского народа – из какой посуды ели»

Конспект НОД по образовательной области познавательно развитие   для детей старшей группы  «Из истории быта русского народа – из какой посуды ели»...

«Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа посредством экскурсий»

Для детей дошкольного возраста, характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА культурной практики по формированию познавательного интереса у детей 5-7 лет к культуре и традициям татарского народа «ЙОЛДЫЗЧЫК»

В рабочей программе представлено содержание работы татарского кружка.Цель программы - приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции ...