Доклад "Организация процесса обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
статья
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перетятко Наталья Владимировна
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107 «Искорка» г. Волжского Волгоградской области»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.
Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игре в шахматы. Это обусловлено поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.
Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
Процесс обучения шахматам проводится в форме увлекательной игры: рассматриваются рисунки в книгах, просматриваются видеоуроки для начинающих шахматистов, чтение сказок В. Г. Гришина, придумывание своих, заучивание стихов и загадок. Обучение игре идёт на уровне, доступным для ребенка. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения
Важным условием успешного обучения является визуальный контакт, т. к. игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.
Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка.
Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются: при знакомстве с шахматными фигурами; при изучении шахматной доски.
Целью данного этапа является овладение пространственным ориентированием на плоскости, знакомство с названиями шахматных дорожек: горизонталь, вертикаль, диагональ, умением видеть всю доску, а также отдельное поле.
На данном этапе эффективно использовать дидактические упражнения «Покажи горизонтали», «Покажи вертикали», «Покажи диагонали», «Назови адрес», «Засели фишку по адресу» и др.
Выполняя задания в тетрадях в клетку, дети закрепляют знания по пройденным темам и развивают мелкую моторику рук.
Знакомство с фигурами и пешками.
С этой целью используют загадки, стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю, превращаясь в ферзя.
Для закрепления знаний о фигурах и пешках используют разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как:
«Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Кто быстрее расставит фигуры». «Сделай так», «Кратчайший путь», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Захват контрольного поля» и др.
Соревновательный элемент и игровая мотивация, используемые в процессе обучения, способствуют повышению познавательного интереса детей, концентрации внимания, развитию произвольной памяти. Так как занятия носят большую интеллектуальную нагрузку, в середине занятия обязательно проводятся динамические паузы или физкультминутки.
Таким образом, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Список литературы:
Гришин В.Г. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. В издат. илл. обл.
Гришин В.Г., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.
Гришин В.Г.,«Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972.
Интернет ресурсы:
https://pandia.ru/ Зонова Вита Анатольевна, «Шахматное образование в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие игры в образовательном процессе детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
призентация...
Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...
Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)
Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)...
Доклад на тему: «Использование современных педагогических технологий в организации образовательной деятельности по речевому развитию и развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
В докладе описаны современные педагогические технологии по развитию коммуникативных способностей детей....
Доклад по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».
доклад...
«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...
Конспект «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)»
Тема: « Приключение Черепашек »Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развит...