Системно - деятельностный подход
презентация к уроку (младшая группа)

Дик Ирина Викторовна

Системно – деятельностный подход в работе с детьми

раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.33 МБ
Файл tekst_k_prezintatsii.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Системно – деятельностный подход в работе с детьми раннего возраста

Слайд 2

« Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский. Системно - деятельностный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Слайд 3

Ц ель - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств на основе системно-деятельностного подхода. Задачи : создание условий для сопровождения развития каждого ребенка; организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является сензитивным периодом для развития речи. формирование личностных качеств с учетом целевых ориентиров при реализации основных направлений развития.

Слайд 4

В озрастные особенности детей раннего возраста : Стремление к познанию окружающего мира, желание активно действовать с предметами. Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес. Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное. Подражательность, лёгкая внушаемость. Преобладание зрительно-эмоциональной, непроизвольной памяти и наглядно-действенного мышления.

Слайд 5

сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию искусственное непонимание ребенка активизирующее общение наблюдение реальных событий, объектов восприятие художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек разговор с персонажем игры-забавы и игры-хороводы игры на развитие моторики рук дидактические игры и упражнения бытовые и игровые ситуации элементарное экспериментирование наблюдение в природе.

Слайд 6

В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми с учетом системно-деятельностного подхода: Утренний прием детей Совместная деятельность взрослого с ребенком непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность ребенка в предметно-развивающем пространстве группы индивидуальная работа с детьми самостоятельная деятельность ребенка в предметно-развивающем пространстве группы. Прогулка с детьми Работа с родителями

Слайд 7

Предметно-развивающая пространственная среда группы

Слайд 8

Игровая зона ( место для игр с куклами (уголок ролевых игр)

Слайд 9

С енсорно-познавательная место для игр с дидактическими игрушками, игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)

Слайд 10

Место игр со строительным материалом , а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.)

Слайд 11

З она двигательной активности место для игр и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений)

Слайд 12

Уголок ряжения - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка.

Слайд 13

М есто для игр с песком и водой (уголок экспериментирования)

Слайд 14

место для рассматривания книг (книжный уголок)

Слайд 15

У голок театрализованной и музыкальной деятельности

Слайд 16

У голок природы

Слайд 17

Золотые правила Системно-деятельностного подхода: • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса • Веди ребенка от собственного опыта к общественному • Будь не « НАД » , а « РЯДОМ » • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши • Учи анализировать каждый этап работы • Критикуя, стимулируй активность ребенка

Слайд 18

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

1 слайд

Системно – деятельностый подход в работе с детьми  раннего возраста .

2 слайд

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель руководил

этим самостоятельным процессом и  давал для него материал»

К.Д. Ушинский.

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Системно -  деятельностный  подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

3 слайд

Ведущая цель, выдвигаемая ФГОС ДО - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств на основе системно-деятельностного подхода.

Основными задачами педагогов ДОУ являются:

  • создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;
  • организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является сензитивным   периодом для развития речи.
  • формирование личностных качеств с учетом целевых ориентиров при реализации основных направлений развития.

4 слайд

Ранний возраст - период интенсивного развития: речи, сенсорики, движений, накопления социального опыта, который ребенок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде. Непосредственное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми благотворно влияет на развитие и успешную самореализацию малыша в будущем.

Руководство взрослого с учетом системно-деятельностного подхода заключается в решении задач целенаправленного планирования и организации деятельности детей в течение дня. Находясь в состоянии активной деятельности, дети не замечают то, что их чему-то учат. В совместной деятельности педагог выступает в роли помощника, организатора и партнера, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста такие как: 

  • Стремление к познанию окружающего мира, желание активно действовать с предметами.
  • Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.
  • Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.
  • Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.
  • Подражательность, лёгкая внушаемость. 
  • Преобладание зрительно-эмоциональной, непроизвольной памяти и наглядно-действенного мышления.

5 слайд

 В работе с детьми  раннего возраста  целесообразно использовать следующие формы совместной деятельности с учетом системно-деятельностного подхода:

  • сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию
  • искусственное непонимание ребенка
  • активизирующее общение
  • наблюдение реальных событий, объектов
  • восприятие художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций
  • инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек
  • разговор с персонажем
  • игры-забавы и игры-хороводы
  • игры на развитие моторики рук
  • дидактические игры и упражнения
  • бытовые и игровые ситуации
  • элементарное экспериментирование
  • наблюдение в природе.

6 слайд

В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми с учетом системно-деятельностного подхода:

  • Утрений прием детей
  • Совместная деятельность взрослого с ребенком
  • непосредственно образовательная деятельность
  • Самостоятельная деятельность ребенка в предметно-развивающем пространстве группы
  • индивидуальная работа с детьми
  • самостоятельная деятельность ребенка в предметно-развивающем пространстве группы.
  • Прогулка с детьми  
  • Работа с родителями

7  слайд

При комплексно-тематическом планировании обязательно предусматривается организация образовательной среды, имеющей свои особенности в группах детей раннего возраста.  Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение с взрослым, т.е. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства. Поэтому в группе раннего возраста не должно быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений должно быть продумано и рационально организовано. Подбор предметов и игрушек в уголках должен быть обусловлен задачами воспитания детей данного возраста. Активизируют деятельность ребенка яркие игрушки на полочках, предметы, находящиеся в ближайшем доступном окружении.

Известно, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие, т.к. выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления будущей личности ребёнка.

8 слайд

Для организации совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего возраста создаются следующие зоны:

  • игровая, место для игр с куклами (уголок ролевых игр)

 Игрушки-персонажи, куклы разных размеров, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски и одежда для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды,  становятся привлекательными, доставляющими радость и удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная деятельность с взрослым станет в дальнейшей стимулом активной самостоятельной игровой деятельности. Главным условием перерастания стереотипных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия в случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение.

9 слайд

  • сенсорно-познавательная, место для игр с дидактическими игрушками, игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)

Сенсорно-познавательная зона имеет особое значение для всестороннего развития детей раннего года жизни, так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями. Малышам предлагаются пирамидки различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Мячи и шарики, различные по цвету помещаются в пластмассовые емкости четырех основных цветов .Разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.

10 слайд

  • место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства (уголок конструктивной деятельности),

11 слайд

  • зона двигательной активности место для игр и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений),

Одной из основных потребностей ребенка раннего возраста   является потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в группе должны быть различные материалы и оборудование: воротца для подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания, корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки, каталки, игрушки-двигатели, спортивный инвентарь, которые дети с удовольствием используют. Это способствует развитию основных видов движений и координации под умелым руководством педагогов.

12слайд

  • Уголок ряжения - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, веночки, ленточки, шляпки, фартучки. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, т.о. обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение.

13 слайд

  • место для игр с песком и водой (уголок экспериментирования),

В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости которых наполняются песком и водой. Для игр подбирают совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно использовать в воде, ведерки и др. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует активизации познавательного интереса. Здесь можно проводить элементарные игры - исследования с использованием шариков, ниток, пуговиц, камешков, кусочков пробки, т.о. происходит познание свойств предметов, расширение словаря, развитие речи и психических процессов.

14 слайд

  • место для рассматривания книг (книжный уголок)

Приобщать детей  не только слушать  художественные произведения, но и дать им возможность  закреплять  произведения , через рассматривание рисунков в книгах.   Дети называют знакомые предметы, показывают их по просьбе воспитателей, приучаются задавать вопросы.

15 слайд

  • уголок театрализованной и музыкальной деятельности

Музыкальный уголок – место для развития слухового восприятия и внимания. Необходимо создавать условия для действий со звучащими игрушками и музыкальными инструментами: бубен, барабан, колокольчики, балалаечка. Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., формируют малышей умение прислушиваться.

В этом возрасте используются несколько видов театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные сотсояния: радость, грусть, страх, удивление, злость. Педагог организует общение по содержанию сказок, используя игры с речевым сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными движениями персонажей

16 слайд

  • уголок природы

Поддерживая интерес и воспитывая бережное отношение детей к живой природе, педагоги организуют совместное наблюдение за объектами уголка природы и трудом взрослых по уходу за растениями, в результате дети усваивают название и значение действий, выполняемых педагогом, т.о. закладываются основы экологической культуры.

Таким образом, при рациональном построении развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием у детей раннего возраста появляются многочисленные возможности для практической деятельности, экспериментирования, развития познавательных способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым руководством воспитателя.

17 слайд

Золотые правила  Системно-деятельностного подхода:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

• Учи анализировать каждый этап работы

• Критикуя, стимулируй активность ребенка

18 слайд

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....

Системная паутинка"Ролево-игровой проект"Редакция газеты"Журавушка".

                                                      ...

Развитие системного мышления с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор»

Использование приёма ТРИЗ «Системный оператор» в работе с детьми дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»). Технология ТРИЗ.

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и  активного творческого мышле...