Конспект интегрированной НОД "Вода волшебница" по познавательному развитию
план-конспект занятия (подготовительная группа)
ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
развивать навыки проведения лабораторных опытов;
закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека;
формировать диалогическую речь;
формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_nod_voda_20.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированной НОД по познавательному развитию
с элементами экспериментирования и ИКТ
для детей подготовительной группы.
Подготовила воспитатель высшей категории Кутурова М.В.
Тема: «Вода - волшебница»
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
углублять и уточнять представления детей о свойствах и состояниях воды в экспериментальной деятельности, её важности для всех обитателей планеты;
подбирать прилагательные и глаголы к слову вода, использовать сравнительные обороты речи.
Задачи в интеграции образовательных областей.
Познавательное развитие:
ознакомление детей со свойствами воды: вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации; развивать навыки проведения лабораторных опытов;
закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Речевое развитие:
обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека; формировать диалогическую речь; формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Художественно – эстетическое развитие:
воспитывать желание сотрудничать друг с другом, договариваться в ходе совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к воде, самостоятельность, активность, инициативность и взаимовыручку.
Социально – коммуникативное развитие:
развивать интерес к экспериментальной деятельности, любознательность, логическое мышление; упражнять в умении анализировать результаты собственных действий в процессе экспериментирования; умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
активизировать и обогащать словарный запас детей.
Физическое развитие:
развивать двигательную активность детей.
Словарная работа:
вода плещется, бежит, переливается, журчит; вода-жидкость; вода не имеет собственной формы; вода - растворитель; фильтр; пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток; лаборатория.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
5.Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материалы и оборудование: проектор, карточки, коробка, кроссворд, комнатное растение (каланхое), глобус, стаканчики, ложечки, тарелочки, салфетки, ватные диски, детские белые халаты, пипетки.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые стаканчики (30 штук); салфетки на каждого ребёнка; одноразовые тарелочки на каждого ребёнка (10 штук); соль, сахар, масло растительное (ложечка) на каждого ребёнка; ватный диск на каждого ребёнка; пипетка на каждого ребёнка.
Ход НОД.
Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?
Ответы детей: Это кроссворд.
Воспитатель: Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд. Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»
1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак, Не упадет. (водопад) Слайд № 1.
2. Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) Слайд № 2.
3. Слушайте третью загадку. Где я только не пройду, везде сырость наведу. Я грибной, я слепой, а зимой, совсем чудной. На полях, желанный гость. Называют меня. (дождь) Слайд № 3.
4. Ну, и последняя загадка. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море (река). Слайд № 4.
Воспитатель: Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем.
Дети читают: Вода.
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию воды. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Итак, я буду профессором – руководителем экспериментальной работы, а вы - моими лаборантами и старательно будете мне помогать.
Превращение в лаборантов.
(Звучит таинственная музыка)
Глазки все закрыли вместе
И покружимся на месте.
Покружились, покружились,
А теперь остановились,
А теперь остановились
И в лаборантов превратились
Глазки открываются,
А чудеса продолжаются.
Воспитатель: Вот мы с вами находимся в лаборатории воды, приступим к нашим исследованиям и в результате наших исследований сделаем выводы. Дети надевают белые халаты. (Дети подходят к столам с заранее приготовленным оборудованием для опытов). Приготовится к работе. Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет.
Воспитатель:
Шар земной внесли в автобус,
Оказался это ……(Глобус)
Воспитатель показывает глобус.
- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса.
- Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны.
- Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: Что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?
Дети: Синий цвет – вода, все океаны, моря и реки.
Воспитатель: Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Проходите к столам. Мы уже знаем с вами некоторые свойства воды. Давайте их вспомним. (показываю карточки со свойствами воды, дети отвечают).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?". Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?"
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?".
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Опыт 1. «Вода – растворитель»
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти на свои места. У вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (сахар).
Дети поднимают салфетку (№1), и проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(соль).
Убираем салфетку (№ 2) с блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло растительное). – поднимаем с блюдца салфетку.
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой. В одну положите сахар и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель приглашает детей на разминку.
Физкультминутка.
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок.
Опыт 2. «Очистка воды»
Воспитатель: Проходите за свои столы. Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки и ватного диска. Посмотрите, как я это сделаю. А теперь вы повторите самостоятельно.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Интересные факты.
Опыт 3. «Вода в растениях»
Воспитатель: У вас на столах лежит лист комнатного растения, колонхое. Как вы думаете есть ли в нём вода? (Ответы детей). Давайте проверим. Предлагаю выдавить на стекло сок листика. Что вы видите?
Дети: Сок – это жидкость.
Воспитатель: Значить в растении тоже есть вода. А как вы думаете, есть ли вода в теле человека и животных?
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода обладает волшебными свойствами. И мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле человека и животных. Какие новые свойства воды вы узнали во время работы в нашей лаборатории?
Итог.
Дети: Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. Вода есть в растениях. (интересные факты)
Рефлексия: Ребята мне бы хотелось узнать понравилось вам это занятие или нет. У меня есть картинка – волшебницы воды. (Приклеить картинку к магнитной доске) Если вам понравилось занятие, то над картинкой воды появится солнышко, а если не понравилось, то тучка. Так я узнаю, кому понравилось занятие, а кому – нет. (Дети прикрепляют над картинкой солнышки и тучки. Благодарю детей за солнышки и, если появляются тучки, выясняю почему дети ее прикрепили).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
Познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани-вышивкой, кубанской росписью; дать представление о традициях кубанского быта....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"
Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .
Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность, здоровый образ жизни, художественное творчество) «Подводные спасатели»
Цели:Развивать познавательную активность, любознательность, умения наход...
Конспект интегрированной НОД по «Познавательному развитию» с элементами художественно-эстетического развития. Тема: «В гостях у сказки»
В НОД закрепляются полученные знания у дошкольников по формированию элементарных математических представлений с помощью сказочных ситуаций....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В С...