Содержание и методика формирования пространственных представлений во 2 младшей и ср. группах ДОУ.
презентация к уроку (младшая, средняя группа)
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание понятия Пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка на местности: определение «точки стояния»; определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося; определение расположения предметов относительно друг другу.
Пространственные отношения у ребенка Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений.
Ребенок легче ориентируется в направлениях пространства в статическом положении, при этом он исходит из сторон собственного тела, т.е. ориентируется на себя. Постепенно ребенок овладевает ориентировками во 2 младшей группе «от себя» и в средней «от объектов».
Младшая Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки.
Средняя Задачи ориентировки в пространстве усложняются: дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в направлении от объектов. Ориентировка в пространстве по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).
Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов: — Я сижу за столом. — Я сижу на стуле. — Я лежу под одеялом. — Я стою у окна. — Я спрятался за шкаф.
Виды ориентировок. «На себе» «От себя» «На плоскости листа» «На других объектах» «От других объектов» «Определение взаимного расположения предметов»
Описание 1 этап, является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении от себя.
Ориентировка на собственном теле
В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем ножки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.
2 этап в обучении детей - ориентировка на внешних объектах (на любых предметах, на человеке). Однако ориентировка на человеке и на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях.
Пример ориентировки от предмета спереди – кабина кузов - сзади, внизу - колеса, ( передние и задние).
3 этап освоение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед— назад, вверх — вниз, направо — налево.
Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
Знакомство с плоскостью В младшей группе дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.
Знакомство с предлогами У детей младшего дошкольного возраста часто наблюдаются многочисленные ошибки при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Вывод: Уровень развития пространственной ориентировки у дошкольников, позволяют своевременно выявить отставание в формировании и развитии ориентировки. Это дает возможность вовремя откорректировать нарушения. Таким образом, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь воспитателю. "Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений" (вторая младшая и средняя группа)
Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах,...
Семинар для педагогов "Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников"
Формирование пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства...
«Формирование пространственных представлений у детей средней логопедической группы»
Копилка игр, направленных на формирование пространственных представлений у детей....
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....
«Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»
laquo;Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста» ...
Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста (выступление на педсовете)
Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве»
Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве...